Галина Щекина Энергия добра

Галина Щекина
Галина  Щекина. Энергия  добра в рассказах Михаила  Анчарова
(Литературный  обзор)
Энергия добра это не то, что  лежит на столе или спрятано в сейфе. Это неуловимая субстанция, и все  же  она играет огромную роль в нашей жизни. Проще говоря,  это загадка. Не  могу ее обьяснит, но жить без нее  не  могу. Объяснить не могу, но вслух поговорить надо. Рассказы Анчарова 60-80 годов заслуживают отдельного  разговора. Недавно появился  повод. Прочитала  рассказы  Анчарова , это новинка  Анчарова в  издании  Престиж Бук., т есть  5-томник. Там я впервые прочитала рассказы Анчарова. Прежде всего это классические рассказы  на русском языке, написанные в лучших традициях реалистической  русской прозы.  Они, как правило  сюжетные, и  это сюжет крепко держит воедино все повествование. В них ярко прописаны  диалоги. В них  всегда есть идея, которая  успешно осваивается  читателями. Они летящие в смысле  действия и в смысле восприятия.  И  еще еще одна особенность – они наполнены энергией добра. Все эти закономерности объясняются конечно местом автора  в литературе – он шестидесятник, читай – романтик и мечтатель. А еще особенностями личности автора, всегда работавшего в режиме отдачи.Он щедро  делился  с человечеством   мыслями но и чувствами. И он  поселился один  раз черпать можно  многократно.
Рассказов  Анчарова я до этого не читала – ничего, кроме  «Венского вальса», ставшего потом  частью книги «Теория невероятности» и когда-то напечатанного в «Огоньке». Но пролистать, пропустить  «Венский  вальс» было бы неправильно. Романы -  основное достижение Анчарова , это «Самшитовый  лес», «Как  птица  Гаруда», «Приглашение на  праздник», «Сотворение  мира», но они неотделимы от рассказов. Атмосфера  та  же.
Есл  вы помните,  «Венский  вальс» - это рассказ о первой несбывшейся  любви  мальчика Алеши. Дело происходит до войны и во время   войны. Время жестокое, люди быстро и страшно гибли.Тут не до нежностей. Но Алеша  не виноват,  что любовь его прихлопнула в такое  жестокое  время. Когда он сталкивается  стем,  что его любовь увозит в  машне какой-то тип с усиками, он задыхается он ревности, как  враг отец  девочки все моментально понимает и говорит: «То, очем  ты думаешь, не существует». Старый Клаус  все понимает и хочет предотвратить разрыв мальчиков  сердца. И даже   отвратительный тип с усиками в эсэсовской форме  принимает сторону Алеши и пытается увести от него смерть, а сам гибнет. И даже учительница не  может сообщить Алеше о смерти Катарины – она не хотела вдеть, как ему разбивают сердце. Вот это  человеческое тепло, которые излучали  люди вокруг, возможно,не дало случиться отчаянию. А в отчаянии  можно такое натворить… И  сознавая  эту беду в жизни героя, убеждаешься – большой беды  не сучилось. Отчаяние меняется  мягкой грустью вместе с вальсам Штрауса, а рассказ нас пленяет светлым и прекрасным  отражением жизни. А ведь в  жизни  была  трагедия…
Рассказ «Корабли»  относительно современный. Всего лишь из прошлого века. История о  дружбе двух мужчин – рассказчика и Витальки. Они никого из пожара не спасут. Они просто разговаривают на фоне строительства корабля у них во дворе.   Причем у  каждого если неприятности – у рассказчика наложились  драмы в любви. А у Вилки драмы учебой и или с выбором профи. И случатся что эта дружба ,проявление сочувствия помогла Витьке сделать решительный  мужской  шаг. Чтобы сделать этот шаг, нужны силы. Энергия. Витальку зарядила энергей  эта  дружба.
Рассказчик(автор) не обольщается на с вой счет. Он видит, что разговоры не помогают расшевелить Витальку. И причина  его интереса – не сам рассказчик – длядя, а  его  комната, куда   нагрянут  двенадцать  его приятелей. И тогда наш герой  отдает этот   ключ  несчастному  племяннику. Свершает акт  дарения  своего пространства.
В рассказе  «Лысый бугор» - (он старинный,кстати)  действует доктор Франсуа, на которого обиделись пациента и выкинули из города.Но потом его приняли за священника и просил отпеть мертвую девушкау, а он  взял и оживил ее. Добро  это или зло? Конечно зло дя отца, который  должен пати налоги.Но для самой девушки – конечно, добро. Доктора обидели, а он взял и чудо сотворил. Вот сама способность творить добро после причиненного зла – это ли не добро?. И что оно делают с людьми?  Люди  пытаются очнуться и  слышат – нельзя пить из реки, там зараза. От нее  болезни… И в конечно  счете те же необразованные озлобленные  люди готовы  на руках нести Врача обратно в город…
«Город под водой» - это  рассказ про  конец  света. Город решено затопить, и  все оттуда выходят, и все бегут. Простая девушка, неистово жалеет город перед гибелью ией кажется гибель города- все равно что гибель всей  культуры. Она в последний раз проводила экскурсию так  как  как не провела ни одной  экскурсии   эт был бы  ее первый рабочий день который  стал последним  днем города…Да уж, Анчаров большой любитель парадоксов. Хотя это не выдумка,было время, города села топили  одно за  другим. Она повдит эт  экскурсию  слезах , а посторонние люди ее слушают сочувственно.И  именно их внимание делает счастливой  эту  девушку перед апокалипсисом.  Она  умудрилась очастливить других. И еще один  посторонний  Бутягин  хотел сделать кому-то а брата, но  слишком  уж хорошая была  лекция  о Родине. Так  получается, что вначале шла речь о каких-то простых вещах, а  в  конце  речь пошла об очень высоких  вещах.Из-за  этой лекции, которую девушка  говорила  вся  пылая - в первый и последний  раз.
Но из всех других мне дороже рассказ «Долгий пусть через  комнату». Во-первых. Он напоминает мне сцены их спектакля  Анчарова  «В одном микрорайоне», там были похожие персонажи – Пахомов и  Ксения.А я, в отличие от многих  знатоков   продолжение  сериала вовсе не считаю неудачным. Никак не моли герои  друг друга. Вот в рассказе у  героев этаже  тяжелый период непонимания, только  зовут их Витька и Глаша и у них, в отличие от телевизионных персонажей история кончается хорошо.
«Счастье - это когда тебя понимают».  Эта фраза из фильма «Доживем до понедельника» в свете рассказа  Анчарова «Дорога через комнату» приобретает совершенно иной, новый  смысл. Как  и во многих рассказах Анчарова,   женщины  тут описаны восхищенно, И Глаша, героиня этого рассказа во всех отношениях удивительная женщина, но  вдруг ни с того ни с сего уходит от любимого, в рассказе это герой по имени Виктор. То есть сама по себе Любовь это еще не гарантия счастья, его надо как-то ещё добиться, отвоевать, нужен какой-то или стресс, или чтобы герои потеряли друг друга и все же поняли, как они необходимы друг другу.  В данном случае стресс состоялся довольно сильный и его спровоцировали сами герои, а именно: сначала вроде пошло всё хорошо, а потом любимая жена Глаша вдруг усмехнулась и ушла.  А почему она ушла? Причины могут быть разные, в том числе и мебель который сначала не было. Они, сидя на полу смотрели телевизор. а потом мебель начала появляться. Но это уж процесс разрушения не остановило, и он, и она на любят друг друга, но происходит драма расставания. Здесь необходим какой-то сторонний взгляд и носитель этого взгляда первый друг Виктора, Юраша.  Он считает, что в любви надо уметь не только отдавать, но и брать ть, а Виктор этого не умеет и Глаша почувствовала себя ненужной. Таким образом хорошо начавшаяся жизни внезапно зашла в тупик. Этот рассказ как и другие рассказы Анчарова   протяжно длинный, наполненный подробностями, и хитросплетениями,  но там всегда просвечивает идея и это идея я в том чтобы не потерять любовь, которая свалилась им на голову, идея, казалось бы, простая,   но главный герой этого рассказа Виктор оказался в тупике
 Однако, как всегда у Анчарова,   человек оказывается в тупике не один. Ситуация сильно напоминает атмосферу знаменитого телеспектакли «День за днем», атмосферу, где сп одного тревожатся, и наоборот.
Да уход Глаши причинил боль Виктору, но в ушах у него продолжает звучать фраза Каракоса который научил Глашу готовить плов. Киракос говорит -зачем назвать женщину графиней, если она богиня, зачем обижать женщину. Но до поры до времени бездействует Виктор и сам это понимает. Пока  дело не доходит до свадьбы Глаши с другим человеком. Тут он решается на  такое... Почему надо было столько терпеть? Увидев Виктора Глаша только успевает крикнуть «пришёл» и повисает у него на шее. И происходит тихий взрыв и поворот истории в нашу пользу. Ура наши победили! наверное внутренние она ждала от него такого поступка.Ждала и приближала.
Эпизод прихода Виктора на чужую помолвку очень кинематографичнный, а ещё он очень эмоциональный, это это еще раз убеждает читателя в том что Виктор был прав: за свое счастье надо бороться и и выходит Виктор в этой ситуации отстоял свое право на счастье, а читатель получил подпитку невероятной энергией и добра и теперь все получили надежду на хорошую жизнь героев в будущем.
Невесты, конечно  так  делать не  должны. Дурной пример не надо подавать. Но все  решил бешеный крик  Глаши  «Пришел!» и поцелуй, и разбиты  бокалы,  и весь  это  шум и скандал драки. Что наконец друг друга нашли. 
Одни скажут что увел силой, а другие- что мужиком надо быть. Добро пришло через поступок. Одни  скажут  что  мелодрама. Другие счастливо  заплачут, как и положено: господи, какие счастье.Это история,  через  которую по словам Анчарова, просвечивает  время. А по-моему это история  вечная. Потому что у зла нет будущего, а у  добра  есть.
Рассказ 1973 года  «Корабль с крыльями из тополиного пуха» Ю.Ревич  считает лучшим. Ну я бы с ним поспорила. но  кто я  такая  чтобы  спорить с  всем Ревичем? (Создатель мемемориального  сайта Анчарова). Честно говоря, рассказ сложный. У него ломаный  сюжет, с провалами в  прошлое. И действие показано необъективно, через Галку Соловьему  по  кличке Шоколадка. Ее не  любят в кассе и травят по-всякому. Да тут  еще  дурацкий  неуместный Медведев, имеющий отношение к Галке только потому,  что встретил ее  мать у роддома, когда  муж погиб на войне.  Жизнь героини  заходит в тупик так  как Медведев всегда приезжает перед каждым Днем Рождения Галки, а  сам женится на  училке-физкультурнице..Но не мама, а  училка,  старая Ефросинья, да еще неуместный  Медведев  понимают странную Соловьеву. И от этого любовного понимания  ее жизнь не пошла под откос,а  вера в  людей  воскресла из мертвых.
У Анчарова  «Корабль с крыльями из тополиного пуха» – это символ наделы и радости   на то, что можно жить и люди тебя не затопчут. Только они разбесятся и начнут травить, как приедет дурацкий Медведев и вес опять станет нормально. А  может, н вовсе не  дурацкий. А может даже ее  судьба? Не спорю. волшебный  рассказ. Но слишком  сложный.
Читатель  сначала  даже не понимает. лица какого идет повествование. Но потом, как  в фотографии, камера  делает наезд,от  общего плана  переходит на крупный план.Это прием оказывает противоречивый характер  главной  героини Соловьевой и при значительном увеличении  видно, что история-то любовная. Иона, собственно говоря. не закончена.Потому что зло- тупик. А добро обязательно имеет продолжение! Хоть садись и дописывай  эту  историю.кстати, Медведев –это традиционный  чудик типа  Горшки Панфилова. Он конечно  добрый. Он нарушает основной  закон  физики –он  появляется ниоткуда и исчезает  в никуда. А  мы  же учили: ничто ничто не появляется никуда ине  исчезает  в никуда. Но в мире Анчарова пять все  наоборот и  как-то пьяно. В этом рассказе Анчаров опять следует своему закону делать из плохих людей  - хороших. И  их чужих  все  становятся  своими…Так  было и в «День за  днем» Все правильно.
Однажды мне не в очередной раз починили зло. Я не могла спать ночь и стала читать  анчаровские рассказы, я хваталась  зв последнюю соломинку и когда приблизилось утро, . легко стало у меня на душе. Вспомнила я  что не весь  мир состоит  из злодеев.  Есть просто исключительные по доброте персонажи.
Я написала рассказ  «Не друг  человека». Там сердитый  молодой еловек.по имени  Карен во время пробежки подвергается нападению бродячих псов После  этого ужасного случая он видит на дороге сбитую собаку и наплевать.А когда понимает, что эту собаку любили и души не чаяли- возвращается  помочь… Он ненавидит собак и не хочет помогать. но хозяйка пса – беременная, а у него жена беременная, вот и все. Произошел поворот к добру.
Если под таким углом рассмотреть другие произведения Анчарова, то окажется -цепная реакция добра происходит у  него не только в этих рассказах. Везде, когда кто-то или что-то помогает нам быть людьми.  Даже когда, когда невозможно.
Галина Щекина.