13. 4 Вопрос о любви

Лариса Болотова
 «Любовь всегда была и есть главная тема искусства. И это вполне понятно. Здесь сходятся все нити человеческой жизни, все эмоции; через любовь человек соприкасается с будущим, с вечностью, с расой, к которой он принадлежит, со всеми прошлым человечества и со всей его грядущей судьбой.  В соприкосновении полов, в их влечении друг другу, лежит великая тайна жизни, тайна творчества. Отношение скрытой стороны жизни к явной, то есть проявление реальной жизни в нашей, кажущейся, особенно ярко вырисовывается в этой вечно трактуемой, вечно разбираемой и обсуждаемой и вечно непонимаемой области, именно в отношениях полов. В действительности творчество заключается не в одном только продолжении жизни, а прежде всего и больше всего в творчестве идей. Любовь является огромной силой, производящей идеи, будящей творческую способность человека.

Когда сольются две силы, заключающиеся в любви – сила жизни и сила идеи – человечество сознательно пойдёт «к своим высшим судьбам»».

                Проявляются ли эти две силы не только явно, но и скрыто для человека?

«Ни в чём так резко не проявляется различие глубокого «оккультного» понимания жизни и поверхностного «позитивного», как в вопросе о любви.

В ряду других вопросов современности у нас есть ужасный «половой вопрос».  Это вопрос целиком из быта двухмерных существ, живущих на плоскости и движущихся по двум направлениям – производства и потребления.

Для людей существует вопрос о любви.

Любовь – это индивидуализированное чувство, направленное на определённый объект, на одну женщину или на одного мужчину. Другая или другой не могут заменить любимого.

«Половое чувство» - это не индивидуализированное чувство, тут годится всякий более или менее подходящий мужчина, всякая более или менее молодая женщина.

Любовь – орудие познания, она сближает людей, открывает перед одним человеком душу другого, даёт возможность заглянуть в душу природы, почувствовать действие космических сил.

Любовь – это признак породы.

Она проявляется  уже у животных в тех породах, где действует отбор, у диких хищных животных, у кровных лошадей, у породистых собак».

                Что значит признак породы? Кролик никогда не соединится с волком?

«У людей любовь это орудие совершенствования расы».

                Каким образом это происходит?

 «Когда из поколения в поколение люди любят, то есть ищут красоты, чувства, взаимности, то они вырабатывают тип, ищущий любви и способный на любовь, тип, эволюционирующий, восходящий.

Когда из поколения в поколение люди сходятся, как попало, без любви, без красоты, без чувства, без взаимности – или по соображениям, посторонним любви, из расчёта, из экономических выгод, в интересах «дела» или «хозяйства», то они теряют инстинкт любви, инстинкт отбора. Вместо «любви» у них вырабатывается «половое чувство», безразличное, и не служащее отбору, не только не сохраняющее и не улучшающее породу, но наоборот теряющее её. Тип мельчает, физически и нравственно вырождается.

Любовь – орудие отбора. «Половое чувство» - орудие вырождения.

Различие «вопроса о любви», как берёт искусство, и «полового вопроса», как его рассматривает современная реалистическая литература, показывает различие двух пониманий жизни. Одно идёт по поверхности, по видимому миру и видит только человеческую жизнь, другое проникает в глубь, в тайники чувства и ощущает биение пульса какой-то другой большой жизни.

Для позитивизма, для материализма, любовь – это «половое чувство», «факт» и его прямые следствия. Любовь – это физическое явление, которое описывается в учебниках физиологии.

Для дуалистического спиритуализма любовь это власть тела над духом. Поэтому религия и моральные системы, основанные на дуалистическом противопоставлении материи и духа, как двух враждебных элементов, считают любовью, как созидательницу материи, врагом духа, и её гонят и стараются, насколько можно, извести и унизить.

Для  монистического идеализма любовь именно то, чём она рисуется искусству, то есть психологическое явление, в котором приходят в действие и звучат все самые тонкие струны души, в котором, как в фокусе, собираются и проявляются все высшие силы человеческой души. Это их испытание, их экзамен и орудие  их эволюции. В то же время именно этой стороной жизни человек соприкасается с чем-то большим, часть чего он составляет.

Странным образом самый материалистический взгляд на любовь, видящий в любви только «факт», «сношение» и его прямые последствия, в сущности сходится со взглядами нравственных реформаторов и моралистов, видящих в любви один только грех и соблазн, которого чем меньше, тем лучше.

Это вполне понятно. Истинно монистическая религия, как например, греческие мифы, не были враждебны любви.

Вся разница вытекает из дуалистического или монистического миропонимания. Искусство всегда было монистическим, и поэтому оно всегда было язычеством в глазах дуалистических религий, видящих в жизни борьбу духа с материей, и фантастикой в глазах материализма, видящего в жизни только физическое явление, и не видящего – психического».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 110).