Болотнинский район в древности

Евгений Викторович Терентьев
Осенью 2022 г. руководство МКУК "Болотнинская ЦБС", в структуре которой я с февраля 2022 г. работаю на полставки библиографом, приняло решение реконструировать раздел "Краеведение" на сайте Болотнинской ЦБС. Данный материал был подготовлен мною в феврале 2023 г. и предназначен для заполнения нового раздела "Краеведение" сайта Болотнинской ЦБС: https://bltlib.ru/

Основной источник: книга "Прошлое Болотнинской земли" (Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.), в которой в 2003 г. кандидатом исторических наук, доцентом Института археологии и этнографии СО РАН Андреем Владиленовичем Новиковым было дано наиболее полное и подробное описание истории Болотнинского района в древности.

Болотнинский район в древности

Эпоха камня

Палеолит

На юге Западно-Сибирской равнины и на нынешней территории Новосибирской области люди появились примерно 14-13 тыс. лет назад, когда завершалась эпоха последнего оледенения и ледник интенсивно отступал. Это были охотники на мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов и других животных мамонтовой фауны, в теплый период года являвшиеся также собирателями растений и ягод. В настоящее время на территории Новосибирской области известно 4 палеолитических памятника- стоянки: Волчья Грива, Венгерово-5, Ново-Тартасская, Елбань-3. Расположены они на территории Барабинской лесостепи и в предгорьях Салаира.

Охотники и собиратели палеолита, неотступно преследовавшие стада мамонтов и бизонов по Западно-Сибирской равнине, мигрировали и по территории Болотнинского района.

Летом 2003 года при раскопках могильника 6-7 вв. рядом с с.Шумиха на территории Болотнинского района археологи обнаружили более 100 каменных отщепов, сколов, нуклеусов и фрагментов орудий, к могильнику отношения не имевших, предположительно отнесенных к финальной стадии эпохи палеолита.

Литература:

История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч.ред.В.И.Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с.: илл., карты.

Молодин В.И., Соболев В.И., Троицкая Т.Н. Археологическая карта Новосибирской области / В.И.Молодин, В.И.Соболев, Т.Н.Троицкая. – Новосибирск: издательство «Наука» Сибирское отделение, 1980. – 184 с.

Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.

Мезолит

Мезолит на юге Западной Сибири, начавшийся с окончанием ледникового периода – это время исчезновения мамонтовой фауны здесь и переориентирования древних охотников на более мелкую дичь и рыбу. В это время у людей появляются лук и стрелы, рыболовные сети, сани, лодки, весла. На Ближнем и Среднем Востоке в эпоху мезолита происходит доместикация (одомашнивание) диких видов растений и животных, в Сибири, вероятно, в это время была доместицирована собака.

На территории Болотнинского района не обнаружены памятники или находки, которые можно отнести ко времени мезолита. Крайняя скудность подобных находок характерна для всей Новосибирской области.

Литература:

История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч.ред.В.И.Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с.: илл., карты.

Молодин В.И., Соболев В.И., Троицкая Т.Н. Археологическая карта Новосибирской области / В.И.Молодин, В.И.Соболев, Т.Н.Троицкая. – Новосибирск: издательство «Наука» Сибирское отделение, 1980. – 184 с.

Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.

Неолит

Неолит завершает эпоху камня. В Западной Сибири время неолита – период приблизительно с 8-го по 3-е тысячелетие до н.э. В это время складывается устойчивая система обмена и поставок каменного сырья из районов Восточного Казахстана и Западного Алтая на территорию Новосибирской области.

Время неолита – это время создания и применения шлифованного каменного топора. В это же время на территории Западной Сибири появляются примитивная керамика, прядение и ткачество, жилища в виде полуземлянок и землянок на основе деревянных конструкций, захоронения-могильники.

На территории Новосибирской области в обнаруженных неолитических могильниках, согласно исследованиям антропологов, похоронены люди по внешнему виду близкие представителям уральской расы, обитавшей на севере, в таежной зоне Евразии (современными исследователями они выделены в условную евразийскую расовую формацию, в которой еще не произошло четкого разделения на европеоидов и монголоидов) . Предполагается, что это потомки жителей Сибири эпохи палеолита и мезолита, еще не испытавшие на себе влияния южных земледельческих культур.

К неолитическим находкам на территории Болотнинского района относятся:

1) фрагменты керамики, обнаруженные археологами в 1958 году в районе с.Камень, на осыпи обрыва;

2) тесло классического образца, обнаруженное летом 2003 года при раскопках близ с.Шумиха.

Литература:

История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч.ред.В.И.Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с.: илл., карты.

Молодин В.И., Соболев В.И., Троицкая Т.Н. Археологическая карта Новосибирской области / В.И.Молодин, В.И.Соболев, Т.Н.Троицкая. – Новосибирск: издательство «Наука» Сибирское отделение, 1980. – 184 с.

Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.

Эпоха бронзы

Ирменская культура

С конца 3-го тысячелетия до н.э. в лесостепной зоне Западной Сибири началась эпоха бронзы, продолжавшаяся по первые века 1-го тысячелетия до.н.э. В лесостепном Приобье эпоха бронзы, как и каменный век, разделяется на несколько этапов – ранняя, развитая и поздняя бронза.

На территории Болотнинского района памятников ранней и развитой бронзы не обнаружено, но известны:

1) поселение поздней бронзы Камень – 3, недалеко от с.Камень, датируемое 10-8 вв. до н.э., относящееся к ирменской культуре;

2) могильник ирменской культуры Камень – 1, близ с.Шумиха, исследованный археологами в 2000 г.

Ирменская культура получила свое название по с.Ирмень (Ордынский район, Новосибирская область), где был исследован один из первых памятников этой культуры. Исследователи связывают происхождение этой культуры с проживавшими в степях и лесостепях Азии в эпоху развитой бронзы племенами федоровской культуры, входившей в круг андроновской культурной общности.

Ирменцы были европеоидами, как и андроновцы, пришедшие на территорию Новосибирской области в начале 2-го тысячелетия до н.э. из Центрального Казахстана и освоившие обширную территорию от Зауралья до Среднего Енисея, от границ тайги до Памиро-Тяньшанских предгорий. Современные исследователи уверены, что ирменцы генетически связаны с населением андроновской культуры. Антропологические данные подтверждают эти связи.

До сих пор не ясно, как андроновские (федоровские) племена проникали на территорию лесостепного Обь-Иртышья. Возможно, они просачивались на новые территории небольшими группами, которые постепенно начинали численно и культурно доминировать над сравнительно небольшими разрозненными популяциями аборигенного населения. Может быть, большие людские массы плавно, но достаточно быстро заполнили эту территорию. Возможно также, что это были завоевания – походы специализированных воинских групп, вооруженных совершенным бронзовым оружием.

Большую роль в переселении андроновских племен на новые территории играли конные экипажи – колесницы, так как лошадь использовалась андроновцами как транспортное тягловое животное.

Памятники ирменской культуры в настоящее время обнаружены в лесостепном Приобье и в Барабе. На востоке они уходят на территории Кузнецкой котловины, Обь-Чулымского междуречья вплоть до северо-запада Хакасии; на западе занимают просторы Прииртышья. С юга на север ареал ирменцев охватывал земли от Северного Алтая до Нижнего Притомья.

На территории Новосибирской области известно свыше ста поселений и могильников этой культуры.

Являясь скотоводами, ирменцы разводили главным образом крупный рогатый скот, овец и лошадей, но были и земледельцами, знавшими земледелие уже в его развитых, пашенных формах.

Особое место в экономике ирменцев занимало бронзолитейное производство. Бронза – искусственный сплав меди с различными добавками (прежде всего – с оловом). Ирменцы плавили бронзу в сосудах. По мнению исследователей, процесс плавки мог сопровождаться какими-то магическими обрядами (ссылки на находки на памятниках предметов мелкой пластики – глиняных фигурок, как зооморфных, так и изображающих реальные образы лошади и медведя).

Находки глиняных обожженных шаров-грузил подтверждают мнение исследователей, что ирменцы также занимались рыболовством.

Жилищами ирменцев были большие землянки, достигавшие по площади 250 кв.м., рассчитанные на одновременное проживание в них одной большой патриархальной семьи. Глубина котлована таких землянок достигала человеческого роста, перекрытие было сделано из бревен. Обогревался и просушивался такой подземный дом многочисленными очагами. Поселки ирменцев насчитывали до нескольких десятков таких землянок, расположенных рядами, образующими улицы. В зимнее время ирменцы загоняли в землянки свой скот и жили с ним – люди в центральной части, а животные по периметру котлована. На окраинах ирменских поселков часто расположены зольники, а попросту говоря, помойки, образовавшиеся в результате уборок землянок после зимнего содержания в них скота. Зольники состоят из золистой земли – перегоревшего еще в древности навоза и битой керамической посуды.

Керамика является самой многочисленной категорией находок в ирменских поселках, так как ирменцы разводили крупный рогатый скот и получали много молочных продуктов, требовавших большого количества тары. В ходу были как крупные, объемом более 10 литров, так и небольшие горшки с хорошей профилировкой, украшенные в верхней части резным и штампованным по сырой глине орнаментом. В основе орнаментальных композиций были различные геометрические фигуры, главным образом треугольники. Именно такие фрагменты от битых горшков ирменцев и были найдены недалеко от с.Камень.

Своих сородичей ирменцы хоронили под курганными насыпями, практически не закапывая умерших в землю, а огораживая их прямоугольной деревянной конструкцией. Умерших клали на бок с подогнутыми ногами и согнутыми руками – в позе спящего. Под одной насыпью обнаруживают несколько погребений, расположенных в ряд, что, вероятно, отражает родственную близость умерших.

Исследования на могильнике Камень-1 на территории Болотнинского района дали интересные результаты: в кургане № 2 была зафиксирована кремация (трупосожжение), редко встречающаяся в ирменской погребальной обрядности; выделены отличные от традиций ирменской культуры типы орнаментации керамики (сходные с типами орнаментации северных, таежных культурных традиций); получена коллекция бронзовых ножей, накосников и нашивок; обнаружены новые черты погребальной обрядности ирменцев – каменные стелы как надмогильные сооружения и скопление конских черепов над могилой.

Литература:

История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч.ред.В.И.Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с.: илл., карты.

Молодин В.И., Соболев В.И., Троицкая Т.Н. Археологическая карта Новосибирской области / В.И.Молодин, В.И.Соболев, Т.Н.Троицкая. – Новосибирск: издательство «Наука» Сибирское отделение, 1980. – 184 с.

Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.

Эпоха раннего железа

Большереченская культура

В раннем железном веке, в 6-1 веках до н.э. – 1 в.н.э. территорию Верхнего Приобья занимала большереченская культура, названная исследователями так по местонахождению открытого археологами под руководством профессора М.П.Грязнова в 1946-1949 гг. памятника Ближние Елбаны у с. Большая Речка в Алтайском крае.

В 6-5 веках до н.э. носители этой культуры стали создавать первые в нашей местности изделия из железа, главным образом, предметы вооружения. Производственные орудия и украшения оставались долгое время бронзовыми или костяными.

Исследователи относят большереченскую культуру к обширной скифо-сибирской культурной общности.

Северная граница распространения большереченской культуры в Новосибирской области проходила к югу от реки Уень в Колыванском районе. Здесь большереченцы контактировали с населением Томского Приобья – носителями лесной кижировской, а позже кулайской культуры. На западе они проникали в восточную часть Барабы, где встречались с племенами саргатской культуры. На востоке распространялись до предгорий Кузнецкого Алатау, соседствуя с населением тагарской культуры. На юге граница большереченцев проходила у слияния Бии и Катуни.

По мнению профессора Т.Н.Троицкой локальные группы большереченцев на территории Новосибирской области генетически восходят к местным культурам эпохи поздней бронзы и переходного периода, в том числе и к ирменцам. Большую роль в формировании большереченцев сыграли также кочевники-европеоиды, проникающие в Приобье из Восточного Казахстана.

Как и у ирменцев, ведущую роль в хозяйстве большереченцев играло скотоводство (крупный рогатый скот, лошади, мелкий рогатый скот), приобретшее отгонный характер. Как и ирменцы, большереченцы специализировались на металлургии и производстве керамики. Как и ирменцы, большереченцы строили дома-полуземлянки. В отличие от ирменцев, большереченцы делали внутри полуземлянки сруб, а животных содержали зимой в отдельных от своего жилища помещениях.

На территории Болотнинского района при раскопках городища Ояшинский археологический микрорайон – 27 была обнаружена керамика большереченской культуры.

Помимо керамической и деревянной посуды в качестве домашней утвари большереченцы использовали бронзовые котлы. В Новосибирской области один из таких котлов был случайно обнаружен в Болотнинском районе рядом с городом Болотное. Второй подобный котел был обнаружен у села Кирза в Ордынском районе. Оба котла имеют по паре полукруглых ручек, вертикально поднимающихся от края венчика, и круглую полую ножку, отходящую от центра днища, к которой и крепится тулово изделия. Оба предмета имеют форму, типичную для скифского мира и, возможно, как считают исследователи, могли быть привезены из Минусинской котловины.

Могильники большереченцев были курганными. Под насыпью из дерна находилось от 1 до 39 прямоугольных могил, составлявших захоронение семьи. Умерших хоронили вытянутом или слегка скорченном положении. При этом в местных курганах отсутствуют захоронения коней, которые встречены в Алтайском крае, погребенные ориентированы головами на юго-восток, а не на юго-запад, отдичается погребальная керамика. Над погребениями на поверхности насыпи находились деревянные сооружения. Обряд погребения мог сопровождаться человеческими жертвоприношениями, останки которых помещали в ров вокруг кургана (во рву одного из курганов некрополя Быстровка-1 в Искитимском районе были обнаружены головы двух женщин и мужчины в сопровождении сосудов саргатской и кулайской культур).

Среди взрослого населения большереченцев выделялось несколько групп: взрослые мужчины делились на четыре категории. Это устанавливается на основании сравнения инвентаря, обнаруженного в погребениях. Первая группа – воины-всадники. Вторая группа, связанная с отправлением культа, не относилась к воинам. Среди них были более богатые мужчины с отличительным знаком в виде гривны и бедные, сопровождаемые при захоронении лишь каменным алтариком и сосудом. Третья группа – рядовые воины с небогатым вооружением. Последняя – совсем бедные члены семьи, не являющиеся воинами и не занятые в отправлении культа. Женщины также входили в разные по имущественному разделению группы. В целом, по мнению исследователей, женщины имели зависимое положение. С другой стороны, судя по следам военного травматизма у останков носителей культуры, у большереченцев в боевых действиях принимали участие и мужчины, и женщины.

С 3-2 веков до н.э. большереченцы под натиском северных племен все дальше отступали на юг. В начале 1 в.н.э. носители большереченской культуры либо были уничтожены, либо ассимилированы северным населением, занявшим их земли.

Литература:

История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч.ред.В.И.Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с.: илл., карты.

Молодин В.И., Соболев В.И., Троицкая Т.Н. Археологическая карта Новосибирской области / В.И.Молодин, В.И.Соболев, Т.Н.Троицкая. – Новосибирск: издательство «Наука» Сибирское отделение, 1980. – 184 с.

Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.

Кулайская культура

Основной территорией, где сложилась кулайская культура, было Среднее Приобье, Томско-Нарымское. Здесь в бассейне обского притока – р.Васюган обнаружен ряд городищ и находок. Отсюда в 3-2 веках до н.э. кулайцы начинают проникать в Томское, а затем в Новосибирское Приобье. Причинами переселения кулайцев стали: заболачивание исходного их ареала, сокращение и без того ограниченного числа промысловых участков и появление избыточных масс населения.

В антропологическом отношении кулайцы представляли лесной монголоидный тип. Как полагает большинство ученых, язык кулайцев мог относиться к самодийской группе языков.

Для кулайцев были характерны: большое экономическое значение охоты и рыбной ловли; широкое распространение плоского ажурного бронзового литья культового назначения, наличие наряду с ним художественного объемного литья; наличие четко выраженного культа животных; в керамических комплексах часта орнаментация фигурным штампом уточкой.

Кулайские памятники Новосибирского Приобья имеют тесную связь с большереченской культурой, что позволяет говорить об особом новосибирском варианте кулайской культуры. Одним из ярких памятников, где , по мнению исследователей, происходило слияние этих двух культурных традиций, является расположенное на территории Болотнинского района городище Ояшинский ахеологический микрорайон – 27. Здесь при раскопках обнаружена как большереченская керамика, так и кулайская.

В самом начале бытования культуры, хозяйство кулайцев носило присваивающий характер – кулайцы занимались охотой и рыболовством. Продвинувшись на юг, на территорию большереченцев, кулайцы познакомились со скотоводством и земледелием.

Поселки кулайцев обычно устраивались в местах, благоприятных с точки зрения хозяйственной деятельности. Некоторые из поселений имели сезонный характер. На что указывает периодичность их затопления паводковыми водами. Жилища представляли собой разноразмерные (от 8 до 50 кв. м) полуземлянки с неглубоким (до 70 см) четырехугольным котлованом. В центре устраивался очаг. Вход в жилище часто был сделан в виде тамбура.

Каждый мужчина –кулаец был воином. Для вооружения кулайцев характерны так называемые кулайские бронзовые наконечники стрел – крупные, удлиненные, трехперые, хорошо приспособленные для стрельбы в густом лесу. Встречаются костяные пластины доспехов.

Достоверных погребений носителей кулайской культуры известно мало, самые представительные комплексы изучены в некрополе Каменный Мыс (3-2 вв. до н.э.) на р. Уени в Колыванском районе Новосибирской области. По этим материалам, кулайцы заворачивали тела своих умерших в бересту и укладывали на спине в вытянутом положении на дно неглубоких ям. Сверху делали плоское перекрытие из бревен или горбылей, над этой конструкцией из дерна возводили курганные сооружения. При каждом последующем погребении курган наращивался в одну из сторон. Над отдельными мужскими захоронениями совершались сопроводительные обряды – тризны, от которых сохранились остатки кострищ, сосудов, наконечников стрел. Известны особым образом обставленные захоронения в кургане усопшего конских черепов, овец, собак, водоплавающих птиц.

Сырье для кулайского бронзолитейного производства получалось при переработке металлического лома пришедших в негодность вещей или поступало из районов Рудного Алтая и, возможно, Минусинской котловины. Начиная с 3-2 вв. до н.э. в среде кулайцев начинается массовое распространение железных изделий (ранние известны в 5-4 вв. до н.э).

На 5-1 вв.до н.э. приходится всплеск своеобразного искусства кулайцев. Характерной чертой этого искусства является сохранение северных лесных традиций и некоторое влияние традиций скифо-сибирского круга.

На поздний этап существования кулайской культуры приходится время образования первых кочевых империй и активизации в Северной Азии хуннов. Последствием этих перемен стали мощные миграционные процессы, известные как Великое переселении народов. Они привели к ослаблению племен Южной и Западной Сибири, инициировали отток значительной части скотоводческого населения и частичное запустение территорий.

Литература:

История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч.ред.В.И.Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с.: илл., карты.

Молодин В.И., Соболев В.И., Троицкая Т.Н. Археологическая карта Новосибирской области / В.И.Молодин, В.И.Соболев, Т.Н.Троицкая. – Новосибирск: издательство «Наука» Сибирское отделение, 1980. – 184 с.

Новиков А.В., Майничева А.Ю., Кравцов В.М., Грес М.В. Прошлое Болотнинской земли / А.В. Новиков, А.Ю.Майничева, В.М.Кравцов, М.В.Грес. – Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003.- 136 с.

Евгений Терентьев