Книга Вот Иуда, предающий Меня Дарьи Сивашенковой

Артур Скляров
26 апр 2022

Старый чукча получил пионэрское поручение — написать рецензию к книге Дарьи Сивашенковой «Вот Иуда, предающий Меня».
Об этой книжке я слышал давно, но до сих пор её не читал. Робел. Слышал, что книжка скандальная, что какие-то попы шибко на Дарью окрысились, что издательский совет патриархии отозвал с книжки одобрительный штамп, что в интернетах срач и рубилово, доносы и поножовщина...
Я не люблю хайпу и шуму, но не читал книжку не по этой причине. Я просто боялся расстраиваться. Я слышал, что Дарья типа отмазывает Иуду, типа ему симпатизирует. Я боялся, что это очередные гностические всхлипы очередной гностической барышни. Эти оккультные слёзки в моде сейчас, только самый ленивый ещё не отметился, что Иуда, мол, был игрушкой в руках предопределения, или был игрушкой в руках Христа, или они были в сговоре...
В общем робел нарваться на очередную такую херню. И к счастью, ошибся.
Получив пионэрское поручение, чукча честно его исполнил. Прочитал и отчитываюсь. Оказалось, очень достойная книжка, никакой оккультятины, никакого модного гнозиса, наоборот, Дарья опирается на труды святых отец наших, обильно цитирует Златоуста, Ефрема Сириянина, Лопухина, Феофилакта Болгарскаго, прочих авторитетных толкователей, и если спорит с ними, то с аргументами в руках. И часто оправдано, уличая отцев в плохом знании исторического контекста и древнееврейской культуры. У отцев древности не было интернетов и географических карт, они часто Дарье проигрывают вследствие недостаточных технологических возможностей. В вину этого отцам поставить нельзя, такова селяви.
Исторический контекст — сильное место этой книжки. Это исторический труд, и Даша подошла к этому моменту со всей добросовестностью. Мало кто из нас задумывается, где происходит дело Евангелий, мало кто знает, что всё происходит в натуральной жопе мира. Палестина — это крохотная провинция Сирии. Сирия — захудалая провинция Римской империи. И сама Палестина в свою очередь разделена на Иудею, Галилею и Самарию, и эти три еврейские области очень разнятся и культурно, и религиозно, и экономически. Это важный момент.
В начале Евангелий мы встречаем вопрос — а может ли быть что хорошего из Назарета? Вопрос этот не праздный, Галилеянин изначально имеет плохие позиции. Галилея — гопническая область, самая захудалая община евреев. И ученики Галиелянина тоже северяне, они тоже сплошь гопники, и только один южанин — Иехуда Семёныч Предместный, Иуда Симон Искариот. Это очень важно, доказывает Даша, это имеет большие последствия. В Галилее нет богословских школ евреев, все они в Иудее. В частности , знаменитая школа Гамалиила, из которой исшёл наш знакомый Павел из Тарса, поначалу каратель и гонитель христиан, а потом великий первоверховный апостол.
В предисловии Даша обозначает жанр книжки как художественное богословие.
Я бы сказал иначе. Жанр этой книжки — психологический детектив. Даша запараллелила Евангелия и Книгу Иова, она ищет истоки этой истории в мести одного древнего падшего духа, который после неудачи с Иовом ждал много тысяч лет, чтобы показать Богу всю низость человеческой природы и неудачу Творения. Дарья пишет свой детектив добросовестно, со множеством ссылок и цитат из Писания. История долгая. Не будем забывать, что Книга Иова — древнейшая книга Писания, ей около пяти тысяч лет, она была написана раньше Пятикнижия, даже раньше еврейского мифа о сотворении мира.
Я не хотел бы писать своё отношение к концепции Дарьи, разбирать слабые места этой книжки. Не потому, что мне типа впадлу, а из-за той волны поповских кляуз, доносов и хамства в отношении Дарьи. Я всегда на стороне потерпевших. Церковь есть территория свободы. Церковь благословляет разномыслия, дабы открылись искусные, и нехрен затыкать рот барышне, которая пытается мыслить самостоятельно. Кроме книжки я прочитал много полемики, залез к Даше на страничку и убедился — вся критика книжки сводится к хамским окрикам касты православных брахманов, присвоивших себе монополию на истину. Я не увидел аргументированной критики, я увидел только полицейские окрики — эй, коза, ты кто такая, чтобы рот открывать? кто тебе позволил думать своей головой?
Я не буду говорить, где я с Дашей согласен, где не согласен. Церковь — территория свободы. Пусть каждый, кому интересна концепция Дарьи, прочитает книжку и составит своё мнение. Своё, не чужое. Не Иоанна, не Ефрема, не Феофилакта, а своё личное мнение. От себя только скажу, что концепция Дарьи весьма небезынтересна и добротно аргументирована. Она будет интересна и сторонникам апокатастасиса, и противникам апокатастасиса. Каждый творит свою вечность из того, что у него есть. И каждый творит Бога из того, что у него есть. И вмешиваться в творение мира другого человека можно только по его личной просьбе.
Я не увидел в книге Дарьи ничего противоречащего православной догматике, православной апологетике. Всё концептуально корректно, а личное мнение по любому вопросу Церковь только приветствует «дабы открылись искусные».
А дурно воспитанных православных брахманов с их хамскими окриками следует разжаловать и устроить на работу по их назначению — охранниками в супермаркет.
Великий Дед мой Небесный, Иоанн Златоустый, с которым часто полемизирует Даша, бывал категоричен, но он хорошо проложился, он был далеко не дурак, он сказал — истинные мотивы Иуды знает только Бог, на свете есть только один Сердцеведец. Даша тоже пишет в предисловии, что она не претендует на истину в последней инстанции. Этого довольно. Здесь Даша со Златоустом союзники.
Напомню начала православного апофатического богословия — Бог начинается там, где заканчиваются наши мысли о Нём. Милосердие начинается там, где заканчивается справедливость. Там, где заканчивается Закон, начинается Любовь. Лично мне концепция Даши вполне симпатична. Я бы только её немного дополнил — милосердие Божие начинается там, где ты сам к себе беспощаден. Даша хорошо, аргументированно доказывает, что самоубийство Иуды не аффективно, это есть глубоко продуманная самоказнь преступника по всем канонам Книги Второзакония. Я не нашёл, к чему придраться. На стороне Даши и Евангелие, когда говорится стремительно и чеканно — «вышел, пошёл и удавился». И никаких соплей в шоколаде. Раскаялся, пошёл судить лжесвидетеля, не нашёл правды Закона, вышел, пошёл и удавился. Иуда был к себе беспощаден, это бесспорно. Остальные его мотивы знает только Христос, но там, где человек к себе беспощаден, и вступает в дело милосердие Божие.
Даша позволяет себе фантазировать, додумывать, конструировать диалоги, но есть ли в этом беда? Я не вижу в этом беды, тем более, что она сама говорит — я не истина в последней инстанции, я фантазёрка. Да здравствуют фантазёры, руки прочь от фантазёров, тем более, когда фантазёры пишут психологический триллер.
Успехов Вам, Даша. Книжка добротная, особенно в плане исторического контекста. И главный Ваш вывод — хрен тебе, сатана, дулю тебе с маслом, а не душу Иуды — мне тоже глубоко симпатичен. И даже не потому, что так тяжелы и полновесны Ваши аргументы и исторические исследования, а патамушта у меня с этим гражданином свои счёты.
Сердечная моя благодарность замечательной барышне Марии, что заставила меня читать эту книжку и писать этот отзыв. Ни разу не жалею о потраченном времени. Исторически книжка очень добротная, литературно очень недурственная, логически вполне состоятельная, да и просто хорошее чтиво.
А имеет ли Иехуд Семёныч из Кириота шанс на прощение — каждый думай сам.
На то у тебя голова.



26 апр 2022

Свершилось. Давненько не захаживали ко мне в ярангу тоталитарные граждане с тяжёлым взглядом и палкой с гвоздём. И вот свершилось. Занесло ко мне такого вот дяденьку —

\\Церковь говорит «не читать», значит — не читать!\\

И дежурная вечная тоталитарная мантра —

\\Кому Церковь не мать — тому Бог не Отец\\

Позволю себе робкий вопрос, гражданин. Церковь — это кто? Церковь — это епископ, священник? это чиновник епархиального управления? это канцелярская крыса? это деспот, надзиратель, начальник? или Церковь — это церковный народ, миллионы людей? Где она, Церковь? в пыльных кабинетах патриархии с византийскими тронами или в моей деревенской часовне?
Если Церковь — это собрание свободных людей, тогда я в Церковь играю. Если же Церковь — это стадо безмозглых баранов, которым необходим указующий перст — что читать, что не читать, как думать, когда размножаться, что кушать, как себя вести — простите, тогда я пешком постою. Тогда Церковь не мать, а мент с резиновой дубинкой. Тогда Церковь — казарма, а я, извините, устал от казармы.
Я так нанюхался тухлых портянок в своей жизни, что позвольте мне от них отдохнуть.

Нет, милок. Ничего у тебя не выйдет. Церковный народ — не стадо баранов, не толпа слепых, которых другие слепые ведут в яму. Церковь — это мы, Божий народ, а в епархиальных кабинетах наша прислуга, обслуживающий персонал. И у тебя не получится перевернуть мир с ног на голову. Пока мы живы, мир будет стоять на ногах.

Получил несколько нервных писем — что ты всё об Иуде да об Иуде? То фильму покажешь, то о книжке напишешь... Не много ли чести этому козлу? Хрен с ним, с Иудой, давай о хорошем...
Дык милые, об Иуде — это о хорошем. Это не о предателе, а о Христе. Посмотрите внимательно, чему посвящена Тайная Вечеря. Она же вся об Иуде. Пять раз (пять раз, Карл) в течение этого вечера Христос пытается спасти Иуду Семёныча. Христос два раза его причащает, о чём весьма вразумительно пишет Дашенька, ни разу не противореча святым отцам нашим, и именно на этом она строит свои дальнейшие логические построения. А ты говоришь — не читать. Мысль эта, милый, весьма богохульна. Христос же русским языком тебе всё объяснил — о чём печётся добрый пастух? Не о девяносто девяти же спокойных овцах в тепле и покое, а об одной заблудшей дуре, что упала в овраг. У Христа голова болит за Иуду, остальные в порядке. И как же нам не заострять внимание на этой трагедии?
И в конце концов — какова цена вопроса? Казалось бы — какое мне дело до этого подонка? Он спасён или не спасён вне зависимости от того, что я об этом думаю.
А вот какова цена вопроса. Цена вопроса — мой взгляд на мир, на Бога, на человека, на грех, на спасение... Цена вопроса неслабая, милый. Иудин грех не утилитарен. Прикладного значения он не имеет. Христос не партизан, он ни от кого не ныкался, он в кустах не гасился. Он въехал в Иерусалим на огромной волне народных ожиданий, каждая собака в Иерусалиме знала, где искать этого Равви из Назарета. Предательство Иуды — это нравственный выбор, и вся эта история — повод для нас держать ушки на макушке. Ставки в этой игре очень высокие. На кону вечная жизнь. Это вам не мелочь по карманам тырить.

P.S. мне написали, что меня ругают у Даши на страничке. И это правильно, так ему и надо, этому гопнику. Гнать надо ссаными тряпками этих биндюжников из приличного общества.
А Вам, Дашенька, мой нежный братский поклон. Пишите, никого не бойтесь, ничего не стесняйтесь. Свободная мысль свободного человека — это прекрасно (заплакалъ скупою мужскою слезою).



--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417