Мастер... Памяти М. Ф. Булгакова

Светлана Ковалева 2
 
МАСТЕР
Памяти М. А. Булгакова

Когда ему в тот сорок горький год
пришла пора предсмертный вздох содеять,
к нему явились Воланд, и Фагот,
и пятый прокуратор Иудеи.
Соскучившись по жизни кочевой,
храпели кони несказанной масти
и Воланд прошептал: «Мы ждем Вас, Мастер»,
а Мастер не ответил ничего.
Ах, боги, нагулявшиеся всласть,
царующие праведно и грозно —
как поздно вы приходите, как поздно,
к тому, кто даровал вам вашу власть!
Где были вы, всевидящий Мессир,
в кого и как свое вонзали жало,
когда он был и наг, и бос, и сир,
да — был и наг, и бос, и сир, и жалок?
Когда полуживой от подлых кар,
о помощи взывал он — вот в чем суть-то! —
к тому, кто тасовал людские судьбы,
как будто тасовал колоду карт.
О, как она незыблемо стара,
разыгранная Господом мистерия,
в которой процветают подмастерья,
в которой прозябают мастера,
и бесполезно машут кулаком,
и опускают высохшие лица…
Проклятая — она так долго длится,
а до финальной сцены далеко!
Прощайте, Мастер, — мир Вам и покой!
Вернуть бы Вас — но Вы неуловимы,
как тот закат, в который над Москвой
плыла гроза, как над Ершалаимом.*
Грома гремели, небеса разъяв,
и мрак гулял в его остывшем теле,
когда над ним плащи свои воздели
единственные верные друзья.
Они явились, смерть его поправ,
ему неся иную жизнь и имя —
и он восстал. И он пошел за ними.
И он покинул нас. И он был прав.
___________________________
* Ершалаим — Иерусалим по книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иерусалим, город такой, и библейский и современный. Ершалаим — это город злобы и греха.

Вадим Егоров.


     10 марта 1940 года от тяжелой болезни умер Михаил Булгаков, оставив после себя творческое наследие, которое остается актуальным и берущим за душу до сих пор. Один из самых читаемых русских писателей XX века, он был разносторонним увлекающимся человек, любил жизнь и умел жить ярко и честно. Драматург и театрал, врач и писатель, он постоянно искал новые образы и средства выражения своего внутреннего мира — и стал по-настоящему выдающимся писателем еще при жизни, оставшись таким и в воспоминаниях современников, и в восприятии потомков.


 


     Последние записи из дневника Елены Сергеевны Булгаковой:
     1 января 1940-го.
...Тихо, при свечах, встретили Новый год: Ермолинский — с рюмкой водки в руках, мы с Сережей (сын Е.С.) — белым вином, а Миша — с мензуркой микстуры. Сделали чучело Мишиной болезни — с лисьей головой (от моей чернобурки), и Сережа, по жребию, расстрелял его...

     28 января.
Работа над романом.

     1 февраля.
Ужасно тяжелый день. «Ты можешь достать у Евгения револьвер?» (Евгений Шиловский — предыдущий муж Елены Сергеевны, военачальник)

     6 февраля.
Утром, в 11 часов. «В первый раз за все пять месяцев болезни я счастлив... Лежу... покой, ты со мной... Вот это счастье... Сергей в соседней комнате».

     12.40:
«Счастье — это лежать долго... в квартире... любимого человека... слышать его голос... вот и все... остальное не нужно...»

     29 февраля.
Утром: «Ты для меня все, ты заменила весь земной шар. Видел во сне, что мы с тобой были на земном шаре». Все время весь день необычайно ласков, нежен, все время любовные слова — любовь моя... люблю тебя — ты никогда не поймешь это.

     1 марта.
Утром — встреча, обнял крепко, говорил так нежно, счастливо, как прежде до болезни, когда расставались хоть ненадолго. Потом (после припадка): умереть, умереть... (пауза)... но смерть все-таки страшна... впрочем, я надеюсь, что (пауза)... сегодня последний, нет предпоследний день...

     8 марта.
«О, мое золото!» (В минуту страшных болей — с силой). Потом раздельно и с трудом разжимая рот: го-луб-ка... ми-ла-я. Записала, когда заснул, что запомнила. «Пойди ко мне, я поцелую тебя и перекрещу на всякий случай... Ты была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной... Когда я слышал стук твоих каблучков... Ты была самой лучшей женщиной в мире. Божество мое, мое счастье, моя радость. Я люблю тебя! И если мне суждено будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила мои вещи, я писал их для тебя... Я люблю тебя, я обожаю тебя! Любовь моя, моя жена, жизнь моя!» До этого: «Любила ли ты меня? И потом, скажи мне, моя подруга, моя верная подруга...»

     10 марта. 16.39.
Миша умер.

 
 
     Цитаты из произведений Михаила Булгакова

Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс. («Белая гвардия»)

***
А зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю... выйдут пышные всходы... задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто. («Белая гвардия»)

***
А зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю... выйдут пышные всходы... задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто. («Белая гвардия»)

***
Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? («Белая гвардия»)

***
Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут. («Белая гвардия»)

***
Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории. («Мастер и Маргарита)

***
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! («Мастер и Маргарита)

***
Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собою разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. («Мастер и Маргарита)

***
Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его. («Мастер и Маргарита)

***
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? («Мастер и Маргарита»)

***
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…(«Мастер и Маргарита)
 

Подготовила Лана Ковалева. Все права защищены.