Болотнинский район в позднем средневековье

Евгений Викторович Терентьев
Осенью 2022 г. руководство МКУК "Болотнинская ЦБС", в структуре которой я с февраля 2022 г. работаю на полставки библиографом, приняло решение реконструировать раздел "Краеведение" на сайте Болотнинской ЦБС. Данный материал был подготовлен мною в феврале 2023 г. и предназначен для заполнения нового раздела "Краеведение" сайта Болотнинской ЦБС: https://bltlib.ru/

Замечательная книга "Прошлое Болотнинской земли" (Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.), в которой в 2003 г. кандидатом исторических наук, доцентом Института археологии и этнографии СО РАН Андреем Владиленовичем Новиковым было дано наиболее полное и подробное описание истории Болотнинского района в древности и в средние века, к сожалению, не затрагивает позднее средневековье, переход к новому времени и новое время на территории Болотнинского района.

Этот досадный пробел, как сумел, вынужден был заполнить я сам - Евгений Терентьев.

Итак, приглашаю познакомиться с авторским видением картины позднего средневековья на территории Болотнинского района глазами болотнинского полу-библиографа Болотнинской ЦБС - полу-методиста Болотнинского районного историко-краеведческого музея Евгения Терентьева.

Позднее средневековье

Эуштинцы, чаты, темерчинцы и телеуты до появления русских

В 14-17 вв. в Западной Сибири складываются основные народности, с которыми столкнулись в конце 16 – начале 17 вв. русские первопроходцы.

Археологические памятники 14-17 вв. исследовались на территории Новосибирского и Томского Приобья в местах проживания чатов (чатских татар) и эуштинцев (томских татар).

В Новосибирском Приобье были исследованы городища Черный Борок-20 и Щелганушка – 1. Городище Черный Борок-20 расположено на высокой надпойменной террасе левого берега р.Оби, имеет две площадки с самостоятельными системами валов и рвов. Городище содержит два слоя: начала 2-го тыс. н.э. и 16-17 вв. Жилища небольшие, подпрямоугольные, с глинобитным полом. На городище Щелганушка -1 при раскопках следы сооружений не выявлены.

В Томском Приобье известны многослойные поселения и городища. Постройки каркасные и срубные, прямоугольные, площадью от 7 до 30 кв.м. жилища отапливали глинобитными печами овальной формы. Прослежены остатки чувалов.

В могильниках Томского Приобья этого времени преобладал обряд трупоположения, кремация совершалась редко. Зафиксировано наличие берестяной подстилки и берестяного покрывала, встречаются деревянные перекрытия. Погребенные преимущественно лежали на спине, головой на юг или юго-восток.

Керамика Новосибирского и Томского Приобья сходна между собой. Сосуды представлены горшками и мисками. Почти все они круглодонные. Орнамент гребенчатый, реже встречаются круглые и овальные ямки-вдавления. В Томском Приобье встречается керамика, орнамент которой схож с орнаментами керамики селькупского Нарымского Приобья.

По мнению большей части исследователей, эуштинцы являются потомками аборигенного самодийского населения Западной Сибири, тюркизированного в средневековье. При этом часть ученых считает, что эуштинцы – это коренное население Нижнего Притомья, другие предполагают, что эуштинцы были родом из Прииртышья и переселились в Притомье во второй половине 16 века.

Проводившиеся в недавнее время исследования генофонда эуштинцев позволяют предположить о близости современных эуштинцев к телеутам, что в настоящее время объясняется фактом приселения части выезжих телеутов к томским татарам в 17 веке, но не отвечает на вопрос о раннем этническом происхождении эуштинцев.

По мнению части исследователей, в середине 16 в. чаты проживали по соседству с барабинцами в западной части Барабинской степи. Существует упоминание чатских мурз в конце 16 века о былой службе чатов казахским ханам. Вследствие этого бытовала гипотеза близкого происхождения чатов и казахов. Генетические исследования, проводившиеся в современное время среди томских чатов, выявили несколько генетических линий, сходных с линиями телеутов, каракалпаков и родов байулы и алимулы казахов Младшего жуза.

По одной из версий, с Верхней Оми чатов откочевать на восток заставил Кучум, ставший после убийства Едигера ханом Сибирского ханства. По другой версии, после появления дружины Ермака в Сибири чаты стали участниками передвижек, охвативших тюркоязычное население Западной Сибири, в результате которых и переселились на восток.

В конце 16 века чаты стали жителями Приобья и являлись подданными или (с чем более согласны современные исследователи) союзниками хана Кучума. Считается, что в это время на Оби, у Кривой Луки, чаты основали родовое поселение, которое в русских документах именовалось как Чатский городок, о котором Г.Ф.Миллер пишет, как о «главном поселении чатских татар на западном берегу Оби, на большой дороге между Томском и Тарой». Предполагают, что Чатский городок находился рядом с современной деревней Юрт-Ора в Колыванском районе Новосибирской области. Местонахождение его часто определяли и местом на берегу Оби по дороге из Томска в Тару, на мысу, образуемом рекой Июна (Уень) при впадении ее в Обь.

Чаты не только расселились по Оби, но и подчинили себе живших здесь до их появления местных жителей - обских тюрок (или обских татар), сделав их своими кыштымами-данниками. Вероятно, из-за подчинения нижних обских тюрок - темерчинцев, чаты вступили в конфликт с эуштинцами, которые в 1599 и 1604 годах воспринимали чатов как немирных соседей.

Из исторических источников 17 в. известно, что в этот период лесостепная южная часть Болотнинского района посещается телеутами, племненная верхушка которых роднится с племенной верхушкой чатов, живущих в Новосибирском Приобье. Другая часть чатов переселяется в это время на берега р.Томь, в окрестности современного города Томска.

Южнее современной территории Болотнинского района располагалась Телеутская землица (Телеутский улус), состоявшая из кочевий телеутских князей в предгорьях Алтая, в Кулундинской степи и в лесостепях Верхнего Приобья и Притомья.

На территории Болотнинского района Новосибирской области археологические памятники, которые можно отнести к сибирским народностям 14-17 вв., не исследовались, публикации о них не известны.

Евгений Терентьев