Предисловие к разделу Зарисовки из санатория Ворон

Виктор Ардашин
Предисловие к разделу «Зарисовки из санатория «Вороново»»

        Фото их интернет: 1 – Главный корпус санатория;
                2 и 3 - Гостевые корпуса

        Санаторий «Вороново» был организован на месте архитектурного комплекса усадьбы «Вороново», начало которой ведётся с XVIII столетия. До нашего времени сохранились постройки, которые были сделаны при Иване Воронцове, владевшим усадьбой в то время. Главный 1-й корпус санатория был построен в 1974 году в стиле советского модернизма по проекту известных советских архитекторов И. З. Чернявского и И. А. Василевского (сына Маршала,  дважды Героя Советского Союза Василевского А.М.). Санаторий «Вороново» занимал большую территорию и состоял из нескольких зданий для приёма отдыхающих и различных административных и служебных зданий. Он располагается в живописном лесном массиве Подмосковья вдоль берега реки Вороновки.

        В то время санаторий находился в ведении Совета Министров СССР. Поскольку наш Институт Комплексных Транспортных Проблем  (ИКТП) находился в ведении Госплана СССР, который в свою очередь был под крылом Совета Министров, то и у сотрудников нашего института была возможность приобретать путёвки в этот санаторий.

        С тех пор, как я защитил кандидатскую диссертацию и был назначен заведующим сектором отдела математических методов, у меня появились некоторые льготы. Мой ежегодный отпуск стал продолжительностью в 45 рабочих дней,  Мне представилась возможность покупать путёвки в ведомственные дома отдыха и в санатории по льготной цене. В связи с этими возможностями, я стал делить свой отпуск на три части – 15 дней отводил на начало летнего периода (дача, сад-огород, купание); 15 дней использовал в осеннем грибном периоде и 15 дней оставлял на зимний отдых. Зимний отдых я приноровился проводить в санатории «Вороново». Тем более, что льготная путёвка на две недели обходилась мне всего в 13 рублей с какими-то копейками. Это составляло примерно мой доход за один рабочий день. Моя заработная плата ежемесячно равнялась тогда  400 рублям плюс премиальные. Так что отдохнуть в прекрасном санатории было не только полезно, но и выгодно.

        Буквально с первых дней и на всё время заездов у меня сложился свой индивидуальный график ежесуточного отдыха. Подъём в восемь часов утра. Утренние гигиенические процедуры, после чего завтрак. На столиках перед каждым отдыхающим уже лежал список блюд, из которого нужно было сформировать своё меню завтрашнего дня. В этом списке имелось по три-четыре варианта салатов, супов, мясных и рыбных блюд и  гарниров. Были варианты меню и для диетического питания. Отдыхающим надо было лишь поставить галочки напротив своего варианта выбора того, или иного блюда. Поэтому обслуживающий персонал не тратил время на формирование меню, а каждому отдыхающему приносили то, что тот накануне заказал на текущий день.

         После завтрака я направлялся на лыжную базу. Дорога занимала минут десять. На базе брал выбранные в первый день посещения базы лыжи, ботинки и лыжные палки.  На трассу отправлялся прямо с порога лыжной базы. Имелось четыре варианта заранее обкатанных трасс протяжённостью 5, 10, 15 и 20 километров. Я тогда был ещё достаточно молодым и каждый день отправлялся на самую протяжённую трассу.  После возвращения на базу – чаепитие.  На базе всегда стоял кипящий пятиведёрный самовар.  Вся прелесть этого чая была в заварке.  Она приготавливалась на основе каких-то неведомых травок и настоев, от которых чай становился просто бесподобным. Обычно я выпивал по три, а то и четыре чашки такого чая. После двадцати километровой лыжной пробежки это было просто восхитительно.

        Возвращаюсь в свой номер. Душ - и на обед.  После обеда отдых с книжкой в руках, во время чтения которой я частенько засыпал. Потом полдник (яблоко, или какой-нибудь фрукт) и в бассейн.  Бассейн крытый, пятидесятиметровой длины. Проплывал дистанцию в 300 метров. Раз в неделю я вместо бассейна посещал сауну. Потом снова душ и в кафе. Чашечка кофе с конфеткой или шоколадкой - и в биллиардную, или в спортзал до ужина. После ужина - культурная программа:  просмотр кинофильма (обычно привозили новинки), танцы (по пятницам в день заезда для знакомства), или встречи с интересными людьми (обычно – в субботу).

        Завершался день принятием стаканчика-другого изумительного кефира, который поставлялся из соседнего совхоза «Вороново».  Затем вечерняя прогулка с друзьями в окрестностях санатория и сон. Две недели пролетали как один день.

        Санаторий «Вороново» пользовался большой популярностью как среди служащих, причастных к учреждениям Совета Министров СССР, так и работников сферы культуры и искусства - то есть у людей, которых принято теперь называть «медийными лицами». Бывало, что они приезжали отдохнуть и поправить своё здоровье на достаточно продолжительный период времени, а бывало наведывались для отдыха сроком на два-три дня.

        В санатории сложилась такая традиция, когда каждую субботу (на следующий день после очередного заезда отдыхающих), в большом зрительном зале организовывались встречи с интересными людьми.  Встречи проходили в достаточно свободной, непринуждённой атмосфере.  Со сцены главный участник такой встречи рассказывал зрителям о своей работе, о коллегах по творчеству, о планах на будущее. В заключительной части встречи любой зритель мог задать вопросы, на которые тут же получал исчерпывающие ответы. Регламента встречи никакого не было. Она могла продолжаться неопределённо долгое время. Но зрители, конечно, понимали, что  на сцене находится живой человек, которому тоже хочется отдохнуть. Поэтому особенно не злоупотребляли со своими вопросами.

        Таких встреч за время моих отпусков было немало. Особенно запомнились встречи с народным артистом СССР Георгием Жжёновым и  народной артисткой РСФСР Ларисой Голубкиной,  Видел я (а с некоторыми общался лично) немало известных людей нашей страны.

        Например, почти каждую неделю приезжал попариться в сауне и поплавать в бассейне  патриарх, можно сказать, нашей культуры  Сергей Владимирович Михалков.  Но с самим Михалковым я непосредственно не общался, а только видел как он, видимо с друзьями, подъезжали к зданию санатория на чёрных «Волгах». Как переносили из машин в помещение с бассейном большие картонные коробки. На время их посещения доступ в бассейн и сауну для остальных отдыхающих был закрыт.   

        Немало было среди отдыхающих и работников сферы обслуживания. Все они были достаточно высокого ранга – сотрудники торгового министерства, ведомств и директора крупнейших универмагов. Этот контингент держался обычно особняком и, как мне кажется, пункт питания не посещали вообще. К ним часто наведывались служебные машины из Москвы, из которых разносили по их номерам необъятные тяжёлые коробки. Так что, похоже, они были и здесь на самообслуживании и самообеспечении 

        А вот со многими другими посетителями санатория мне посчастливилось пообщаться непосредственно.

        Так, например, в большом зале для завтраков, обедов и ужинов (не знаю даже как его назвать: ресторан – не ресторан, кафе – не кафе, но уж и столовой его назвать язык никак не поворачивается) наш столик, за которым мы сидели  с моим сыном Андреем, находился совсем рядом со столиком космонавтки Светланой Савицкой. Она отдыхала (а, возможно, и проходила курс восстановительного лечения) вместе с мужем. Как говорили, тот был лётчиком-испытателем. Они были очень скромны и ничем не выделялись среди остальных отдыхающих. Ходили в основном в тренировочных костюмах и кроссовках. Обслуживали их и еда им подавалась точно такая же, как и всем остальным.

        Как-то после бассейна я зашёл в кафе, расположенном этажом выше бассейна . Посетителей в нём было немного, но все столики были заняты. За некоторыми столиками сидел один посетитель, где-то двое-трое. Свободных столиков не было. Поэтому я, взяв свою традиционную чашечку кофе с шоколадкой,  обратился к симпатичному пожилому человеку, который располагался за столиком один. Уточню, что пожилым он мне показался потому, что мне в то время было слегка за тридцать. (Люди возраста за пятьдесят лет мне казались уже пожилыми. В этом отношении я давно уже поменял свои взгляды в оценке возраста.) Тот любезно пригласил меня составить ему компанию. Естественно, мы представились друг другу по именам и разговорились. Таким образом, я оказался собеседником Никиты Владимировича Богословского.

        Никита Владимирович являлся личностью поистине легендарной. Композитор  (автор музыки к таким популярным песням, как «Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», симфонических и камерных музыкальных произведений), дирижёр, пианист, публицист и много-много чего ещё. Большой любитель аквариумного рыбоводства. У него дома было три огромных аквариума. На этой теме мы с Никитой Владимировичем и сошлись. Про аквариум и его обитателей  у нас были особенно увлекательные разговоры. По вопросам аквариумистики Никита Владимирович частенько общался с Сергеем Владимировичем Образцовым, тоже большим любителем содержания аквариумных рыбок. Богословский нередко посещал Московский клуб аквариумистов и птичий рынок на Таганке.

        Но, кроме всего прочего, Никита Владимирович был остроумнейшим человеком. Он постоянно был нацелен на шутки, розыгрыши, экспромты. Богословский был чрезвычайно коммуникабельным человеком и становился центром и душой любой компании буквально с первых минут. Он мгновенно завораживал слушателей своими рассказами. Эти рассказы и истории лились бесконечной рекой. Но, как это часто бывает, когда поступает одновременно большой объём информации, далеко не всё запоминается. Хотя, каждый рассказ и каждая история замечательна, но на смену одной истории тут же идёт следующая и так далее и так далее.

        В этом разделе я предполагаю разместить несколько рассказов, связанных с посещением санатория «Вороново», или с историями, которые я услышал там.