Болотнинский район в новое время. Ч. 1

Евгений Викторович Терентьев
Осенью 2022 г. руководство МКУК "Болотнинская ЦБС", в структуре которой я с февраля 2022 г. работаю на полставки библиографом, приняло решение реконструировать раздел "Краеведение" на сайте Болотнинской ЦБС. Данный материал был подготовлен мною в феврале 2023 г. и предназначен для заполнения нового раздела "Краеведение" сайта Болотнинской ЦБС: https://bltlib.ru/

Замечательная книга "Прошлое Болотнинской земли" (Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.), в которой в 2003 г. кандидатом исторических наук, доцентом Института археологии и этнографии СО РАН Андреем Владиленовичем Новиковым было дано наиболее полное и подробное описание истории Болотнинского района в древности и в средние века, к сожалению, не затрагивает позднее средневековье, переход к новому времени и новое время на территории Болотнинского района.

Этот досадный пробел, как сумел, вынужден был заполнить я сам - Евгений Терентьев.

Приглашаю познакомиться с авторским видением картины начала нового времени на территории Болотнинского района глазами болотнинского полу-библиографа Болотнинской ЦБС - полу-методиста Болотнинского районного историко-краеведческого музея Евгения Терентьева.

Болотнинский район в новое время

Территория Болотнинского района в 16-17 вв.

Распад Сибирского ханства и присоединение Западной Сибири к Русскому государству

Начало нового времени на территории Болотнинского района Новосибиркой области символически связано с появлением здесь в 17 в. русского населения.

Впервые русские стали проникать за Урал в Западную Сибирь уже в 11 в. Новгородская знать, а затем ростовские и московские князья были заинтересованы в сборе дани с богатых пушниной территорий. В средневековых русских письменных источниках есть сведения не менее чем о 13 походах русских в Западную Сибирь в доермаковское время в 11-16 вв.

В 1552 и в 1556 гг. к Русскому государству были присоединены Казанское и Астраханское ханства. После этого в Москву прибыли послы от Сибирского хана Едигера – Тягрул и Панъяды и просили от имени всей Сибирской земли, чтобы русский царь взял их «в свою волю и под свою руку». Царским представителем в ставке Едигера был назначен Дмитрий Куров Непейцын, который отправился в столицу Сибирского ханства Кашлык и привел к присяге (шерти) на верность русскому царю Ивану Грозному хана Едигера и его брата Бекбулата. В шертной грамоте говорилось о том, что Едигер принимает на себя обязательство давать ежегодную дань со всей Сибирской земли, размер которой первоначально был определен в 1000 соболиных шкурок в год.

В 1563 г. хан Кучум, Муртазеев сын, явившийся с войском, состоящим из ногайских и узбекских вооруженных отрядов, из степей Казахстана, убил хана Едигера и его брата Бекбулата, провозгласил себя ханом Сибирским и прекратил платить от Сибири дань Москве. Из всей династии прежних Сибирских ханов – Тайбугинов в живых остался лишь сын Бекбулата Сейдяк, спасшийся бегством. Кучуму оказали сопротивление татарские мурзы в Чимга-туре и Епанчинских юртах, некоторые хантыйские и мансийские князьки, однако, Кучум вскоре сломил всякое сопротивление.

Жители Сибирского ханства смотрели на Кучума как на пришельца и завоевателя. Кучум требовал от своих подданных исправного сбора ясака и участия в его военных походах. При Кучуме началась принудительная исламизация жителей ханства.

В 1569 г. Кучум подчинил себе бывших данников Москвы – югров, остяков и вогуличей. В том же году царь Иван Грозный напоминает Кучуму о необходимости платить ежегодную дань Москве. В 1571 г. Кучум притворно соглашается и даже присылает первую свою дань, но в то же время в Сибири погибает боярский сын Третьяк Чубуков, которому царь поручает вновь привести под вою руку жителей Сибирского ханства. В 1572 г. Кучум начинает готовиться вместе с ногайскими мурзами к вторжению в пределы Русского государства на Урале и в 1573 г. переходит к военным действиям на уральской границе с русскими.

В 1574 г. царем Иваном Грозным была дарована грамота купцам Якову и Григорию Строгановым на Тахчее и Тоболе строить крепости, а также на Иртыше, Оби и иных реках в пределах Сибирской земли. Строгановы обязывались собирать походы против хана Кучума, используя для этой цели наемных казаков и отряды, набранные из жителей строгановских вотчин.

Строгановы наняли казачью дружину Ермака Тимофеевича, снабдили ее оружием, снаряжением, продовольствием и военными припасами и отправили в Сибирь на стругах вверх по р.Чусовой. В результате военной экспедиции дружины Ермака (1582-1585 гг.) Сибирскому ханству был нанесен непоправимый удар и ханство распалось. В то же время и сам Ермак, имевший сил удержать Сибирь, отправил к царю в Москву атамана Ивана Кольцо с 50-ю казаками «бить челом царю Сибирским ханством» с собранным ясаком. Из Москвы в Сибирь были направлены воевода князь Семен Болховский, письменный голова стольник Иван Глухов и стрелецкий голова с 500-ми стрельцами.

После гибели Ермака в 1585 г. и возвращения уцелевшей части его дружины на родину, хан Кучум вновь попытался восстановить Сибирское ханство и свое положение в нем. Однако, появление правительственных русских военных отрядов, строительство русских острогов и городов в Западной Сибири (в 1586 г. русскими построен город Тюмень, в 1587 г. основан город Тобольск, в 1593 г. основаны города Пелым, Березов, в 1594 г. основан Сургут) помешало этим замыслам Кучума. Народы, подчинявшиеся Кучуму, с приходом русской администрации (как и ранее, с приходом дружины Ермака), шерстовали (приносили присягу) русским царям, становились служивыми людьми на службе у царей, платили ясак и исполняли повинности в пользу русской администрации.

Хану Кучуму от лица русских царей неоднократно делалось предложение закончить бессмысленную войну и перейти на русскую службу с богатым содержанием его самого и его многочисленного семейства и окружения и с почетным сохранением высокого положения среди бывших сибирских подданных. Однако, Кучум упорствовал. Не способный выстоять в открытом бою, 13 лет он грабил и уничтожал селения своих же вчерашних подданных, убивал и угонял в полон тех, над кем сам он был когда-то всесильным ханом. Эти действия бывшего хана, конечно, не вызывали у сибирских племен и народов, никакого сочувствия. В сказаниях и в песнях сибирских народов, составленных, вероятно, в то время, Кучум представлен как злой черный царь, его воины представлены враждебной силой, требования признать его вновь царем над собой – несправедливыми и незаконными.

В 1594 году отрядом князя Андрея Елецкого на р. Иртыш была построена русская крепость Тара. В 1595-1596 годах тарские воеводы нанесли поражение Кучуму в устье р. Оми и окончательно изгнали хана из Прииртышья.

1 августа 1598 года тарский воевода Андрей Матвеевич Воейков получил от царя Бориса Годунова грамоту, которая предписывала начать и возглавить новый поход против Кучума силами тарских, тобольских и тюменских служилых людей. Руководствуясь этой грамотой, 4 августа 1598 года войско Воейкова и второго тарского воеводы князя И.В.Кольцова-Мосальского выступило из Тары. Войско составляли 397 казаков и юртовских татар, три сына боярских, три атамана и татарский голова Иван Александров по прозвищу Черкас (начальник татарского отряда московской службы) – всего 406 человек (по другим данным – 700 русских и 300 татар). Примечательно, что в походе участвовали и люди из дружины Ермака.

Русское войско прошло более 600 верст быстрым конным маршем вдоль р. Оми, мимо Убинского озера. Разведка установила место стоянки Кучума – устье р.Ирмень на современной территории Ордынского района Новосибирской области.

С восходом солнца 20 августа 1598 г. развернулось сражение. Первыми начали атаку на ставку хана служилые татары, следом за ними двинулись конной лавой казаки и взяли неприятеля в полукольцо.

Ставка Кучума была взята приступом, остатки ханских воинов были прижаты к Оби. О самой битве Воейков сообщал: «И пришел, государь…на Кучума царя августа в 20 день, на солночном восходе и бился с Кучумом до полдень; и Божиим милосердием …». По донесению Воейкова, в бою погибли брат и двое внуков Кучума, 6 князей, 15 мурз и 300 воинов. В плен попали 5 младших сыновей хана, 8 жен из его гарема, 5 приближенных хана, 150 воинов. «…да сто, государь, потопло на Оби реке, как оне поплыли за Обь-реку, и твои…царевы…люди их побивали из пищалей и из луков; да пятьдесят..человек служилых взяли живых, и я…повелел их побить, а иных перевешать».

Кучум с отрядом в 50 воинов вырвался и «поутекали с бою». 70 казаков атамана Третьяка Жареного с сыном боярским Глебовым бросившиеся в погоню, настигли и уничтожили ханских воинов, однако, Кучума среди них не оказалось.

Для поиска Кучума на берегах Оби были сооружены плоты. Поиски продолжались пять дней: «А про Кучума…языки многие сказывают, что Кучум в Оби реке утоп, а иные языки сказывают, что Кучум в судне утек за Обь реку. И я…плавал на плотах за Обь реку…, по лесом в крепях, и по островом на Оби-реке искал и нигде его не нашол…».

Всего убитыми хан Кучум потерял более 350 человек. Из людей воеводы Воейкова было убито и ранено около 50 человек. Покончив с остатками разбежавшихся по окрестностям кучумовцев, 25 августа 1598 года Воейков со своим войском, пленными и добычей двинулся прежней дорогой назад в Тару.

В результате разгрома хана Кучума в Ирменском сражении владычество Кучума было полностью утрачено. Страх перед Кучумом покинул местное население и поддержки от него хану ждать уже не приходилось. Ясак ему больше не несли, и даже появилась угроза, что и самого хана теперь могли схватить и привести в Тару, ожидая от царских воевод за это награду. От Кучума отошли и приягнули на верность русскому царю последние его данники – барабинцы и теренинцы, отвернулись союзники – чаты. И хотя царевич Али сразу после смерти отца был провозглашен ханом, однако, Сибирское ханство перестало уже существовать фактически, а после смерти последнего сына Кучума - и номинально. Внуки Кучума – Кучумовичи, в союзе со степными народами тревожившие сибирские пограничные волости, воспринимались народами Западной Сибири уже однозначно как разбойники.

Оставшись один и утратив всякую власть, Кучум кочевал около озера Зайсан. Затем он решил вернуться в ишимские степи, где надеялся найти разбросанных по разным местам родственников и улусных людей, укрепить свое положение. Мнения о причинах и обстоятельствах его гибели разнятся. По сведениям одних источников, Кучум и его соратники были убиты калмыками на реке Нор-Ишим у озера Каргальчина, по другим – ногайцами, по третьим – каракалпаками, по четвертым – хан погиб в стычке с бухарцами.

Чаты, эуштинцы, темерчинцы и телеуты после появления русских

По письменным русским источникам известно, что на рубеже 16-17 веков эуштинцы были зависимы от князей енисейских киргизов, которые еще в 1628 году называли эуштинского князя Тояна своим лучшим холопом до прихода русских на Томь (до прихода русских в Притомье практически все население Притомья являлось данниками-кыштымами енисейских киргизов).

Решение эуштинского князя Тояна принять русское подданство было вызвано стремлением обрести независимость от енисейских киргизов и обеспечить собственную безопасность.

Следуя совету посетившего его в 1599 году Василия Тыркова, летом 1603 года князь Тоян отправился в составе посольства в Москву к русскому царю Борису Годунову. 20 января 1604 года он прибыл в Москву и подал царю челобитную с просьбой о приеме его самого и эуштинцев под власть Русского государства и возведении на его земле русского города. Царь Борис Годунов принял эуштинцев Тояна под покровительство Москвы. В Грамоте сургутскому воеводе, направленной в то же время, Борис Годунов указывал: «…Бил нам челом Томские земли князек Тоян что б нашему царьскому величеству го Тояна пожаловати велети ему бытии под нашею царскою высокою рукою и велели бы в вотчине го в Томи поставили город. А место де в Томи угоже и пашенных людей устроити мочно, а ясачных де у него людей триста человек. И как де город поставят и те все ясачные люди придут к нашему царьскому величеству и ясак учнут платит. А которые де будут около того города наши непослушники и он Тоян учнет про них сказывати и приводить их под нашу царьскую высокою руку…а ясаку с него и с его ясачных людей до нашего указу имати не велели. А как оже даст Бог на весну велели есмя в Томской волости у него у Тояна поставити город и служивых…».

25 марта 1604 года царь Борис Годунов послал казачьего голову Гаврилу Писемского из Сургута и стрелецкого голову Василия Тыркова из Тобольска с заданием основать город на берегу Томи. 27 сентября 1604 года на правом берегу Томи, недалеко от устья речки Ушайки, на Вознесенской горе был построен Томский острог. Эуштинцы принимали участие в строительстве Томского острога, перевозя бревна и пригоняя туда своих лошадей.

Тоянов городок – зимняя ставка эуштинского князя Тояна располагался и до сих пор располагается на левом берегу Томи (напротив современного города Томска). В одном из письменных обращений к томским властям от эуштинцев в начале 19 века говорится: «Бывший наш князец Тоян Ермаштеев с прадеды, деды и отцы их до поселения еще города Томска жили…за Томью рекой по течению оной на левой стороне городком».

4 февраля 1609 года князь Тоян вместе с русскими служилыми людьми Василием Свияженином, Иваном Коломной и Иваном Петлиным был послан томскими воеводами В.В.Волынским и М.М.Новосельцевым к телеутскому князю Абаку с предложением присягнуть русскому царю взамен на государственное жалованье и льготы. В результате этого посольства «князь Абак и его мурзы со своими людьми на том государю царю Василью Ивановичу всеа Русии шертовали, что им под царскою рукою неотступным и государю служить и прямить», взамен телеуты получили право кочевать рядом с Томском, а между Тояновым городком и Томском появился «колмацкий торг».

В том же году эуштинские служилые татары приняли участие в походе за Енисей на енисейских киргизов, а в 1610 году в походе на Кузнецкие земли.

В 1611 году томские власти официально привели к присяге подданных Тояна на территории его городка. Сам князь Тоян присягнул (шертовал) ранее в самом Томске.

В 1614 году енисейские киргизы напали на Томский уезд и разорили земли эушинцев. В ответ эуштинцы с русскими служилыми людьми отправились в поход на земли киргизов и убили киргизского князя Наяна.

В условиях постоянной угрозы нападения в 1616-1617 годах томская администрация содержала в эуштинских городках русские гарнизоны численностью в 20-30 человек.

Всего в первой трети 17 века эуштинские служилые татары приняли участие как минимум в 14 походах и сражениях, из числа их составлялись сводные гарнизоны острогов и городков, были толмачами-переводчиками и проводниками.

20 августа 1598 года произошло Ирменское сражение, итогом которого стало окончательное поражение хана Кучума. Оставшись без своих воинов и окружения, Кучум бежал. Чаты не принимали участия в Ирменском сражении и заявили о своем желании принять русское подданство, объясняя, что раньше не могли это сделать, опасаясь мести Кучума: "...Мы Государю не служили и ясаку не давали, блюлись Кучюма царя; а был деи у нас Кучюм близко и владел всеми нашими волостьми; а нынеча деи Кучюма Государевы люди побили, и Кучюм деи от нас пошел прочь...".

Приняв русское подданство, чаты сначала стали платить ясак в Тару, а затем начали записываться в служилые люди, влились в сословие служилых татар и перешли в подчинение к томским воеводам, участвуя вместе с русскими в походах и сражениях против враждебных племен и Кучумовичей – потомков хана Кучума, все еще претендовавших на власть на окраинах бывшего Сибирского ханства, и обороняя от них совместно с русскими служилыми людьми собственные городки и русские города и остроги.

Часть чатских служилых татар перешла в Томск. Вскоре на берегах Томи в окрестностях Томска появились юрты и городки переселившихся чатов.

В 1616-1617 годах Чатский городок, осажденный тысячным войском предводителя телеутов Абака и калмыцкого тайши Пегима, три недели обороняли служилые чаты и русские казаки Ивана Хлопонина, сумевшие отбить два штурма.

В феврале 1624 года чаты и русский отряд Семена Щепеткина вновь совместно обороняли Чатский городок от телеутов и Кучумовичей. В том же году русские и чаты совместно усилили укрепления Чатского городка и выкопали рвы.

В 1629 году происходит сражение возле Чатского городка, где русские казаки воеводы Якова Тухачевского и чаты мурзы Тарлава вместе оборонялись от нового нашествия неприятелей. 8 ноября 1629 года «приходили под Чацкой острожок царевич Ишимов сын Аблагирим с чорными колмаки, и с тарскими изменники, с татары, и з барабинцы, и с тереницы и, осадя острожок, стояли три дни. И они де, князь Петр, посылали ис Томского в Чатцкой острожек Якова Тухачевского, да казачья голову Молчана Лаврова, да татарского голову Богдана Болкошина, а с ними конных казаков 100 человек да юртовских татар 50 человек. И они де, Яков и Молчан и Богдан, прошод сквозь тех изменников в острожек с казаки и с юртовскими татары и, взяв с собою в острожке чатцких мурз Кизлана и Бурлака, и вышед из острошку, с колмаки и с татары бились. И божиею милостию и государевым счастьем царевича Аблагирима с станов збили и полон чатцких татар и лошеди, что они имали под Чацким, отбили, и, языки поимав, привели в Томской».

В том же 1629 году чатский мурза Тарлав «изменил…ис Чат вышел…», основав собственный Чингис-городок (современные Чингисы) в Караканском бору, на тогдашней земле телеутов. В 1630 году Тарлав из своего городка вместе с Кучумовичами и телеутами совершил набег на Томский округ, напав на земли своих братьев – чатских мурз Кызлана и Бурлака, сжег Бурлаков городок и хлеба, «побил» и в «полон поимал» людей Бурлака и Кызлана, разграбил Шегарскую волость. Против Тарлава, Кучумовичей и телеутов выступили томские служилые чатские татары, которые в нескольких стычках и сражениях разгромили нападавших. Однако, Тарлав продолжил в союзе с телеутами и Кучумовичами совершать набеги на Томский уезд. Было известно, что они планировали напасть также на Кузнецк и Тару.

В 1631 году Чингис-городок был взят штурмом казаками воеводы Якова Тухачевского и чатами мурзы Бурлака. Пытавшийся бежать Тарлав был убит в стычке с казаками и с почетом похоронен рядом с Чингис-городком своими противниками по чатским обычаям.

После смерти Тарлава томские воеводы признали мурзами его людей сыновей Тарлава. Потомки мурз Тарлава, Бурлака и Кызлана упоминаются в документах 17 века как чатские служилые татары, их местожительством определены чатские поселения Притомья.

Чаты упоминаются в документах 17 века как проводники и переводчики, служилые гарнизонов городов и острогов Западной Сибири, участники походов против енисейских киргизов, телеутов и Кучумовичей, промысловые люди.

Первые русские поселения на территории Болотнинского района в 17 в.

Окрестности города Томска быстро заселялись русскими переселенцами, принявшимися осваивать земли по реке Томь до самого южного русского укрепленного пункта в Западной Сибири – Кузнецкого острога или Кузнецка, основанного в 1618 г. на племенной территории северных шорцев (называемых в русских документах того времени кузнецкими татарами или кузнецами). Кузнецкий острог являлся центром Кузнецкого уезда. Окруженный с трех сторон территориями кочевников, Кузнецкий уезд часто подвергался разорительным их набегам. В наше время на месте Кузнецка расположен город Новокузнецк Кемеровской области.

Для защиты от набегов и разорения кочевниками русских поселений к югу от Томска и поддержания прочной связи с Кузнецким острогом в 1657 г. на правом берегу реки Томь был основан Сосновский (Сосновый) острог (современная деревня Сосновый Острог Яшкинского района Кемеровской области). Затем в 1667 г. недалеко от современного города Кемерово томскими воеводами был поставлен Верхотомский острог (современное село Верхотомское Кемеровского района Кемеровской области).

Территория, заселенная русскими крестьянами вокруг Сосновского острога, образовала Сосновский стан. Сосновский стан в середине 17 в. – начале 18 в. включал в себя современные территории Юргинского и Яшкинского районов, часть территории Топкинского района Кемеровской области, части территорий Болотнинского и Тогучинского районов.

Уже во второй пол. 17 в. на территории Болотнинского района появляются первые русские поселения, административно относившиеся к Сосновскому стану.

Первым русским населенным пунктом, появившимся на современной территории Болотнинского района, вероятно, является деревня Шелковникова, основанная служилым казаком Никитой Шелковниковым в 1683 г. на р. Кандереп, на границе с современной территорией Юргинского района Кемеровской области, примерно в 12 км от с. Проскоково, вверх по р. Кандереп. Деревня исчезла во 2-й половине 20 в.

В 1684 г. посадским человеком Степаном Черновым, в 80 верстах от Томска, на р.Большая Черная была основана деревня Большая Черная, первоначально носившая название Чернова. В 1700 г. к этой деревне подселился пашенный крестьянин Елизаров, поэтому некоторое время деревня носила название Черная (Елизарова). В конце 1830-х гг. деревня разъехалась и образовалась вновь на прежнем месте в конце 1860-х гг. Деревня Большая Черная до сих пор существует в Болотнинском районе.

В 1687 г. пашенным крестьянином Павлом Зудовым , в 100 верстах от Томска, на р.Икса была основана деревня Зудово (Икса, Иксинская), на карте С.У.Ремезова из чертежной книги Сибири 1701 г. названная Пашковой. Деревня Зудово до сих пор существует в Болотнинском районе.

В 1691 г. на месте современной деревни Турнаево, на берегу речки Боровой (современное название реки Сосновка) беломестным казаком Яковом Нестеровым была основана деревня Боровая.

В 1695 г. на правом берегу р. Обь в устье р.Икса, в 130 верстах от Томска сыном боярским Алексеем Кругликом была основана деревня Кругликова. На карте С.У.Ремезова Кругликова обозначена как деревня Круслина. Ниже по течению р.Обь и в стороне от нее показаны юрты обских татар Темерчинской инородной волости. Сам основатель деревни Алексей Кругликов не жил в этой деревне постоянно. Постоянно здесь жили и хозяйствовали дворовые люди Кругликова «калмыцкой породы». Деревня Кругликово также до сих пор существует на территории Болотнинского района.

В 17 в. болотнинские деревни Кругликову, Пашкову (Зудово) и Черную (Большую Черную) связывала «сакма» – конная, верховая вьючная тропа, берущая начало в районе деревни Кругликово и ведущая затем через Зеледеево, Варюхино, Алаево и другие русские поселения того времени в город Томск. Начиналась эта тропа на левом берегу Оби и пересекала остров Симан напротив деревни Кругликово. По левому же берегу Оби с юга на север продолжалась вторая подобная тропа до переправы через реку Обь в районе Уртамского острога, поставленного в 1684 г. (современное село Уртам Кожевниковского района Томской области). От Уртамского острога тропа вела дальше на восток – также в город Томск. Когда именно на месте этих прежних верховых троп появляются колесные дороги – неизвестно. В первой половине 18 в., колесные дороги на этих маршрутах, вероятно, уже существовали.

Первые русские поселенцы на территории Болотнинского района самостоятельно основывали свои поселения. Служилые люди (казаки, стрельцы, боярские дети) основывали свои заимки, получая от властей право на пользование землей за свою службу. Крестьяне заводили свои заимки и пашни взамен обязательства поставки хлеба в казну. В целом, власти способствовали заселению и освоению поселенцами новых земель.

Первопоселенцы для своих заимок выбирали лучшие места, всегда по берегам рек, где были свободные от леса и пригодные для пашни земли. Часто это были обширные естественные лесные поляны – елани. Жилые дома и усадебные постройки первых деревень хозяева ставили, как им хотелось, никакого плана на этот счет не было. Позже в таких населенных пунктах образовывались первые улицы, на которых долгое еще время выделялась хаотичная застройка первопоселенцев.

Быт первых русских поселенцев в Сибири организовывался «по русскому обычаю». Они строили дома с деревянным полом и печами. Поскольку леса и земли в Сибири было много, дома строились крупнее, чем в европейской части страны. Характерной чертой русского быта сибиряков была баня.

Главным занятием поселенцев было земледелие. Пахали деревянной сохой с железными наконечниками – сошниками. Сеяли рожь, реже – овес, ячмень, гречиху, просо, пшеницу, коноплю и лен. На огородах выращивали лук, чеснок, морковь, капусту, репу, огурцы. Широко применялась переложная система земледелия (перелог), при которой после нескольких лет использования пашню надолго бросали для «отдыха». Перелог сочетали обычно с трехпольной системой – чередованием озими, ярового и пара.

Крестьянские пашни также поначалу располагались вокруг первых поселений хаотично. По мере того, как количество дворов в деревнях увеличивалось, крестьяне вырубали и выжигали лес рядом.

Другой важной отраслью хозяйства было животноводство оседлого типа с заготовкой сена на зиму. Оно давало тягловую силу для возделывания полей, перевозки грузов, обеспечивало молоком, мясом, кожей, шерстью. Содержали лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, домашнюю птицу. Для скота строили «скотные избы».

Хозяйство носило натуральный характер: в нем изготавливали почти все предметы домашнего обихода. Из конопли и льна пряли пряжу, ткали из нее холсты, а из них шили одежду. Из овечьей шерсти делали грубошерстное сукно, вязали варежки и чулки, катали пимы (валенки).

В отличие от Европейской России в Сибири почти не было помещичьего землевладения. Русские крестьяне-поселенцы, жившие на территории современной Новосибирской области это время, относились к категории государственных крестьян. Земли, на которых они вели свое хозяйство, считались собственностью государства. Крестьяне не имели права покупать и продавать свои участки, сдавать их в аренду. За пользование землей крестьяне выполняли повинности, основными из которых были натуральный и денежный оброки.

До 1720 г. – первой подушной ревизии населения, проведенной в Сосновском стане, денежные подати с земледельцев взимались со двора (тягла), независимо от того, сколько в одном хозяйстве проживало людей. Во многом поэтому первые русские поселения были малодворными. Поселенцы предпочитали жить большими семьями вместе на одном дворе 3-4-мя поколениями.

В пользу государства земледельцы выполняли также различные отработки: строили остроги, мосты и дороги, перевозили казенные грузы, сопровождали казенные суда-дощаники по Оби и Томи.

Жителям Болотнинского района, знакомым с географическим положением и природой родного края, не трудно заметить, что все вышеперечисленные первые русские поселения на территории Болотнинского района были расположены в его таежной части, недоступной для южных кочевников, и тяготели к укрепленным городу Томску и Сосновскому острогу с их гарнизонами.

Угроза для русских поселенцев со стороны южных кочевников в 17 в.

17 в. – это время появления в степных районах Западной Сибири многочисленных западно-монгольских племен, которых русские называли «черными калмыками» или «зюнгорцами». В 1630-х гг. западные монголы объединились в единое государство – Джунгарское ханство. Новое государство образовалось в верховьях Иртыша, на границах современных Казахстана и Китая. Вскоре оно заняло значительное пространство на территориях современных государств: России (часть Алтая, Хакасии и Тувы), Казахстана, Киргизии, западных областей Китая – от Тибета и Китая на юге до Южной Сибири на севере, от юга Урала на западе до Халха-Монголии на востоке.

Телеуты, ставшие вассалами верховного правителя Джунгарии – контайши, несли постоянную угрозу для русских поселенцев, желавших обосноваться на границе с их кочевьями в лесостепи, южнее Томска и Кузнецка. Телеутская землица играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями джунгар.

Некоторые телеутские роды, вовлеченные во взаимодействие с русскими властями, принимали русское подданство и откочевывали на север, под защиту Томского города, со временем превратившись на новом месте в новый народ - калмаков.

В Приобской зоне несколько десятилетий периоды мира сменялись нападениями джунгар и их вассалов на русские остроги и поселения, уводом вглубь Джунгарии присягнувших на верность русскому царю местных племен, грабежами и насилием по отношению к ним. Не обладая возможностью начать полномасштабную войну с Джунгарией и ее вассалами, русские воеводы были вынуждены «с зюнгорцами задоров никаких не вчинать» и все конфликты с кочевниками решать мирным путем.

На рубеже 17-18 вв. сложившаяся политическая обстановка в Верхнем Приобье стала меняться. В 1690 г. Джунгарское ханство ввязалось в конфликт с более сильной Китайской империей Цин, потерпев от нее поражение в битве на реке Тэрэлж в Монголии в 1696 г. На время это отвлекло внимание джунгар от положения дел в русско-телеутском пограничье, что, впрочем, не помешало их вассалам в 1700 г. штурмовать русский Кузнецк и разорять Кузнецкий уезд на юге Западной Сибири.

Евгений Терентьев