Промчалась жизнь ребёнок - дедушка

Сергей Рубанкин
Жизнь человека условно можно разделить на три неравных временных периода: ребёнок-подросток-взрослый. Выделим характерные признаки каждого периода.

Ребёнок.
Рука ребёнка в руке мамы (папы, бабушки). Близкие родные для него и авторитет, и друг, и защитник. В конце этого периода ребёнок уже пытается вырваться из рук мамы (папы, бабушки). Также появляются первые секреты, которыми не хочется делиться с родителями и близкими. Возникают новые (конкурирующие) контакты, связи, авторитеты среди знакомых и друзей.

Подросток.
Его рука уже в руках случайных людей (авторитетов, лидеров разных групп и компаний, в редких случаях таким авторитетом становится учитель, руководитель кружка), которые увлекают за собой. Авторитет родителей уступает своё первое место.
В редких, исключительных случаях, обычно в счастливых семьях, другом и авторитетом остаётся кто-то из родных. Обычно это бабушка или дедушка. Родители наши работали, и мы большую часть свободного от школы времени проводили на улице и с бабушками-дедушками.
Оглядываясь на себя, своих друзей-товарищей нахожу только одного такого человека – свою жену, для которой другом и авторитетом, советы которого легли в основу характера, которому она могла поверять все свои тайны, оставалась её бабушка – баба Лена. И в своё свадебное путешествие – на Алтай, родину жены и её бабушки мы отправились втроём, с бабой Леной.

Это самый важный этап в жизни человека и самый опасный. Здесь приобретаются знания, опыт общения, формируется характер и структура нравственных опор, образуется круг верных друзей и авторитетов.

И многое в судьбе ребёнка зависит от того, кто будет его лидером.

Взрослый.
Руки в карманах. Сам себе хозяин. Все пути открыты, выбирай любой!
Так ли это? Конечно, нет. Твой выбор ограничен тем багажом знаний, умений, который ты успел наработать в предыдущий период. И силой сформированного характера. И, конечно, жизненный путь определяется нравственными ориентирами.

Временные границы.
Они очень индивидуальны и зависят от многих причин.
Для большинства детство заканчивается в 5-7 лет. В семье беспробудных пьяниц ребёнок с первых лет вынужден жить жизнью подростка. В крепких руках родителей детский период может затянуться. Хорошо это или плохо? По-разному может обернуться для детей разных характеров.
Подростковый период обычно заканчивается после школы или окончания училища, вуза (18-25 лет).

Невольно вспоминаешь своё детство и своё окружение. Всё было, и хорошее, и плохое. И «бычки» собирали и курили (помню, в четвёртом классе), и драки компаниями квартал на квартал, правда, до поножовщины не доходило, и в школе взрывы устраивали.

Были у нас лидеры и заводилы. Выделялся Витя Зверев – заводила, отчаянный, бесшабашный парень. Красавец, девчонки уже заглядывались на него. А ребята хотели быть похожим на него, пытались подражать. Он цеплялся сзади за трамвай, или висел на подножках. Однажды он сорвался. Ему отрезало ногу трамваем чуть ниже колена.

Зимой на коньках мы крюками из железного прута цеплялись за грузовики и катались. Помню, учительница, видимо, видела меня за этим занятием, и однажды после уроков пошла рядом со мной и объясняла, что так нельзя делать, что это опасно. Но я так и не сознался, что тоже цеплялся за машины.

Вспоминаются первые «ухаживания» мальчишек за девчонками. Училась в нашем классе девочка Роза Масюк. На мой взгляд ничем не выделялась, ни красотой, ни успехами в учёбе. Но почему-то ребята из класса решили «поухаживать» за ней и табуном преследовали её, после уроков провожали её до дома.

Никто из ребят авторитетом для меня лично не стал, потому что...

В Доме пионеров я перепробовал несколько кружков, раза три записывался и бросал авиамодельный кружок. Несколько моих авиамоделей несколько лет хранились дома.
С 4-го класса начал ходить в радиокружок, которым руководил Владислав Владимирович (ВВ) -  талантливый, увлечённый человек, мастер на все руки, инициатор интересных дел. Он научил нас строгать и пилить, работать на сверлильном станке, мотать трансформаторы, читать радиосхемы, разбираться в маркировках радиодеталей, паять первые самостоятельные радиосхемы.

Мы мастерили радиоприёмники и передатчики, участвовали во всесоюзных соревнованиях по радиосвязи в коротковолновом диапазоне. В памяти навечно впечатался позывной - RA9KOC. Участвовали в соревнованиях "Охота на Лис"

Летом мы кружком (все, кто мог) выезжали в одну из деревенских, сельских школ и радиофицировали её. Обычно выбирались деревни около реки или озера. Брали с собой необходимые материалы, детали, инструменты.
Но кроме этого ВВ брал с собой резиновую надувную лодку. Мы спускали её на воду, набивались в неё, отплывали от берега на глубину, и ВВ выбрасывал нас в воду. Так мы научились плавать.
Ограничений купания по времени, как в пионерлагерях, конечно, не было. В тёплый солнечный день многие часы проводили у воды. Никаких строгих ограничений не было. ВВ резвился вместе с нами - ну, чисто ребёнок!

Не забывали и обязанности. Несколько часов отводилось на работу в школе, размечали и прокладывали радиопроводку по коридорам, классам и учительской.

Сами готовили еду и даже мороженное! Вопрос с продуктами питания был решён оригинально. Через Дом пионеров выкупалось две-три путёвки в пионерлагерь, и в расчёте на них выделялись продукты, которые мы и забирали. Парное молоко покупали в деревне.
Холодильников тогда в школах не было, но в больших погребах были ледники, а лёд школы заготавливала зимой. Там и готовили мороженное.

В добавок у ВВ был старенький горбатый москвич. К нему привязывали толстую верёвку, и начиналось «перетягивание каната» - мы хватались за верёвку, а ВВ на машине пытался нас тащить за собой.

И ещё запомнились «опыты» с электричеством: мы включали в сеть большой ЛАТР (Лабораторный АвтоТРансформатор), хватались руками за выходные клеммы и постепенно повышали напряжение, следя за показаниями вольтметра, и терпели, пока не сводило руки в запястьях. Не уверен, может память подводит, но мне запомнилось, что я выдержал 110 вольт!

И всё это делалось не тайком от ВВ! Доверие было полное, каких-то запретов вспомнить не могу. Нам было интересно!
У меня даже есть рассказик об этом времени (Дебют на телевидении).

И, конечно, по авторитету ВВ был для нас вне конкуренции.

А после 7 класса я поступил в радиотехникум.
Там началась совсем другая жизнь, новые люди, новая дружба, которая продолжается до сих пор.

Так что опасный школьный участок жизни я проскочил.
Хорошо, что я школу бросил!

Годы учёбы в радиотехникуме были очень важным периодом в жизни каждого из нас, учащихся.
У нас была очень дружная группа, нас учили талантливые, высококлассные преподаватели и духовно богатые личности. Они нам дали не только глубокие знания, но и привили нам нравственные ценности, научили нас различать добро и зло, заложили основу нравственных координат, вложили нас границы дозволенного, которые не должен, не имеет право переступать человек.

Нельзя предавать Родину, детей, родителей, изменять жене/мужу.

У меня есть несколько рассказов об этом времени жизни. «Два урока физики» - один из них.

В этом году исполнится 60 лет после получения дипломов в техникуме, но мы (наша группа) по-прежнему не растеряли связи, правда, нас уже осталось всего несколько человек.

Время беспощадно, забирает одного за другим…

На фото наша группа (не все, кто смог приехать) на юбилее 40-летия окончания техникума. На фото ещё живы и Валера Щербаков, с которым мы вместе прослужили с первого до последнего дня в Советской Армии, и Витя Чирков, мой свидетель при регистрации нашего с женой брака, и Женя Немков, единственный из нашей группы, работавшей по специальности – обслуживал радиолокационную станцию во время службы в Советской Армии, и две Люси-Люды, Люся Ромашова и Люда Лапинская. Последней ушла Тамара Иванова, самый близкий мой друг, о ней есть у меня рассказ.

Вечная им память…

Меня на фото нет - я снимал, а жена моя - есть. Все мои друзья стали и её друзьями.
Пройдут годы: служба в СА, учёба, работа, семья, дети, золотая свадьба…
Вот и я уже дедушка, по скайпу занимаюсь с внуками математикой.

О чём горюю - что не удалось мне для внуков стать «бабой Леной»…