Тайны пророчеств монаха Авеля

Олег Хлобустов
    Случайно сегодня на ютубе увидел видеоролик о "пророчествах" монаха Авеля. И, поскольку эта запись еще прибавляет новые - не будем называть их предельно грубо "фейками", - легенды и мифы, то следует рассказать об этой личности подробнее.
    Монах Авель, или отец Авель - в миру Иван Васильев, это реальное историческое лицо, упоминаемое даже в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, почивший, в 1841 году. А он - словарь, в свою очередь, ссылался на "Отечественную старину". По иронии судьбы, Авеля можно причислить к числу первых российских "диссидентов".
    Впервые я узнал об Авеле лет 40 назад, а уже потом, в начале 90-х в келье религиозной тюрьмы Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где содержался «за пророчества» Авель, увидел и «копию» его пророчеств о династии Романовых.
    Поясним, что согласно истории жизни Авеля, впервые он бы отправлен в один из северных монастырей за предсказание смерти Екатерины Великой.
    Император Павел наоборот, узнав о заточении Авеля, наградил «пророка» личной аудиенцией, после которой, согласно поздним легендам, продиктовал предсказание о судьбе императорской династии. Пророчество, якобы, хранилось в специальном ларце в Гатчине, а в 1901 году с ним познакомился и последний российский император…
    Последний раз Авель, которому еще Александром I было запрещено заниматься предсказаниями, был отправлен в суздальскую религиозную тюрьму по указанию Николая I… А «вина» его заключалась в следующем. Одна из придворных дам, пребывавшая в немилости при Александре, спросила старца, а не стоило бы ей отправиться в Москву на коронацию Николая I. На что «пророк» ей ответил: - Я вам делать это не советую…
   Будучи заключенным в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре, Авель и успокоился там же.
   Легенда о "записанных" по повелению императора Павла пророчествах о династии Романовых... родилась 92 года назад в одной из русскоязычных газет Харбина.
   Вот как об этом писал "НГ-религиях" в ноябре 2010 года Андрей Григорьев: "...В эмиграции бывший царский офицер и черносотенец Петр Шабельский-Борк (1896–1952) написал небольшой рассказ о монахе Авеле под названием «Вещий инок», который был опубликован под псевдонимом Кирибеевич в харбинском журнале «Хлеб духовный» (1931, №5).
    Монархист вкладывает в уста Авеля «пророчества» о хорошо известных событиях времен Николая I, Александра II и Александра III, после чего переходит к последнему самодержцу: «Николаю Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий».
    Позже «сказание» было опубликовано в книге Шабельского-Борка (под псевдонимом Старый Кирибей) «Павловский гобелен» (Сан-Пауло, 1955).
    То, что этот рассказ представляет собой не более чем «благочестивый миф», было очевидно даже в эмиграции. Ныне работающий заместителем директора музея «Гатчина» Валерий Архипов нашел в описаниях Шабельским-Борком дворца Павла в Гатчине целый ряд ошибок, говорящих о весьма поверхностном представлении об описываемом предмете.
    В докладе на пресс-конференции «Император Павел I – взгляд XXI века» в 2004 году он рассказал о проверке сведений Шабельского-Борка и Сергея Нилуса о якобы хранившемся в Гатчинском дворце со времен Павла I ларце с пророчествами Авеля, которые в 1901 году, открыв ларец, якобы прочел Николай II.
    На самом деле ни в камер-фурьерском журнале, фиксировавшем день за днем жизнь императора, ни в дневнике Николая II нет ни слова о посещении им в указанные дни Гатчинского дворца. На фотографиях дворцовых залов на описанном Нилусом и Шабельским-Борком «пьедестале» (тумбе) виден не «запечатанный ларец», а ваза...
    В годы перестройки эти «исторические сказания» об отце Авеле попали в Россию. В 1991 году «пророчества Авеля» без указания, что они взяты из романа Шабельского-Борка, были опубликованы Сергеем Фоминым в подборке «пророчеств о судьбах России» в журнале «Наш современник» (1991, № 9). Дополненный вариант «пророчества» был опубликован в «Житии преподобного Авеля прорицателя» (1995 год) издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, а затем в целом ряде печатных и интернет-публикаций...
    Однако о "вещих иконах", упоминаемых в ролике о «пророке» на ютубе, якобы написанных по пророчествам Авеля, не упоминает даже наиболее полное «Житие преподобного Авеля прорицателя» издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.
    Возможно, упоминаемые "книги" Авеля сохранились в его деле (1827 г.) ... Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии, которое и решило его судьбу.