Президент России и дизайнер.. что общего?

Фархад Гулямов
Президент России и дизайнер: что общего?

Есть ли на свете профессия, должность, в которой профессионально разбираются буквально все: от бомжа до эксперта с километровыми регалиями? Да, скажете вы: эта профессия называется «Президент страны». Я с вами соглашусь и не соглашусь.

Возьмем, к примеру, профессию врача-терапевта. Здесь тоже экспертов многократно больше, чем дипломированных специалистов, да еще с практическим опытом.

А хирурги? Здесь тоже экспертов больше, чем микробов в нестерилизованном скальпеле. Но, слава Аллаху, во столько же раз меньше тех, кто возьмет в руки скальпель и отрежет именно то, что нужно.

Есть еще одна профессия, в которой профессионально разбираются и президенты, и терапевты, и хирурги, тем более бомжи и прочие эксперты – это дизайнер-верстальщик, дизайнер-полиграфист. Второе уточнение я сделал потому, что сейчас он верстает не только бумажные издания.

Дизайнером-верстальщиком я работаю почти сорок лет, но это ровно ничего не значит. Не потому, что за эти годы я ничему не научился, нет. А потому, что меня учит профессии каждый, кому не лень, воспринимая мою руку всего лишь как продолжение компьютерной мышки. Я готов учиться всегда, учусь каждый день, всю жизнь. Если вообразишь, что ты уже крутой спец, и ничему тебе не надо учиться, в нашей профессии отстанешь безнадежно уже через месяц. Многие свои знания, навыки я получил благодаря своей открытости учебе. Скажем, приехал сдавать свои файлы в крутую столичную типографию, где у коллег, которые мне годятся во внуки, увидел что-то новое – перенял. Пообщался со спецами-полиграфистами из Хельсинки, Милана – тоже что-то прилипло. И т.д.

Как вы понимаете, я не о такой учебе. Число «учителей» у меня многократно возросло, когда распался Союз и победила демократия с ее рыночной экономикой. Тут как бобы из унавоженной почвы полезли всезнайки-бизнесмены, которые профессионально разбирались не только в том, как подделывать «Абсолют» и «Рояль», но и рекламировать их. Приходит ко мне такой -мен или -леди, который компьютер-то не знает как включать, не говоря о соотношениях цветов, шрифтов, психологии восприятия и прочих премудростях. И начинает водить моей рукой. А попробуй сказать: «Садись, делай сам!». Ты пытаешься что-то мягко возразить, потом молча скрипишь зубами и делаешь как велено. Понятно, что итог – плачевный. На твой взгляд. Но клиент доволен: под его же руководством! А будет ли работать эта реклама – плевать с высоты «ножек Буша»!

Когда-то я работал в «Центре поддержки печати, телевидения и радио» при краевом департаменте печати. Ко мне подошла замдиректора и попросила поработать с одним заказчиком рекламы так, чтобы тот остался доволен. Это поставщик дорогого телевизионного оборудования и может списать центру большой долг. Приходит мужик, поставщик сверхсовременного оборудования и начинает объяснять какую он хочет рекламу. Через день я ему показываю свои наработки и получаю категорическое «Нет!» Таких «Нет!» на мою голову падает раза три подряд.

Через какое-то время поставщик заявляется сам и бросает мне на стол какие-то рисунки шариковой ручкой на листках школьной тетради – обычно такое называют «как курица лапой»: «Вот так надо!» Становится понятно, что мой визави, поставщик сверхсовременного медиа-оборудования, не умеет пользоваться компьютером! Мы договариваемся встретиться через день: я обещаю, что сделаю именно так, как он задумал.

Разбираясь с его каракулями, убеждаюсь, что он просто присвоил мою первоначальную, отвергнутую им же, идею. При встрече достаю этот готовый вариант и благодарю заказчика-поставщика за креативную идею и получаю его подпись: «В печать!»

Я давно миновал пенсионный возраст, но продолжаю заниматься своей профессией – надо держать форму. Правда, к полиграфическому дизайну добавляются и писательство, публичные выступления, организация творческих вечеров и концертов с участием писателей и поэтов, бардов. Меня просят по итогам одного из мероприятий подготовить к печати сборник. Делаю. И тут повторяется история с тем поставщиком-заказчиком. Правда, в более продвинутом варианте.

По опыту работы с глянцевыми журналами все фото для сборника я сразу обрабатываю «под ключ», под требования типографии. Одному из авторов женского полу не понравилось как выглядит на портрете и пишет мне:

«Я попрошу профессионального ретушера обработать фото и перешлю вам».

Я, конечно, соглашаюсь: это нормально. когда человек хочет выглядеть в книге красиво. Тем более женщина. Через час получаю «профессионально» отретушированный вариант, который превратил портрет в... темное пятно. Краски насыщенные – это да, но все детали улетели, а модель, ровесница моей дочери, выглядит старше моей же бабушки!

Как можно мягче объясняю ранимой певице-композитору, что я, включая в программу концерта «минусовку», не передал ведь ее на обработку какому-то стороннему «профессиональному» аранжировщику, а доверился таланту автора-исполнителя.

В итоге та великодушно соглашается с моими доводами. Но сомневаюсь, что она поняла: почувствовала бы себя оскорбленной на моем месте, на месте дизайнера с сорокалетним стажем, или нет?