Мы- счастливые люди! Мы- строили БАМ!

Антонина Максимова
       Село Татаурово утопало в снегах. По указанному адресу к Меньшикову Владимиру Георгиевичу мы брели по глубокому снегу, оставив автомобиль по ту сторону железной дороги. Мы планировали  обязательно встретиться, так как он один из первых пришёл работать в Автобазу треста «Нижнеангарсктрансстрой» в далеком 1974 году.
Когда, преодолев сугробы, мы уже приближались к подворью, из калитки вышел хозяин. Был он невысокого роста, прямая спина, на моложавом  лице  аккуратная бородка с проседью. Выглядел он гораздо моложе своих лет.
- Видите, как к нам трудно добираться по снегу, но вы преодолели. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в дом!- радушно приветствовал он нас.
Мы вошли в чисто подметённый двор, поднялись на крашеное крыльцо, открыв дверь, оказались в просторном, тёплом помещении дома. Нас  встретила хозяйка Антонида Андреевна. Скинув тёплую одежду, мы устроились на стульях в кружок и начали беседу.
- Я так и не понял, чем вы интересуетесь,- начал разговор Владимир Георгиевич. Ну, работал я на БАМе, много людей работало тогда. Ничего особенного в этом не вижу.
- Вы были в числе первых водителей, которые возили грузы для БАМа, когда не было дорог. Как это было? Это нужно знать поколениям, которые идут за нами. Вы расскажите, мы запишем. Книга будет издаваться о строителях БАМа,- пояснил Пётр Алексеевич Гурулёв, тоже бамовский водитель.
-Хорошо, я расскажу с самого начала. Я работал на Татауровском Авторемзаводе водителем, была семья: жена и двое детей. И вдруг пошли разговоры о том, что рядом на станции Таловка набирают водителей на строительство Байкало-Амурской магистрали. Я родом из Курумканского района, а дорога к будущему БАМу как раз шла через Курумкан. Чего тут раздумывать? Я был ещё молодой, всего 38 лет, и мне было интересно поработать на дальних рейсах. Посовещавшись в семье, я решил съездить в Таловку и всё разузнать. Получив добро на трудоустройство, я уволился и тут   же устроился в СМП-572 водителем, где начальником работал Базылев Николай Тимофеевич. Я перевозил грузы, обслуживая организацию на месте. Это был сентябрь 1974 года. Вскоре была организована Автобаза треста НАТС, и меня перевели в штат водителей Автобазы. Так, с октября 1974 года я стал работать в этой организации, за мной была закреплена автомашина ЗИЛ-130. Задача водителей была в том, чтобы максимально быстрее перевозить детали сборно-щитовых домов с Таловской базы до перевалочной базы в Улюнхане. Это северное небольшое село стало известным в связи со строительством БАМа. Перевалочные базы в Улюнхане имели несколько строительных организаций,   там накапливались строительные материалы, конструкции, оборудование и прочие грузы до того времени, когда сделают проезд до будущей станции Уоян. Строительством дороги занимались мехколонны, мостоотряды, а мы продолжали возить в Улюнхан  детали сборных домов, несмотря на погоду, дороги и другие препятствия. Ездили мы по просёлочным дорогам с грунтовым покрытием.
В Автобазу первым пришел работать младший брат  Анатолий, а за ним и мы с  Михаилом, и стали ходить в рейсы вместе.
В феврале 1975 года  Байкал надёжно заковало в ледяной панцирь, нам дали разрешение идти с Баргузина на село Байкальское колонной. При этом каждую машину взвешивали, что бы вес с грузом не превышал нормы. У меня груз был более тяжелый, норма веса была значительно превышена. Мне разрешили ехать, но при этом быть осторожным, внимательным и идти в середине колонны. Мы спустились на лёд, где теряясь в белом, снежном тумане едва заметной ниточкой тянулась ледовая дорога. Её проложили для нас грейдеристы, которые следили за ледовой трассой, дежурили постоянно. По ней мы и дошли до берега, где расположилось село Байкальское. Дальше нам показали, куда ехать по кромке Байкала до мыса Курлы – будущего города Северобайкальск. Держась вдоль левого берега, мы нормально прибыли на место.
 Первый рейс воодушевил нас, мы вернулись в Таловку, загрузились, и снова на север Байкала. Но, не всегда Байкал был милостив к нам. Когда начались февральские ветры, появились ледовые торосы, разломы, трещины, которые доходили иногда до нескольких километров в длину.  Для таких случаев мы имели деревянные прочные трапы для преодоления трещин. Если лёд был толстым, мы выдалбливали  по обе стороны трещины гнёзда, куда и помещали торцы трапов, чтобы они сели прочно и не скользили. Переезжали по трапу через трещину шириной до метра. Если же лёд был тонкий и в нём не выдолбить гнёзда для трапа, приходилось на скорости перепрыгивать через трещину. Так, однажды мы ехали вдоль трещины несколько километров до мыса Давша.  Увидев, что трещина упёрлась в берег, мы решили перепрыгнуть через неё на скорости. Смелые были, молодые, решительные. Выкурив  по сигаретке, да перекрестившись, мы с разбегу стали преодолевать препятствие. Получилось! А после уже привыкли к таким «шуткам» батюшки Байкала. Работали без выходных – ведь ледовая дорога ненадолго. Нужно было, как можно больше перевезти грузов,  их ждали строители, которые зиму жили в утеплённых брезентовых палатках, собирая дома из щитов. Спали тоже в машинах, в рейсах там и ели.
Вспоминая то время, Владимир Георгиевич замолчал. Подождав немного, я обратилась  с вопросом:
- Вы работали, а как же семья?
- Семья продолжала жить в Татаурово. Иногда мне удавалось побывать дома отоспаться, но это не всегда.  Мы продолжали работать, Автобаза передислоцировалась в Северобайкальск и для размещения семейных водителей стали выделять жилые вагончики. В 1977 году мне выделили под жильё вагончик типа ОП-6. Я сразу перевёз жену и детей. Дети пошли учиться в школу, жену взяли на работу в трест НАТС сторожем, потом она работала кладовщиком в Автобазе.
Я продолжал работать водителем. Окончив курсы переподготовки водителей для работы на импортной технике, я получил бортовой Магирус. Возил продукты сахар, муку, крупы с Таловки по дороге Тазы-Уоян. Дорога только строилась, её практически не было. Но мы ездили. Вспоминается такой случай. С трудом прошли по речке Срамная, валуны, прижимы, дошли до реки Катера. Моста не было, нужно идти вброд. Дело было в ноябре, на речке был тонкий  лёд. На берегу  для этого случая стоял бульдозер, тракторист  в это время отсутствовал. Тогда один из наших водителей  Коновалов Николай завёл бульдозер и пошел по реке ломать и расталкивать лёд по сторонам. На нашей стороне подцепляли автомобиль, и прицепом  бульдозер тащил его за собой. На дне валуны, об автомашину бьются льдины, а мы едем. Раз! И мы на той стороне!
- Об этой дороге много рассказывали водители,- вступила в беседу я. И стихи есть. Если позволите, я прочту отрывок из стихотворения нижнеангарского поэта Валерия Дмитриевского «Напутствие». Он писал:
Водитель, прощайся с покоем!
Свернув с безмятежных полян,
В ущелье вползает змеёю
Дорога Тазы-Уоян.
Весёлое это местечко-
Не сможет понять и сам чёрт:
Дорога ли вьётся по речке,
Река ль по дороге течёт.
И дальше. Валун к валуну - как редуты,
И путь между ними не прост.
Рывок - и накрылся редуктор,
Попытка – и вырвало мост.
И в конце. Коварную речку минуя,
Запалишь для чая костёр…
А кто не ходил на Срамную-
Тот, значит, ещё не шофёр.
- Да, это ближе к Куморе,- продолжил Пётр Алексеевич. Там  речка быстрая, по валунам перекатывается, а дорога идёт по речке. Не свернуть на бережок – горы прижимают речку с обеих сторон. Зачастую машины ломались, приходилось  вытягивать их с  этого места прицепом. Водители работали – настоящие асы!- подытожил Пётр. Владимир Георгиевич продолжил рассказ:
- В 1979 году мне пришлось уволиться по семейным обстоятельствам и вернуться в Татаурово. Решив семейные проблемы с детьми, в 1981 году мы вернулись  в Северобайкальск. Я снова пошёл работать в Автобазу, жену приняли кладовщиком в Управление Бамтоннельстрой. Оплачивали за труд нам хорошо. Взяли земельный участок  и построили дом, гараж. Разработали участок под огород, появились свои овощи. Хотя у меня, как я сейчас думаю, работа была напряженная, но тогда мы были молоды, здоровы, выносливы. Была в этой работе какая-то романтика. Новые впечатления, новые трудности. Бывало, едешь по дороге – видишь - зверь вышел, медведь ли, лось. Жаль, что не имел фотоаппарата, а то бы снимки остались на память,- посетовал Владимир Георгиевич.
- А люди, какие были!- вступила в беседу Антонида Андреевна. Приехали отовсюду, национальности разные, а жили одной семьёй. Двери не закрывали на замок, если нужно куда-то сходить. Я после кладовщиком работала на железной дороге, там и квартиру получила в пятиэтажке двухкомнатную. Дочка окончила школу искусств и дальше продолжила образование.
-Имея квартиру в Северобайкальске, Вы не остались там жить. Почему?- обратилась я с вопросом.
Владимир Георгиевич вздохнул и ответил:
-Сыну нужно было помочь. Когда дети были маленькими, я спокойно работал  на  БАМе, моя жена была согласна на это и три года жила в Татаурово с детьми. Она мне не перечила, а поддерживала меня во всём. Когда у сына появились дети – наши внуки, нам пришлось выехать в Татаурово, чтобы помочь им. Я вышел на пенсию и в 1994 году мы попрощались с БАМом.
- Какие награды Вы  имеете?- спросила я.
- Награждали Грамотами, у нас с женой есть медали «За строительство БАМ», а так же мы имеем звание Ветеран труда. Скромные, но по заслугам.
     Приятно было находиться в доме этих симпатичных, степенных хозяев, проживших вместе 62 года.  У них двое детей, двое внуков и три правнука. Есть кому передать свой жизненный опыт, свою любовь.
Потом мы пили чай, вели разговоры о БАМе, вспоминали трудные и весёлые моменты. Все разговоры сводились к одному: мы – счастливые люди! Мы – строили БАМ!