Про охоту на зайца в капкане

Сергей Хоршев-Ольховский
 СЕРГЕЙ ХОРШЕВ-ОЛЬХОВСКИЙ
               
                ПРО ОХОТУ НА ЗАЙЦА В КАПКАНЕ

          Будучи в гостях у донского казака Качкина Петра Петровича, давнего друга моего отца, я стал рассказывать, как мой школьный товарищ Николай Колузонов умело охотится на карпов с самодельной пикой, но хозяин тут же остановил меня.
     – Читал я в газете твой рассказик. Только мне кажется, сбрехал ты про богатырских карпов.
     – Зачем же?.. Это истинная правда!
     – Неужели на самом деле в нашем пруду водятся такие махины?
     – Выходит, водятся.
     – Ну а на зайцев-то вы с Николаем поохотились?
     – Да как-то не получилось приехать зимой.
     – О-о!.. Зря-а!.. Охота – это, брат ты мой, такое развлечение! Ничуть не хуже рыбалки. Я дюже любил в молодости побродить по полям, и лесам и один раз аж трёх зайцев принёс.
     – Дядя Петя, расскажи, пожалуйста! – воскликнул я, почувствовав, что разговор про охоту на этом оборвётся.
     – Рассказывать-то дюже нечего... – стал он отнекиваться.
     – Дядя Петя, расскажи! – не отставал я.
     И он в конце концов сдался. Начал издалека, обстоятельно:
     – Было это давно. Купил, значит, мой отец ружьё-двустволку. Он всю жизнь о таком мечтал, но всё денег никак не мог собрать – то коллективизация, то война. А тут продали мы по осени кабана и разбогатели. Да только отцу к тому времени уже не под силу было вёрсты отмерять по степи – ранений много в Великую Отечественную получил. Диковинное дело – с самолётом один на один сражался. Послал его, значит, командир батальона с донесением на главный командный пункт. Шёл он всё время то овражком, то леском. А в одном месте пришлось в чистое поле выйти. И тут, как на грех, самолёты немецкие появились. Низко так над землёй летят. И один из лётчиков, будь он неладен, заприметил отца и давай гонять по полю. Строчит из пулемётов, страсть!.. Бегал-бегал от него отец и видит – не отцепиться от паразита добром! Лёг он на спину и сам начал стрелять в него из винтовки. А лётчик в раж вошёл, вражина!.. И круг за кругом налетает и налетает! Ну скажи ты: зачем ему нужен был один солдат?.. Нет, прилип, гад, как репей! Охотничий азарт, видишь ли, пробудился. Это его и сгубило. Так увлёкся, что в высотку врезался. Туда ему и дорога!
     Отдышался отец чуток, отряхнул с себя пыль и хотел уже бежать дальше... Да не тут-то было. Другой самолет привязался! Лётчик, видать, подумал, что отец сбил его товарища. А может и сбил?.. Разве мог опытный лётчик ни с того ни с сего в бугор врезаться?.. Но как бы там ни было, стал и второй охотиться на отца, а тому защищаться уже нечем – все патроны расстрелял. Спасибо, наши истребители подоспели. А так бы каюк ему был. Такие вот, брат, дела.
     И он неожиданно затих, как будто вовсе забыл про меня, но тут же встрепенулся:
     – Ах, да! Я совсем забыл про зайцев! Дал, значит, отец мне ружье и попросил своих дружков – деда Васюню Хоршева и Макария Топольского, чтобы взяли меня с собой на охоту. А охотники они были, надо сказать, жуткие – всякий раз по пять зайцев приносили...
     – Это слишком!.. – хохотнул я, не выдержав.
     – Не всякий раз, конечно, но по три – это точно!
     – И по три многовато, – продолжал я сомневаться.
     – Ты не мешай, слухай! – одёрнул он меня и как ни в чём ни бывало продолжил: – Только вышли мы в степь – метров на триста повыше от церквы, как навстречу нам из лесополосы вылетел какой-то полоумный заяц. Макарий, не целясь, бах его наповал! И говорит: «Бери, Петя, себе, всё равно ты сам, наверно, не убьёшь». Делать нечего, привязал я зайца на пояс, и пошли дальше. Но не прошли и пятисот метров, как из яра ещё один дурачок выскакивает. Дед Васюня, не целясь, хлоп его наповал и тоже мне отдаёт. И что ты думаешь?.. Больше ни одной животины за весь день не встретили! Все близлежащие леса обшарили – и ничегошеньки! И в Западном были, и в Горелом, и в Курганском... А под вечер уже в Липяги прибились. И тут я заприметил между двух сосен заячьи уши – торчат, как антенны, и подрагивают. Подошёл поближе, гляжу... Заяц! Бабахнул я в него с одного ствола, потом с другого! А он сидит, хоть бы что. Тогда подбегаю я к нему и сгоряча бух прикладом по голове!  Раз, да другой! Взял в руки, что такое?.. Не подниму. А он, оказывается, в капкане сидел, бедолага. С тремя зайцами возвращался я в тот день в хутор, а дед Васюня и Макарий с пустыми руками. По пути зашли мы, правда, в магазин, и я отдал одного, по-свойски, продавцу. Понятное дело, угостил он нас за это добре. И я, на радостях, ещё одного вручил ему. «Всё равно, – думаю, – никто не поверит, что я троих уложил». А того, что в петле сидел – он, кстати, самый здоровенный был, домой принёс. Отец обрадовался жуть как – не зря, значит, ружьё купил. И сразу кинулся свежевать косого. А когда освежевал, спрашивает:
     – Сынок, ты руками поймал его али как? 
     – Нет, – говорю, – подстрелил.
     Делать нечего, признался я, но Христа ради упросил никому не рассказывать, а то хуторяне вчистую засмеяли бы. Теперь-то мне, по-стариковски, не так стыдно. Пиши байку. Нехай люди поудивляются. А что случай такой был, не сомневайся. На охоте, как на рыбалке, тоже чего только не случается.

      БИБЛИОГРАФИЯ:

ПРО ОХОТУ НА ЗАЙЦА В КАПКАНЕ


1.  Газета «Слава Труду» № 90, 18 августа 1998 г., Кашары, Ростовская обл.
2.  Газета «Наш край» № 105-106, 4 июня 2011 г., Миллерово.
3.  С. Хоршев-Ольховский. «Клетчатый Пиджак». Рассказы. 2010, Лондон.
     ISBN 978-9984-30-177-8
4.  Альманах «Рукопись» № 31, 2018, Ростов-на-Дону.
5.  С. Хоршев-Ольховский. «Избранное». Повести и рассказы. 2019, Москва.
     ISBN 978-5-00153-068-8