Болотнинский район в средневековье

Евгений Викторович Терентьев
Осенью 2022 г. руководство МКУК "Болотнинская ЦБС", в структуре которой я с февраля 2022 г. работаю на полставки библиографом, приняло решение реконструировать раздел "Краеведение" на сайте Болотнинской ЦБС. Данный материал был подготовлен мною в феврале 2023 г. и предназначен для заполнения нового раздела "Краеведение" сайта Болотнинской ЦБС: https://bltlib.ru/

Основной источник: книга "Прошлое Болотнинской земли" (Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.), в которой в 2003 г. кандидатом исторических наук, доцентом Института археологии и этнографии СО РАН Андреем Владиленовичем Новиковым было дано наиболее полное и подробное описание истории Болотнинского района в средние века.

Болотнинский район в средневековье

Древнетюркское, предмонгольское и монгольское время

Верхнеобская культура

В результате массовых миграций кулайцев и длительных контактов и с проживающим здесь большереченским населением, в лесостепном Приобье к сер. 1 тысячелетия н.э. стала формироваться культура, получившая название верхнеобская. Впервые в середине 20 в. ее выделил М.П.Грязнов, исследовавший памятники древнего населения районов Верхней Оби.

Памятники верхнеобской культуры распространены на севере – до устья р.Томи, на юге – до степного Алтая. На востоке они выявлены в пределах Кузнецкой котловины, на западе в пограничье Приобья и Барабинской лесостепи.

Большая часть исследователей указывает на самодийское происхождение верхнеобцев (как и кулайцев).

Основные памятники верхнеобской культуры представлены городищами, неукрепленными поселками и могильниками.

Городища сооружались недалеко от воды на возвышенности, окружались рвом и валом. Неукрепленные поселки также строились недалеко от воды, по берегам рек и у кромки террас, в боровых массивах. Постройки сооружались в неглубоких котлованах (до 70 см), укрепленных высокими срубами с крышей как шатрового типа, устроенной из жердей, древесной коры и кусков дерна с дымовым отверстием наверху, так и плоской кровлей, опиравшейся на вертикальные столбы-опоры. Вход с небольшой предвходовой площадкой снабжался приставной дверью, утепленной навесным пологом. Площадь построек от 20 до 40 кв.м. жилое пространство отапливалось круглым очагом открытого типа. В жилищах могло проживать от 12 до 20 человек – членов семьи, ведущей совместное хозяйство. Численность населенных пунктов колебалась в пределах одного рода: 50-70 человек, иногда могла превышать 100 человек.

Для погребения выбирались высокие места, выкапывались ямы глубиной 0,5-1 м, внутри которых на настиле из бревен или плах и бересты размещались тела на спине в вытянутом положении, головой на северо-восток. Кроме одиночных, известны парные и групповые (до 5-ти) захоронения. Над погребениями из кусков дерна и верхних слоев почвы возводились насыпи курганов. Сооружение насыпей сопровождалось обрядами, от которых остались обломки сосудов, угли, прокал. С обрядовой стороной связаны погребение в насыпи собаки и сооружение ямы, в которую поместили разбитые и обожженные кости.

В 8-9 вв. одной из форм погребения становится кремация. В то же время появляются воинские погребения с конем, что археологи связывают с проникновением в регион тюркского населения.

С тюркским влиянием связывают появившиеся у верхнеобцев предметы экипировки верхового коня, поясные наборы и украшения тюркского облика, а также полученные через кочевников хорезмийские и китайские монеты, используемые в качестве амулетов.

Основой экономики верхнеобцев было комплексное хозяйство с доминирующей производящей направленностью в форме полукочевого скотоводства (лошади. крупный и мелкий рогатый скот), земледелие носило подсобный характер, охотничий и рыболовный промыслы. Заметное место играла металлообработка, включавшую работу с черными и цветными металлами. Не меньшее развитие получили косторезное, кожевенное дело, керамическое производство, прядение и ткачество.

В нач. 8 в. верхнеобские городища укрепляются. Появление укреплений у верхнеобцев исследователи связывают с военной опасностью, исходившей в то время с юга и юго-востока.

В 9 в. верхнеобское культурно-историческое образование исчезает, уступив место новым тюркоязычным популяциям, в состав которых оно частично и вливается.

До конца 8 в. верхнеобцы культивировали бронзовое литье, выполненное в урало-сибирском стиле, вероятно, отражавшее их религиозные воззрения. Из животных чаще всего изображали медведя – хозяина тайги.

На территории Болотнинского района яркими памятниками верхнеобской культуры являются могильники у с. Новобибеево, исследованные археологами в конце 1990-х гг. здесь были исследованы десятки погребений верхнеобцев, в которых было обнаружено много керамики и других интересных находок, в числе которых было изображение медведя.

В 2002 г. при раскопке одного из городищ Ояшинского археологического микрорайона на территории Болотнинского района была обнаружена уникальная находка – бронзовое литье с изображением некоего копытного животного (лось-олень). Вместе с изображением животного были обнаружены фрагменты 9 сосудов.

При раскопке другого городища верхнеобцев - Ояшинский археологический микрорайон-23 было обнаружено бронзовое изображение медведя.

Литература:

История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч.ред.В.И.Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с.: илл., карты.

Молодин В.И., Соболев В.И., Троицкая Т.Н. Археологическая карта Новосибирской области / В.И.Молодин, В.И.Соболев, Т.Н.Троицкая. – Новосибирск: издательство «Наука» Сибирское отделение, 1980. – 184 с.

Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.

Сросткинская культура

Отчасти синхронно с верхнеобцами, а с начала 2-го тысячелетия н.э. все шире и шире, на территории Болотнинского района проживали носители сросткинской культуры.

По поводу этнокультурного происхождения сросткинцев у исследователей нет единого мнения. А.А.Адамов считает, что сросткинская культура была оставлена тюрками кыпчаками и отрицает ее связь с предшествующим самодийским населением верхнеобской культуры. Следует отметить, что данная точка зрения не нашла поддержки у большинства ученых, выразивших мнение, что сросткинская культура – это результат слияния тюркского и местного населения.

Датируют эту культуру тоже по-разному: 9-10 вв.; 8-12 вв.; 10-12 вв.; 9-14 вв. и т.д. Наиболее убедительно мнение Д.Г.Савинова, который связывает сросткинскую культуру с кимаками, продвинувшимися из Северо-Восточного Казахстана на север и восток и датирует ее 9 – 11 вв. к 12-13 вв., по мнению большинства исследователей, сросткинская культура прекратила свое существование.

В Новосибирском Приобье памятники сросткинцев однослойные, по мнению исследователей, они не имеют поэтапного различия и могут быть разделены на долговременные и кратковременные. К долговременным относятся все городища и большинство поселений. Они в основном были расположены на краю надпойменной террасы в непосредственной близости от воды и имеют мощный культурный слой. По мнению исследователей, них проживали основную часть года значительные коллективы. Кратковременные поселения располагались чаще всего на значительном расстоянии от воды и имеют очень слабо выраженный культурный слой.

Раскопанные жилища сросткинцев примерно одинаковы и на протяжении 10-14 вв. не претерпевали особых изменений. Это были срубные и каркасные полуземлянки с коническими или двухскатными крышами, которые имели отверстия для выхода дыма, и сезонные наземные жилища – наподобие чумов, покрытых берестой.

Основу хозяйства сросткинцев составляло скотоводство (лошади, крупный и мелкий рогатый скот), заметная роль принадлежала охоте, рыболовству и собирательству. Земледелие играло подсобную роль (вероятно, основным злаком был ячмень, известны серп, жернова).

Сырьем для получения железа сросткинцами были местные болотные руды.

Интересны находки в Новосибирском и Томском Приобье у сросткинцев китайских зеркал, либо их реплик. Два найденных зеркала имеют иранское или среднеазиатское происхождение.

Могильники сросткинцев были курганными, окруженными рвом. В ряде насыпей прослежены следы тризн: прокалы и кости животных. Умерших погребали в могилах в вытянутом положении на спине, реже встречаются захоронения в насыпи или на уровне погребенной почвы. В Новосибирском Приобье преобладала северо-восточная ориентация погребенных. Могилы часто имели деревянные перекрытия и берестяные чехлы. Встречены погребения с конем или с его чучелом. Вероятно, в могилах также могла находиться деревянная или берестяная посуда.

На территории Болотнинского района выявлено несколько памятников начала 2-го тысячелетия н.э., в частности, поселение Усть-Тула – 2. К этому же времени относится и городище Ояшинский археологический микрорайон – 32.

Литература:

История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч.ред.В.И.Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с.: илл., карты.

Молодин В.И., Соболев В.И., Троицкая Т.Н. Археологическая карта Новосибирской области / В.И.Молодин, В.И.Соболев, Т.Н.Троицкая. – Новосибирск: издательство «Наука» Сибирское отделение, 1980. – 184 с.

Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.

Басандайская культура

Басандайская культура получила свое название по имени группы курганов и городища в урочище Басандайка рядом с Томском первой половины 12 в.

Хронология существования басандайской культуры определяется в пределах 10-13 вв.

Круг исследованных памятников этой культуры пока сравнительно невелик. Он включает в себя некоторое число переселенческих комплексов, частично раскопанных в Томском Приобье, несколько некрополей в Томской, Новосибирской областях и в Алтайском крае.

Городища басандайцев расположены на мысах, имеют ров и валы с проходом для въезда внутрь. Жилые постройки представляют собой прямоугольные постройки, ориентированные по сторонам света, с неглубоким котлованом. В центре жилища располагался очаг, вдоль стен были нары.

Погребения совершались в ямах, реже на уровне погребенной почвы или в насыпи. Умерших заворачивали в бересту или укладывали на спину в специально сшитый берестяной короб на дне ямы, головой на северо-восток или юго-запад (иногда по линиям север-юг или северо-запад – юго-восток). Иногда использовались узкие деревянные колоды. Рядом с погребением устанавливался столб. Наиболее заметных членов общества сопровождало погребение коня или его чучела, собаки и птицы. Внешне насыпи захоронений могут отличаться, варьируя от округлой куполообразной и овальной форм к сложной конфигурации из двух и более насыпей. В насыпях и под ними встречаются следы жертвоприношений: кости лошади, крупного и мелкого рогатого скота, керамика, предметы упряжи, наконечники стрел, кострища.

На территории Болотнинского района известны курганные сооружения, отнесенные исследователями к басандайской культуре, однако, публикации о раскопках их неизвестны.

Хозяйство басандайцев носило комплексный характер с преобладанием скотоводства и небольшой долей земледелия. Основные направления хозяйственной жизни басандайцев были унаследованы ими от верхнеобцев и сросткинцев.

В исторической перспективе население Новосибирского Приобья 12-14 вв., оставшись в стороне от основных маршрутов походов монгольских войск, независимо от того, признавать его басандайским или нет, стало основой для формирования различных местных этнографических групп сибирских татар.

Литература:

История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч.ред.В.И.Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с.: илл., карты.

Молодин В.И., Соболев В.И., Троицкая Т.Н. Археологическая карта Новосибирской области / В.И.Молодин, В.И.Соболев, Т.Н.Троицкая. – Новосибирск: издательство «Наука» Сибирское отделение, 1980. – 184 с.

Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.

Евгений Терентьев