Церковь и государство

Андрей Браев-Разневский Абр
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

Все, наверное, слышали о такой концепции, как "церковь и государство", под названием "симфония". Такая концепция появилась в Византии, и означала она гармонию Церкви и государства. Как все мы знаем, на самом деле никакой симфонии не было, всегда было подчинение императору всех и вся. Византия вела войны, и мнения христиан никто не спрашивал. Если война была несправедливой, то все христиане должны были молчать, все епископы и патриарх. Таким образом, государство всегда имело под рукой безмолвных епископов, и Церковь находилась под полным контролем у государства. Можно сказать, что это было всегда. Я думаю, что гармонии между государством и Церковью не может быть, в лучшем случае может быть доминирование Церкви над государством, но такого, я думаю, никогда ещё не было.

.....


Если вспомнить прошлое, то считается, что император Константин был первым, кто сделал христианство государственной религией. Но на самом деле это не совсем так. Император издал указ об отмене гонений на христиан. Если до этого считалось, что убийство христиан разрешено законом, то император издал указ, по которому жизнь христианина становилась такой же ценной, как и жизни прочих граждан Греции. То есть, император объявил равноправие. Но, тем не менее, считается, что именно с этого момента христианство стало государственной религией. Так ли это? Вполне может быть.

......

В дальнейшем многие государства стали считаться христианскими, в том числе и Россия до 1917 года. Но в то же время в каждом таком христианском государстве царь проводил свою политику, развязывал войны, захватывал новые земли, вводил налоги на крестьян, превращал их в рабов, и так далее. Грубо говоря, эти государства были христианскими лишь по названию. политика всех императоров и царей была агрессивна и бесчеловечна. Почему? Вопрос этот чисто философский. Наблюдения показывают, что большинство людей выбирают именно зло, а не добро в качестве своего жизненного пути. Если же надо притвориться добрым, ради выгоды, то они так и делают. Поэтому становится много ненастоящих христиан. Даже слишком много. Цари - это люди, живущие в роскоши, приученные управлять страной без учёта интересов народа. Мало вероятности, что очередной царь будет не таким. Если же так происходит, то он, находясь в окружении людей другого типа, крайне агрессивных и лицемерных, очень быстро понимает, что ему не дадут управлять страной справедливо, и обычно он отказывается от трона. Таким образом, всегда выходит, что царь управляет страной в интересах богатых людей и в ущерб бедным.


......


В более современное время, когда президент является выборной должностью, сами выборы, чаще всего, являются всего лишь имитацией. Среди разного типа политиков успешными оказываются более хитрые, циничные и изворотливые. Они делают карьеру и становятся президентами. Честные люди всегда сходят с дистанции. Эту простую истину я понял очень давно, и стал думать, что политика - это грязное дело, и что никак нельзя обмануть систему и привести ко власти лучших людей. Но потом я изменил своё мнение. За страну надо бороться, и только тогда жизнь станет лучше! Но бороться надо не обычными, традиционными способами, а совершенно другими. Свои идеи я изложил подробно и понятно, но никто им не последовал. Пока что. Я думаю, что народу нужна встряска. Но встряска - это не то, что можно пожелать людям, это самое крайнее, что может произойти, после чего может включиться мозг у тысяч россиян.


......


Итак, Церковь подчинена государству. Попробуем представить, как это происходит. (Вовсе не обязательно считать, что именно так оно и есть на самом деле. Детали могут быть другими, но сущность та же). Допустим, есть некий епископ Ярославской области. И он может рассказать в местной газете о коррупции местного губернатора. Но в то же время у этого епископа есть родственники, друзья детства и так далее. Если епископ будет говорить о коррупции, то могут пострадать его родственники: кому-то не дадут премию, кто-то не поступит в институт, а кто-то просто выпадет в лестничный пролёт и зальёт весь подъезд кровью. Представив всё это в ярких красках, такой епископ, я думаю, не станет ничего говорить о коррупции или о чём-то подобном. Таким же образом и Парриарх Всея Руси не свободен в своих высказываниях и действиях. Говорить и делать он может только лишь то, что ему скажут люди, подосланные спецслужбами. Патриарх и все епископы не свободны. Более того: все продвижения внутри церкви и вся внутренняя политика тоже подчинена государству. Чтобы поставить нового епископа, нужно заручиться тем, что он не будет выступать против власти. С ним могут просто побеседовать. И, если этот человек, ещё не ставший епископом, станет говорить: я буду руководить своей епархией так, как мне велит Христос, то, конечно же, говоря такое, он никогда не станет епископом. Это факт, и я ничего не утрирую. Может быть, эта беседа будет идти в других выражениях, может быть сам процесс фильтрации будет совершенно иным. Но не подлежит сомнению, что новопоставленный епископ будет отфильтрован. Возможно, есть какие-то фильтры и для священников. Те, кто сам является священником или епископом, знает больше. Нам же остаётся лишь догадываться.

....


А что думают простые люди? Человек, уверовавший во Христа, часто видит, что лидеры православия не живут так, как им велит совесть и Евангелие, и делают вывод: в православии нет Правды. И такой человек часто уходит в протестантизм, ища в нём правду. Он считает, что православная Церковь себя дискредитировала, и быть её частью не имеет смысла. На самом же деле всё совершенно не так! Итак, мы видим, что отношения Церкви и государства почти всегда состоят в том, что государство доминирует над Церковью. Был хороший человек, и его убили - таковы реалии нашего времени. (Или как-то наказали). Можно вспомнить, что Иисус как-раз об этом и говорил: будете гонимы всеми за Имя Моё. Но многие прихожане считают, что эта фраза к ним не относится. Раньше были гонения на христиан, а сейчас государство поддерживает Церковь, и никого не будут убивать за то, что он христианин. Да, тут есть доля правды. Можно ходить в храм и участвовать во всех Таинствах, и за это ничего не будет. Можно даже говорить правду везде и всегда. Но проблемы начнутся тогда, когда ты станешь священником или просто известным человеком, и начнёшь говорить всё, что ты думаешь о происходящем. Тогда да, у тебя будут проблемы. В общем, быть христианином и обычным человеком - это не всегда опасно. А вот быть кем-то известным, и рубить правду - очень опасно. Известные люди влияют на умы тысяч людей, они могут влиять на настроения народа, тем самым угрожая благополучию разных там сущностей, живущих хорошо за счёт других. А, если ты кому-то мешаешь, то за тобой придут. Такова суровая правда жизни. На этом, пожалуй, и закончим.


....


11.03.23