Продажа книг

Сергей Владимирович Жуков
                Продажа   книг.

   После   того,   как   несколько  сотен   двухтомника  «Провинция»  распространились  через   киоски   «Роспечати»,  после  раздачи  авторских   экземпляров, остальные тысячи книг остались  лежать  в   подвале   второй  музыкальной  школы.
И   предложили  наши литературные  руководители   разобрать  по  800   штук  каждому.
   Вначале  я  даже стал  отказываться  от  своей  части.  Заработки  были  неплохие.  К   тому  же   не так  давно   получили   мы   наследство  после   смерти  тётушки    Нины.
   И  подумал  я -  к  чему  столько   книг?  Но   после  того,   как   начало   рушиться   мотопроизводство,  и  стали   разгонять  народ  на  «минималки»,  задумался я   о  том,   как   выжить.  Тогда-то  и  пришла   мне  на  помощь   поэзия.   Да-да, именно  такая  не рыночная   отрасль  культуры   способствовала   не  только  моему  пропитанию,  но  и   учёбе  в   Университете.  Каждый  месяц   ходил  я   в   гости к  дочке и приносил продукты.  А   как  же  иначе?  Я  ведь  знал,  что  за   каждым  из  нас  следят,  всех   контролируют.
  Но на остававшиеся  денежки  приобретал я  философские   книжки, до сей поры   частично  не  прочтённые  мной. Стоили они в то время довольно дорого и люди покупали их, ища смысл жизни.
Как  же  всё  это  было?

  Свою  долю  книг  я  начал продавать  в  электричках.  Двигаясь  вдоль  рядов   деревянных   скамеек, я  периодически   подсаживался   к одиноко  сидящим  женщинам,  а   порою  к   студенческим  группам.
- Здравствуйте -  лучась  улыбкой,  растянутой  во всю  ширь своего тогда ещё  зубастого  рта.- Я  ковровский  поэт Сергей  Жуков.  Посмотрите, пожалуйста,   книгу.
  Два  томика  первой нашей  «Провинции»  предлагались мной за считанные, хотя   и не сущие копейки.
Конечно, приходилось работать и языком, и руками, и ногами.
Вначале автографы на первом томе со стихами, я ставил по желанию покупателей   прямо на ходу поезда.
Обычное словосочетание «На добрую память» стал я затем наносить  заранее, при  распаковывании  дома  книжных  пачек.
Порой мужчины, видящие, как я «пристаю» к их  «дамам  сердца», готовы были  вызвать меня на кулачную дуэль.
  «Суггестивный фактор» или некую способность к внушению использовался мной на  все сто процентов.

   Однако на железнодорожном вокзале меня, как говорится, «повязали». Впервые в жизни, хотя какая там была жизнь, всего тридцать четыре года, меня задержали бравые милиционеры и препроводили в линейное отделение.
  Произвели досмотр, составили протокол, и отпустили. Я заметался. Туда-сюда. Почему-то побежал в Ковровское отделение милиции, но меня перенаправили к железнодорожным стражам порядка.
  Седой высокий и худощавый подполковник и разговаривать со мной не стал. Нарушил я закон и всё тут. Жди кары по всей строгости.
Однако посоветовали мне добрые люди обратиться к майору Скворцову, заместителю начальника.
  Пришёл к майору, мужчине средних лет, с серьёзным и почему-то добрым взглядом карих глаз. Объяснил я милицейскому начальнику суть дела, что не Донцову или Маринину продаю, а наших местных авторов. Он понял меня и на глазах порвал протокол, итог стараний своих подчинённых, посоветовав мне быть впредь осторожней.

  И всё же я вскоре продолжил свои приключения коммивояжера. С большой оглядкой стал действовать.
На автовокзале   мужичина  сказал  своей  жене /это  ведь только  я  беседовал  с   чужими/: «Купила?»
- Да –
- А  зачем? –
-  Сама  не  знаю –

   После того крошечного диалога, невольно подслушанного мной под сводами   старой автостанции, стал я  ходить по городским  конторам, или, как сейчас  принято говорить, офисам.
Почти весь завод имени В.А.Дегтярёва, на котором я тогда трудился штамповщиком, был мною обеган в поисках потенциальных покупателей.
Трудно было, рискованно.  Надо было  быть раскованным, чтобы сблизиться с  людьми.
Инженеры, контролеры, рабочие в обеденный перерыв становились моими   собеседниками.
   Народ у нас всё же добрый, несмотря ни на что. Помню, как в  «Ковровских  электросетях»  женщины сами предлагали цену бОльшую, чем установленную мной.
После того, как побывал я в  «Горгазе» и  «Водоканале», «ДСК» и «ЖБИ»,  хлебозаводах и ателье, пустился в странствие по соседним посёлкам и  ородам.

   И произносились мною речи о поэзии в Новках и Мстёре, Селиванове и   Камешкове, Вязниках и Гороховце,  Мелехове  и  Малыгине, Красном  Маяке и не   менее кумачовом Октябре.

  Кстати, в посёлке Мелехово произошёл еще забавный случай. Постучавшись в кабинет председателя поселкового совета, я со своей многострадальной дерматиновой сумкой ввалился в помещение и оторопел.
Возле стола главы посёлка стоял молодой участковый и прямо смотрел на меня.
- Извините, я позже зайду –  промямлил я и выскочил из комнаты.
- Подождите, что за дело у Вас? – успел услышать я, устремляясь к лестнице.
Добирался  я и  до  соседних  районов  и даже областей.  В посёлке Савино соседней Ивановской области никто у меня ничего не купил, зато удалось навестить своих  родных.  То же случилось и в посёлке Новый Быт или на станции   Волосатая.
   Стал я после того,  как объездил все  маломальские окрестности, выступать по  школам и колледжам, гимназиям и ТУ.
  Много  книжек удалось реализовать.   Свою  долю продал, помог Мише Аганину,  Александру Берёзкину,  В.А.Кузнецову,  Б.В.Ляпахину,  вдове покойного Володи  Козлова, и ещё самую малость Надежде Бирюковой.   Устал я немного с нашими   книгами.  Наверное, тысячи три раскидал я по городам  и  весям востока губернии.  Целый маленький грузовик.



Сергей  Жуков.   2009.