СВОЯ РОЖЬ. сельская хроника

Александр Шиманский
   Жизнь сложилась так, что сейчас проживаю в городе Пнске, городе областного подчинения. При поездке в родные места по дороге Антополь-Берёза, голова сама поворачивается туда, на деревню Пешки, откуда началась многих и моя трудная, и в то же время прекрасная дорога в жизнь.               

  Каждой сельской девушке, которая выходила замуж родители давали посаг и наделяли землёй. Родители жениха выделяли ему для дальнейшей жизни землю или в некоторых случаях новая семья жила вместе со своим родителями. Жених мог и свой дом построить если отделялся от родителей, разные были случаи, у кого как. Отец решил построить новый дом рядом со старым родительским домом, к этому времени его отец и мать умерли. Земля мамы была возле деревни Кошелёво, а земля отца была за деревней Пешки.               

   В моей жизни случилось так, что родился в деревне Пешки, а пришлось жить в деревне Кошелёво. Кто мог спрогнозировать как сложилась бы судьба останься жить в деревне там, где родился. Но, что есть то и есть. Переезд в деревню Кошелёво случился после тех трагических событий в деревне Пешки, когда она окончательно была сожжена немецкими СС и и их прислужниками- полицаями.

   После войны начала отстраиваться деревня Пешки.Там где стояли вдоль улицы печные трубы потихоньку стали расти дома. Мои родители приняли решение не возвращаться жить в деревню Пешки, заселились в доме, который по решению райисполкома был продан нашей семье, жителя деревни Кошелёво выехавшего в Польшу. Какая была причина этого невозврата  не скажет сейчас никто. Возможно, это связываю с тем, что отец поступил на службу на железную дорогу, с деревни Кошелёво было ближе к деревне Горск, куда он ездил на велосипеде, и возможно, что с этим обстоятельством уделять время строительству дома времени попросту не было.

   Свой новый дом наша семья построила через пять лет после войны, когда можно сказать, деревня Пешки уже отстроилась. До вступления в колхоз семья вела единоличное хозяйство. Отцовское наследие- земельный участок полтора гектара и полгектара болота, находились в пределах деревни Пешки. Пахотная земля находилась  между деревней Пешки и Черняково, как мама говорила, на Капитановом, а участок на болоте был напротив сгоревшего нашего дома.

  С деревни Кошелёво, по разным причинам, на лошади мы ездили на свой участок и проезжая мимо места, где был наш дом, мне мама говорила, что тут закопана твоя пуповина. Конечно, для малого было непонятно, как часть моего тела и закопана. С возрастом нашёл этому объяснение. Оказывается, что в те далёкие времена,  в сёлах и деревнях, женщин готовящихся родить, не возили в роддомы из-за их отсутствия, плохих дорог, а роды детей принимали женщины пожилого возраста, их называли бабки- повитухи. В деревне Пешки их было две.

   Предки внимательно присматривались и относились к разным древним обычаям и приметам, связанным с рождением ребёнка, и старались их применять так, чтобы у ребёнка в будущем была счастливая и безбедная жизнь. По старым обычаям послеродовое место закапывали в зависимости от ситуаций в разных местах. Когда рождалась девушка, старались закопать за порогом или посреди чужого участка – тогда девушка выйдет замуж. Даже замечено, что послеродовое место пыталась потоптать женщина, у которой не рождались дети, с надеждой, что она сможет в будущем родить. Когда рождался мальчик - закапывали место под углом дома, бани и как бы привязывая его к дому. Что касается меня, не привязали меня этим к дому, враги сожгли родную хату, а место жительства  пришлось поменять много раз.

  Проживая в деревне Кошелёво не часто приходилось быть в деревне где родился. Малым был, родители не разрешали, подрос -учиться надо было. Но подрастая появились друзья в деревне Пешки,  с которыми учился в школе с пятого по десятый класс, с пятого по седьмой в деревне Борки, с восьмого по десятый - в селе Детковичи. Добавить надо, что учёба, в те далёкие советские времена, в средней школе, была платной. За полугодие нужно было уплатить семьдесят пять рублей.

  В летний период, когда были каникулы, бывал в деревне Пешки, там жили крёстная мама и крёстный отец. Иногда с друзьями удавалось побродить по окрестностям деревни, истории которой, во времена ранней юности, мы не знали, у юности были свои заботы. Старшие говорили, что деревне Пешки уже больше чем двести лет, но документов подтверждающих в те времена не было. Это сейчас, благодаря жителю Черняково, профессору Брестского государственного университета Гладыщук Анатолию, установлена по архивным данным, дата первого упоминания о деревне Пешки и относящаяся к 25 октября 1725 года.               

  Вокруг деревни Пешки расположены разные места имеющие свои названия, чёткой границы между ними нет, но местные, по известным им приметам, чётко различали их друг от друга. Часть этих оригинальных названий похоже идёт с тех далёких, седых времён.

  Некоторые места получили свои особые названия от бывших владельцев этих имений: Капитановэ, Поповэ, урочище - редькая и густая Кухонька, коло (возле) Яна, коло Шмыда, коло Кузёмки. Другие места получили свои названия из-за особенностей участков - болото Козынэц, Ольховэ, места- Поставники, Грудки, Лески, Одёр, Убогэ, Пэсоцкэ (песчаное место), Луг- Широкий паз,  Луги, Выпук (неболшая горка), Выямынок (низкое место), Купына, Осына,  Выжары (выжженое место), Желизный лис -Дубына. Участок –“коло Шмыда” получил название из-за того , что один из жителей побывал в Америке, в то время когда эта часть Беларуси входила в состав Польши и примерно в 1935 году в месте называемом “Одёр”, купил себе участок. Одно место -“коло Липы” получил своё название совсем в недалёком прошлом, в двадцатом веке. Здесь выросла липа, в этом месте была большая панская усадьба. На этом месте сейчас стоит единственный  в районе  “Памятник картошке” установленный местным сельхозпредприятием по инициативе её председателя                Демидович Н.И.

   В этот раз поездка на наш участок за деревней Пешки была особенной. Мамой была сжата рожь на Капитановом за деревней Пешки  и было принято решение свезти снопы в деревню Кошелёво, где мы проживали. Погода этого дня стояла хорошая. Отец был на работе, служил на железной дороге, а мы втроём, мама, брат и я, снарядив телегу поехали за сжатой рожью. При посещении участка за деревню Пешки сложным местом на дороге были два места, где проезд всегда вызывал тревогу. Это место называемое Смуга, между деревнями Михалки и Борки и другое - между деревнями Борки и Пешки, проезд через Грэблю.

  Даже в сухие времена проезд через эти места был сопряжён с трудностями. Смуга отличалась большими и глубокими колдобинами залитыми водой даже в жаркое время, а по Гребле всегда текла вода, и эту часть дороги часто ремонтировали жители деревень, то подсыпая песок или укладывая ветки можжевельника.               

  Оценивать урожай сжатой ржи не могу, но был нагружен очень большой воз. Для того, чтобы по пути и при погрузке не терялись зёрна, на телегу сначала были уложены домотканые покрывала (редюги).  Снопы укладывались верхушками  в средину телеги и после укладки снопы прижимались большим бревном и имеющим в местном обиходе название рубель и обжималось канатом- ужище. Таким образом не терялось ни одно зерно урожая.

  Воз был нагружен высокий, на него уселся брат, мама  управляла лошадью, а я шёл пешком сзади. Проезд через Грэблю между Пешками и Борками прошёл без приключений. Дорога была неблизкая, лошадь несколько раз отдыхала. Так потихоньку двигалась наша нагруженная телега по просёлочной дороге. Вот и Смуга.

  Ярко светило солнце, по небу проплывали светлые облака, а здесь на дороге, через несколько минут развернулись события, которые могли обернуться трагедией. При проезде этого участка произошло непредвиденное. Мама резко повернула лошадь объезжая одну из колдобин и наш гружённый снопами воз опрокинулся. Брат слетел с воза и ударился об землю так, что потерял сознание и пришлось брызгать на его водой, чтобы привести в чувство.

  Но, слава Богу, происшествие обошлось без большой беды. С трудом поставили телегу на колёса, со слезами на глазах переложили воз и добрались домой уже без приключений. С тех пор прошло много времени. В своё время деревня Пешки разрослась - появились у неё две улицы. Одна, главная, Берёзовская, покрытая асфальтом и другая -Новосёлов. Вокруг деревни Пешки все места распаханы  и получили новую жизнь и новые символы, и только старожилы помнят ещё эти названия. Ведь всё меньше и меньше остаётся людей, для которых названия таких мест, это память об  их непростой и сложной жизни.               

  Может случиться так, что пройдет ещё немного времени и могут исчезнуть эти элементы нашей древней истории, так пусть хоть в виде статей и заметок они сохраняться.