Чечня - краткий взгляд в историю

Полина Ребенина
Испокон веков в общественной жизни чеченцев огромную роль играли родовые связи и союзы. Эти союзы сформировались еще в середине XVIII века и назывались тейпы. Во главе тейпа стоял союз старейшин, который был часто значительно более влиятелен, чем все официальные власти. Ислам чеченцы приняли повсеместно лишь в середине XIX-го столетия. До того же они исповедовали язычество - поклонялись верховному богу Дела, богине весны Тушоли, множеству других божеств.

В чеченском эпосе особое внимание уделяется волку, который является символом силы, беспощадности, и жестокости. принадлежности к стае. Желая наделить новорождённого сына силой и мужеством, чеченцы часто нарекали мальчика именем Борз, то есть волк. Старинная боевая песня горцев, начинается словами: «Мы родились той ночью, когда ощенилась волчица». В чеченском эпосе волк часто противостоит барану. Тут надо отметить частое противопоставление чеченца-волка - русскому- барану. Объясняется это во многом не только разницей в менталитете двух народов, но и тем, что в христианстве баран или агнец не презирается, а, напротив, является символом жертвенности и чистоты.

У мусульман есть праздник Курбан-Байрам… Это когда по обычаю режут баранов, а также коров, верблюдов и т.п. Делается это публично, в присутствии (и с участием) детей, которые с детства привыкают к подобным картинам. Забой скотины производится по особым правилам. Животному сначала надрезают горло ножом и ждут пока сойдет кровь. Пока сливается кровь – животное еще какое-то время живо. С перерезанной трахеей, пищеводом и артериями, оно хрипит, захлебывается кровью, пытается дышать. И все это при большом скоплении народа! Очень важно при этом, чтобы при надрезе шея животного была направлена в сторону Мекки, а над ним было произнесено «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» (во имя Аллаха, Аллах велик).

Грабеж у чеченцев не считался делом подсудным, напротив проявлением мужества и доблести. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, описывая характер чеченца, утверждал, что этот народ по преимуществу живет воровством и грабежом. Известно, что самое большое оскорбление, которое чеченская девушка может нанести парню – это сказать: «Ты даже не можешь украсть барана».

***
В СССР до Великой Отечественной войны Чечня и Ингушетия считались рассадниками бандитизма. После окончания гражданской войны терроризм на Северном Кавказе заметно пошел на убыль везде, кроме Чечни. Чеченские аулы были переполнены оружием, практически каждый житель, начиная с подростков 12-13 лет, имел револьвер и винтовку. В 1924 году в правительство был представлен доклад: "Чечня является букетом бандитизма. Количество главарей и непостоянных бандитских шаек, совершающих грабежи, главным образом, на соседних с Чеченской областью территориях, не поддается учету".

В разгар Великой Отечественной войны, в феврале-марте 1944 года, советской властью было принято неоднозначное решение- о переселении чеченцев в Казахстан и Киргизию. Тогда, буквально за две недели, на восток было выселено более полумиллиона чеченцев и ингушей. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а на ее месте образована Грозненская область.

Официальной причинами массового переселения чеченцев и ингушей явились неблагонадежность, дезертирство и бандитизм. В докладной от замнаркома госбезопасности Богдана Кобулова, легшей на стол Берии в ноябре 1943 года, приводится следующая печальная статистика по дезертирству:
"В августе 1941 года – призвано 8 000 человек, дезертировало 719 (9%).
В октябре 1941 года – из 4733 призывников уклонилось и бежало 362 (7,6%).
В январе 1942 года – призвано лишь 50% из попавших под мобилизацию.
В марте 1942 года – из подлежащих мобилизации 14 576 человек уклонилось и дезертировало 13 560 (93%!!!).
В 1943 году из 3 000 добровольцев, отправленных на фронт, дезертирами стали 1 870 горцев (62%)".
Видно, что дезертирство приняло ужасающие размеры в очень непростые для региона (и страны в целом) времена, когда враг рвался к кавказской нефти, а Чечено-Ингушетия была под угрозой оккупации.
«Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 членов ВКП (б), в том числе 16 руководителей райкомов ВКП (б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов», - писал Богдан Кобулов.

Стоит отдельно сказать и про уровень бандитизма. Согласно документам НКВД, за три с половиной года войны (по декабрь 1944 года) на территории республики зарегистрировано 421 тяжкое преступление, совершенное местными бандами: нападения, убийства и разбой. По уровню бандитизма на тот момент ЧИ АССР лишь ненамного отставала от Литвы, где активно действовали «лесные братья» и прочие коллаборационисты. И опять к статистике того времени. К концу 1944 года в Чечено-Ингушетии было ликвидировано 197 банд, убито, захвачено и явилось с повинной более 4,5 тысяч человек. Много это или мало? Для сравнения на фронте за все время войны погибло около 2,3 тысяч чеченцев и ингушей… Таким образом, в рядах бандформирований, воевавших против Красной Армии, погибло и попало в плен почти вдвое больше чеченцев и ингушей, чем на фронте! И это не считая потерь вайнахов, воевавших на стороне вермахта в «восточных батальонах»!

Не отрицая мужества и героизма отдельных представителей республики, отметим, что на фронтах Великой Отечественной погибло свыше 13 тысяч представителей, что в два раза менее, чем у малочисленного бурятского народа. И это вовсе не потому, что буряты плохо воевали…  В результате оказалось, что в рядах РККА служило около 10 тысяч чеченцев и ингушей, т. е. меньше 1/8 призывного контингента. Остальные 7/8 от мобилизации уклонились или дезертировали.

Сразу после начала Великой Отечественной войны Хасан Исраилов с братом Хусейном развил бурную деятельность по подготовке всеобщего восстания чеченцев. Им были созданы многочисленные боевые группы, около 5000 человек. Первоначально восстание было назначено на осень 1941 и должно было быть приурочено к подходу немецких войск к границам республики. Однако гитлеровский блицкриг сорвался, и срок начала мятежа был перенесен на 10 января 1942. Однако единое выступление не состоялось, вылившись в разрозненные преждевременные действия отдельных чеченских групп.

Другой крупной антисоветской группировкой Чечено-Ингушетии была созданная в ноябре 1941 «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация». Ее лидер Майрбек Шерипов, младший брат знаменитого командира так называемой «Чеченской Красной Армии» Асланбека Шерипова. После приближения фронта к границам Чеченской республики, в августе 1942 Шерипов сумел поднять крупное восстание в Итум-Калинском и Шатоевском районах. Разгромленный Шерипов попытался объединиться с Исраиловым, но 7 ноября 1942 был убит сотрудниками органов госбезопасности.

Завербованный немцами дагестанец Осман Губе был заслан в Чечню в августе 1942 года. Немцы возлагали на него особые надежды, планируя сделать его своим наместником на Северном Кавказе. В начале января 1943 года Осман Губе и его группа были арестованы НКВД. Во время допроса несостоявшийся кавказский гауляйтер красноречиво признавал:
«Среди чеченцев и ингушей я без труда находил людей, готовых служить немцам. Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чем я лично убедился. Чеченцы и ингуши ни в чем не нуждаются. Это бросалось в глаза мне, вспоминавшему постоянные лишения, в которых обреталась в Турции и Германии горская эмиграция. Я не находил иного объяснения, кроме того, что чеченцами и ингушами руководили шкурнические соображения, желание при немцах сохранить остатки своего благополучия, оказать услуги, в возмещение которых оккупанты оставили бы им часть скота и продуктов, землю и жилища».

***
Чаша терпения была переполнена! Подготовка к операции по переселению началась еще весной 1942 года. Тогда же была приостановлена и мобилизация из Чечено-Ингушская АССР. По цифрам, приводимым выше, понятно – это попросту не имело смысла. Даже среди добровольцев дезертиров было больше половины, что уж говорить о тех, кого призывали в РККА насильно.

Кстати, в составе сформированного Третьим Рейхом Северо-Кавказского батальона чеченцев и ингушей тоже было немного – большинство успевало дезертировать из рядов Красной Армии до вступления в бой. Несмотря на свою немногочисленность, чеченские роты на службе Третьего Рейха оставили кровавый след на Украине, в Ленинградской области, во Франции.

Долгое время в верхах шли споры: стоит ли осуществлять операцию "Чечевица" сейчас или лучше дождаться полного освобождения Северного Кавказа. Лишь к лету 1943 года в Чечено-Ингушскую АССР стали стягиваться войска. Официальной версией были учения для подготовки наступления в Карпатах. К февралю 1944 года все было готово к началу депортации.

20 февраля вместе с И.А. Серовым, Б.З. Кобуловым и С.С. Мамуловым, Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, в которой были задействованы до 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и «СМЕРШ», а также около 100 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в «учениях в горной местности». 21 февраля он издал приказ по НКВД о депортации чечено-ингушского населения «за пособничество фашистским оккупантам». ЧИАССР упразднена, из ее состава в Дагестанскую АССР переданы 4 района, в Северо-Осетинскую АССР — один район, на остальной территории образована Грозненская область

Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта того же года. Операция началась по кодовому слову «Пантера», которое было передано по радио. Было отправлено 180 эшелонов с общим количеством переселяемых 493 269 человек.
На удивление «Чечевица» прошла гладко. В ходе операции были убиты 780 человек, арестованы по «антисоветским статьям» чуть более 2 000 человек, а 6 500 горцев бежали. В входе самой депортации умерло около 1300 переселенцев. Понятно, что даже за этими относительно небольшими цифрами стоят сотни человеческих жизней.

Стоит признать, что уже на новом месте жительства смертность среди чеченцев и ингушей была куда выше. По разным данным погибло до 20-25% переселенных народов. Впрочем, причины такого положения дел были более чем объективными – от разрухи, неурожая и голода страдали и куда более благополучные регионы страны. Кроме того, стоит отметить и менталитет горцев: малограмотность, нежелание работать в колхозах, склонность к бандитизму. Более 90% всего скота, выданного чеченцам для восстановления частного хозяйства, было зарезано в первый же год.

По воспоминаниям Джабраила Гакаева – историка и правозащитника, яростно отстаивавшего интересы чеченского народа – многие мужчины-переселенцы вместо работы занимались грабежами, угоняя скот в совхозах, а также у находящихся в не менее бедственном положении казахов и киргизов.

***
В январе 1957 года в хрущевские времена официально было объявлено о том, что сталинский указ о депортации коренных жителей Северного Кавказа отменяется и ЧИАССР восстанавливается в новых границах. К Северной Осетии отошел Пригородный район, а приросла Чечено-Ингушская республика Наурским, Каргалинским и Шелковским районами, в прошлом ставропольскими территориями. Правда, неясной оставалась судьба чеченцев, которых депортировали из Дагестана.

В год опубликования соответствующих указов Верховного Совета СССР на родину вернулись около 140 тысяч коренных жителей ЧИАССР, треть от общего количества депортированных. Большая часть чеченцев и ингушей переехали в первые же годы, но для тысяч кавказцев возвращение затянулось на десятилетия.

Однако власти не учли, как вернувшиеся будут взаимодействовать с людьми, которых заселили в Чечню за это время. Проживающие там русские, украинцы, аварцы, и другие национальности не были виноваты в том, что произошло с чеченцами. 

Вспыхнули конфликты между прежними и новыми хозяевами. Среди вернувшихся был замечен резкий рост национализма религиозной направленности. Помимо этого поводом для ссор служили и обычные бытовые вопросы из-за земельных участков. Многие люди решили не связываться и просто уехали из Чечни.

Так, например, в конце 1957 года в Грозном распространялись антирусские листовки... "Дела совсем плохие, - писала одна из русских жительниц Чечни своей родственнице в Россию". В течение 1957 года за пределы ЧИ АССР выехали 113 тысяч русских, осетин, аварцев, украинцев и граждан других национальностей. Но многие не хотели уезжать. Многим некуда было уезжать.

В августе 1958 года в Грозном чеченец в драке ранил ножом двух русских, в результате чего один из пострадавших умер. Кавказца задержали, но в результате нескольких подобных стычек закончившихся печально, народ наконец решил выйти на площадь. Только вот разрешения на проведение митинга люди так и не получили. В итоге 26 августа люди решили выйти без одобрения властей. Около трех тысяч человек собрались в центре Грозного требуя разбирательств по всем произошедшим инцидентам.

К собравшимся так никто и не вышел. На площадь стянули силы МВД, которые должны были сдерживать протестующих и не позволить дойти им до площади Ленина. Однако вскоре к толпе присоединились многие жители города, что позволило прорвать оцепление и дойти до площади. После этого группы молодых людей ворвались в обком пытаясь добраться до председателя и секретаря.

В дело вмешались сотрудники КГБ. При поддержке милиции им удалось разогнать часть толпы у обкома и задержать многих демонстрантов. К оставшимся на площади вышли секретари Черкевич, Сайко и секретарь горкома Шепелев. Они потребовали от собравшихся разойтись. На толпу это подействовало прямо противоположным образом. В ход пошли камни. Властям даже пришлось мобилизовать солдат, чтобы прекратить беспорядки.

В этот день порядок на площади был восстановлен. Но на следующий день площадь Ленина заполнило еще большее количество людей - около десяти тысяч. К протестующим снова вышел Брыскин и Шепелев. Им не дали выступить, а лишь заставили выслушать требования народа. Наконец толпа пошла к зданию МВД, где милиционеры были вынуждены освободить задержанных накануне протестантов.

Досталось и зданию КГБ. Было разбито несколько окон и сломано пару дверей. То же самое произошло и у здания Горкома КПСС Грозного. Сломав дверь люди вошли в помещение и поломали часть мебели.

Восставшие требовали следующих изменений:
"С 27 августа 1958 года переименовать ЧИАССР в Грозненскую область. Чечено-ингушскому населению разрешить проживать в Грозненской области не более 10% от общего количества населения".

Штурмом был взят главпочтамт. Захватившие его люди требовали связать их с Москвой и их даже связали с приемной Хрущева. На этом конечно же ничего не закончилось. Демонстранты были уже на вокзале и мешали отправлению поездов. Недовольство народа только росло.

На этом этапе власть решила уже более активно задействовать армию. Ночью к вокзалу стянули солдат. Прикладами солдаты стали расталкивать собравшихся. Вскоре движение поездов было восстановлено. Войска были стянуты и на площадь и к зданию обкома. Войскам удалось разогнать протестующих. Многие были задержаны уже в эту ночь. За многими пришли на следующее утро.

Многим задержанным были назначены реальные сроки вплоть до 10 лет. Власти вскоре стали проводить пропагандистскую работу. Называли всех, кто выходил на митинги шовинистами. Публично осуждали их на собрании и называли контрреволюционерами. На одном из таких "показательных собраний" один из рабочих не выдержал и заявил следующее "контрреволюционеры были не на площади, контрреволюционеры сидели в обкоме КПСС..." Межэтнические конфликты, связанные с возвращением депортированных чеченцев, повсеместно наблюдались и в Дагестане.

Список литературы:
Источник: Газета Труд. Владимир Козлов