Метрофоника

Александр Бубнов
МЕТРОФОНИКА
(статья-манифест)

Посвящается Владимиру Кисарову,
многолетнему куратору
многих литературных и музыкальных проектов
КЦ академика Д.С. Лихачёва
на Амурской улице в Москве


На заре Серебряного века русской поэзии и на заре становления стиховедения ФОНИКА, как учение о правильной организации звука в художественной речи, котировалась весьма высоко и возводилась на пьедестал рядом с МЕТРИКОЙ и строфикой, которая дополнялась рифмовкой и теорией рифмы. Постепенно ФОНИКА отдалилась на периферию... Возможно, мне так просто показалось... В любом случае, не пора ли ФОНИКЕ сблизиться с МЕТРИКОЙ формально и стать составной частью нового термина - МЕТРОФОНИКА?..

МЕТРОФОНИКА начинается с того, что в строке стихотворения с сильной долей МЕТРА (metre) сливается тот же ударный гласный ЗВУК (phone), что был на предыдущей сильной доле - ассонансная МЕТРОФОНИКА, некий изначальный речевой акт слияния ФОНИКИ и МЕТРИКИ. Для метрофоники стиха очень важно, что именно русская орфография строго (за редчайшими исключениями типа "кораб[ы]ль") соблюдает принцип: один гласный ЗВУК - одна гласная БУКВА (ЗВУКОБУКВА), причём на ударных позициях звукобукв мы видим абсолютное слияние фонического и графического начал, звука и визуальности, - для компьютерных программ изучения текстов это хорошее подспорье.

Повтор ударного звука в стихе создаёт мгновенную подсознательную радость узнавания, ведь только что было так же!..

кому близкА мо[йA] строкА?
да рАзве что друзь[йA]м...

В этом 2-стиховом фрагменте из 7-ми стоп ямба в 3-х подряд стопах (со 2-й по 4-ю стопу, 1-й стих) сильная доля приходится на ударный А, который завершает все 3 слова, метрически совпадающими со стопами ямба; звук А выделен большой буквой. Плюс к тому во 2-м стихе ещё два ударения приходятся на А. Метрофоническое мышление на вполне элементарном уровне позволяет констатировать и внутреннюю рифму на полустишиях 1-го стиха - близкА / строкА.

Ассонансная МЕТРОФОНИКА выявляется так называемым методом "скандирования", когда читатель прочитывает (перечитывает) строку, специально выделяя голосом сильные доли метра, вне зависимости от ударений в словах; происходит от лат. scandere - "разМЕРенно читать". Это едва ли не самая простая МЕТРОФОНИКА, ударно-ассонансная. На шаг сложнее, но и - на мой взгляд - гораздо интереснее, сильнее по воздействию, когда в такую систему включён не один гласный звук, а пара повторящихся гласных. В нижеследующем авторском примере такая "качающаяся" МЕТРОФОНИКА (выделены большими буквами в 3-й строке) усложнена метрофоническими перекличками с другими стихами катрена.

("Фонарь", начало)

В ночи среди снежинок подвизался
фонарь, который тихо ждал рассвета;
я сАм не ОсознАл, как ОказАлся
включённым в круг его прямого света.
...

Как видите, в 3-й строке катрена ФОНИКА всех 5 сильных долей в МЕТРЕ 5-стопного ямба суммарно составляет строгую симметричную систему ассонансов. Схема звукобуквенной МЕТРОФОНИКИ строки - А' / О / А' / О / А'. (О = [а], безударному). Причём на пиррихиях строго соблюдается безударная звукобуква О, а на ударениях слов - А' (ср. гласные звукобуквы в заглавном слове фОнА'рь). Всё это создаёт волнообразную 2-уровневую систему МЕТРОФОНИКИ ассонансов: опорный ударный А' чередуется с безударным О, но всё-таки расположенном на сильной доле стопы. А уже между всеми этими ассонансами - как 3-й уровень - строго по одному гласному звуку, уже не входящему в вышеописанную последовательность, - этот 3-й, самый низкий по значимости и влиянию безуданый уровень призван давать некоторый "отдых" слуху, чтобы охватить чётче на этом фоне всю строгую систему сильных ассонансов на протяжении всей 3-й строки катрена; впрочем, и на этом уровне звукобуква Я (безударный [а]) открывает и завершает строку, дополнительно подчёркивая визуальную МЕТРОФОНИКУ, её зеркальную симметрию.

Некоторая "подготовка" слуха для восприятия метрофонической структуры 3-й строки происходит уже в 1-й строке, здесь звукобуквенная симметрия ассонансов охватывает все 3 уровня: "в нОчИ срЕдИ снЕжИнОк..." - О / И' / Е / И' / Е / И' / О. В следующей строке слуху (и глазу) даётся отдых - как бы перечисляются бессистемно все возможные ударные гласные: а' / о' / и' / а' / е'. И, наконец, в 3-й строке катрена создаётся кульминация МЕТРОФОНИКИ всей первой строфы стихотворения. Здесь МЕТРОФОНИКА выходит на уровень строфики, её философии, её драматургии 4-х строк: завязка, развитие, кульминация (3-я строка) и развязка; финальная 4-я строка метрофонически возвращается к принципу 2-й строки с её бессистемными ассонансами, а семантически и композиционно 4-я строка - уже как драматургическая развязка - подводит итог развития сюжета 1-й строфы - лирический герой в итоге оказался "включённым в этот круг, который освещает фонарь", "фонарь принимает лирического героя в свой круг". Ударный звук У в слове крУг вообще единственный на протяжении катрена, и здесь МЕТРОФОНИКА снова цепляется за семантику, за сюжетность...

Итак, ФОНИКА, обогащённая МЕТРОМ - МЕТРОФОНИКА.
МЕТРИКА текста, обогащённая ФОНИКОЙ - МЕТРОФОНИКА,
...которая не отменяет метрику, но уточняет и расширяет её тогда, когда метр связан с особенностями звуковой аранжировки текста. И даже если - по самому минимуму - не выделять МЕТРОФОНИКУ в отдельную категорию на стыке МЕТРИКИ и ФОНИКИ, то простое упоминание сочетаний "метрофоника текста", "метрофонические особенности" и т.п. возвращает или удерживает пиетет перед значимостью звука в художественном тексте - на сознательном и/или  безсознательном уровнях.

Если понимать МЕТРОФОНИКУ широко, как явление, то это сумма пониманий эвфонии, звуковой аранжировки, аллитерации... но главное - ассонанса... а в целом - всех звукоповторов во всём разнообразии их комбинаторных вариантов... законов и особенностей благозвучной речи, однако с учётом задач и формы конкретного стихотворного или иного текста, с его метрическим каркасом, со всеми его формальными нюансами и функциями.

Если всё-таки понимать МЕТРОФОНИКУ как науку, более узко, то это стык дисциплин, часть основ стиховедения: метрика (метрофоника) / строфика / рифмовка (теория рифмы). ФОНИКА и МЕТРИКА расширяют сферу своего узкого применения - теперь они вместе в МЕТРОФОНИКЕ как части стиховедения, как части поэтики текста.

МЕТРОФОНИКА может стать и чем-то вроде оценки общего качества той самой "музыки стиха" - красивого сочетания слов, больше подходящего для литературной критики, но не для стиховедческой науки. И критик, как и учёный, напишет: "...в этом стихотворении богатая метрофоника", или, напротив, "...бедная, слабая, неудачная метрофоника", и затем перейдёт к аргументам... Если восходить от "музыки стиха" к Музыке как таковой, то МЕТРОФОНИКА - это поэтика музыки, особенно вокальной, но и инструментальной тоже, это музыкальная метрика в союзе со звуком, с фоникой... Предполагаю, что музыковедению термин МЕТРОФОНИКА вряд ли понадобится, потому что практически любую музыку можно назвать "метрофоника", однако само слово в критических статьях музыковедов и искусствоведов может разнообразить лексикон.

В стиховедении МЕТРОФОНИКА может пониматься как уточняющее слово, говорящее не только в целом о звуковой аранжировке, но о ней же, связанной с метрикой строк; не только о рифме как таковой, не только об эпифоре или анафоре, но и о рифме внутренней, о её более или менее объективной констатации, о внутренних созвучиях, о менее заметных звукоповторах, выявляемых с учётом МЕТРИКИ как каркаса для ФОНИКИ!

("Фонарь", 2-я строфа)
...
Мы поняли друг друга с полуслова,
Что уронило вдруг его лицо вниз -
Ведь из округи мы одни, мы оба
Познали хмель и медленность бессонниц...

Помимо более очевидных внешних и внутренних рифм и созвучий, МЕТРОФОНИКА как инструмент позволяет нам  констатировать менее заметную внутреннюю рифму "уроНИло / мы одНИ, мы..." - именно метрофоническое понимание позволяет найти, ощутить (или отыскать постфактум) такую составную внутреннюю рифму на отрезке как бы 2-стопного хорея внутри структуры 5-стопного ямба, рифму с опорой на ударный звук И, с поддержкой доударного ассонанса на О и послеударной согласной М, входящий в сонорный каркас "р, Н, л / м, Н, м". Ср.тж. более банальную рифму (или двустишия): они / одни (ямб), или: мы одни / урони (анапест). Здесь остаётся за-рифменная часть 3-й строки - продолжающая рифму ещё одна хореическая стопа на слове "оба". В отличие от рассмотренной внутренней рифмы, эта стопа, заканчивающая 3-ю строку, рифмуется уже как внешняя рифма с 1-й строкой - "полуслОва / ... Оба". Кроме 3-х финальных звукобукв "...ова", остальная - безударная часть последнего слова 1-й строки - "полусл-" по ФОНИКЕ никак не сочетается с оставшимся параллельным безударным МЕТРическим отрезком 3-й строки - "-ни мы", а - напротив - сочетается по ФОНИКЕ в стыке с началом 2-й строки, с тем самым словом "уронило", ср. "поЛУсЛОвА / УрОниЛ[А]"... Здесь и по семантическому наполнению - "лицо фонаря уронило(!) вниз" что - именно "полуслово(!)". Таким образом, МЕТРОФОНИческий анализ позволил выявить сложный рифменный комплекс из 3-х элементов, как бы разбросанных по трём строкам катрена, с объединяющим словом "уронило", расположенном внутри строки и скрепляющим внешние рифмы... А в 4-й строке находим ассонансную МЕТРОФОНИКУ 2-й и 3-й стопы ямба, опять же, подкреплённую сонорными согласными: "-ЛИ хМЕЛь / И МЕдЛ-". Более частое, чем однократное, повторение такого метрофонического отрезка приводит к излишнему фоническому акценту и граничит с каламбуром или скороговоркой, что неприемлемо в таком лирическом стихотворении. Ср. такую экзотическую форму метрофонической комбинаторной поэзии, как "заикалочка", напрямую связанную с юмористическим и/или каламбурным эффектом: "иски с Киски - скис Кис-кис!", 4-стопный ямб с максимально упорядоченной организацией звуков, сливающейся с метрической организацией; в основе здесь - многократно повторяющийся сегмент КИС.

Вот они - формы стиха, уже изначально "заточенные" под метрофонику. Едва ли не самая изощрённая из них - палиндром. Но и в нём МЕТРОФОНИКА может вырываться из тесноты тотальной звукобуквенной формы в макрометрику и строфику.

***
ум изливался, катился,
латы плача к дарам износив,
он боями латал
Имя.

обнови сон,
зима.

рад -
качал, пытал ясли -
так я славил
зиму.

ИМ['а] / зИМу / зиМА - все три слова-стиха венчают три строфоида и составляют ФОНИКУ едва уловимой рифмы на основе двусложной МЕТРИКИ на этих трёх коротких стихах. Это и есть одно из более сложных проявлений МЕТРОФОНИКИ.

В конце концов, философски и ассоциативно - МЕТРО... кто-то, переосмысливая корни, услышит именно так эту часть слова... Метро - это тепм, метры, такты, это циклы трасс и механизмов... МЕТРОФОНИКА как механизм понимания и чувствования организации звука в стихе, в прозе... и даже вне художественного текста...

"Боли в горле" - записывает врач в медицинскую карточку жалобу пациента... и не замечает, что записал... стихи! Да, он врач, а не поэт, хотя и врачи пишут стихи. Строго говоря, это не стихи, но работает в нас именно МЕТРОФОНИКА, благодаря которой и вооружившись которой мы можем превратить эту запись в стихи, в рифмованное двустишие в одностопном хорее: боли / в горле... Таким образом, термин МЕТРОФОНИКА может работать гораздо шире, помогать выявлять "found poetry" - найденную поэзию... И такие примеры можно множить и множить... заметили? Ну вот - снова: можно / множить, такое же по структуре 2-стишие!.. МЕТРОФОНИКА - это свойство языка с его естественной метрической самоорганизацией повторов, как цветы на поляне... Если продолжить метафору, то поэт - садовник, а МЕТРОФОНИКА? - инструмент в руках поэта. И филолога. 

Метрика, фоника... язык подсказывает - объедини! Новое творческое слово, новый термин - это новый опыт, движущий своими механизмами язык, развивающий его возможности... ещё и ещё раз напоминающий о взаимосвязях уровней, категорий, параметров... все эти тексты, как весь этот джаз, мы несём с собой и дарим друзьям, читателям, детям - новым носителям и новым дарителям языка, мысли, художественной речи...

,,,
я несу Дусе ня,
я дарю Юре дя,
а мху - дух ма,
а путям - мяту па

нь
дь
м
п

буквАтоммОль
ломмОта в кУб

С одной стороны, текст мы расщепляем на атомы, как в том же палиндроме, где сама форма априори порождает зеркальную МЕТРОФОНИКУ, с другой стороны - возводим текст В КУБЫ' БУКВ, ищем кубатуру сфер как квадратуру круга... восхищаемся играми, - высокими, низкими - всякими - всеми, что на пользу поэта как исследователя звука и метра. Измерить звук. Поверить ему. Поверить его - алгеброй гармоний... на стыке... на интеграции звука и формы.

Да здравствует МЕТРОФОНИКА как новый термин, как слово нового обихода, призванное возвратить пиетет перед звуком и звукобуквой!

Здравствуй, МЕТРОФОНИКА!
Аве!..

А.Б.
12/21.03.2023.
Курск / Москва