Сновидение Кальпурнии. Письмо 5. Сизиф-Скарабей

Юрий Николаевич Горбачев 2
Письмо 5. Сизиф -скарабей

Сегодня ночью мне опять приснился громадный мерзкий скарабей. Он толкал по покатому песчаному склону  гигантский навозный шар. Но это был не просто искусно слепленный из слонового кала катышок, а голова Гнея Помпея, поборника интересов сената, оптимата, защитника мздоимцев и хапуг в роскошных тогах. Надо было представить из ануса какой величины слона могло явиться такое количество навоза! Разве что одного из тех, что стоят на спине непомерных размеров  черепахи, удерживая твердь земную! И уж в любом случае подобный элефант был больше тех трофейных слонов, которых Гней Помпей намеревался  использовать во время триумфального шествия после прибытия с африканского театра военных действий. Подмостки поля боя и сцена  площадей и улиц  вечного города! Запряжённая боевыми слонами* квадрига должна была произвести не меньший эффект, чем театральный deus ex machina.**Но слоны не пролазили в городские ворота и поэтому пришлось вернуться к прежнему варианту:триумфальную колесницу запрягли лошадьми. Как бывало и до, и после. Въезжали в Рим полубогами-триумфаторами и родовитый Сулла, и выбившийся в диктаторы из солдат Марий. Что говорить о завоевавшем полмира Гнее Помпее! Трижды медный вой буцин,туб и корн*** , грохот колёс роскошной колесницы, цокот копыт коней с султанами из страусовых перьев на головах, топот сандалий легионеров, сопровождающих царственных пленников из  Армении, Колхиды, Имеретии,                                Иудеи привлекал граждан Рима на грандиозные зрелища. Телеги, груженные золотом и серебром из сокровищниц  восточных  царей проплывали перед глазами сограждан, чтобы направиться в кладовые храма Плутона у подножия Капитолийского холма. Всё ещё сохраняя  царственную осанку, но без корон на головах, простоволосые шествовали в строю  порабощённых ****сын и жена  царя Армении Тиграна, царь иудеев Аристобул, сестра Митридата и их  многочисленные дети. Следом понуро брели  скифские жены и заложники, взятые у альбанов, иберов и царя Коммагены.

И снова мне снился жук скарабей. Жвала его шевелились. Из под бронированных надкрыльев выглядывали прозрачные крылышки- свидетельство того, что насекомое способно летать. Да так, что я в образе незадачливого виноградаря Тригея***** мог взгромоздиться на него и воспарить над сценой театра Помпея в то время, как ты читал монолог из Аристофана и восседающие на трибунах амфитеатра пёстро одетые римляне  и сам Цезарь с Кальпурнией промеж них-в консульской ложе покатывались со смеху.Зевса не оказалось в доме богов,куда летел на жуке миротворец-виноградарь,  вместо них на Олимпе поселился демон войны Полемос, которого играл ты, Лициний . Полемос заточил богиню мира Эйрену в глубокую пещеру , завалив вход неподъёмными булыгами. За компанию с услужливым Ужасом Полемос намеревался «стереть в порошок» греческие полисы. И для этого у него-тебя имелась огромная ступка, изображающая войну. И было чему смеяться. Ступу выкатывали  из просцениума на грохочущей колёсами платформе так напоминающей о триумфаторской колеснице триумфаторов. Скроенные из прогипсованной ткани многоколонные портики, виллы и акведуки валились в эту бочку и ты, Лициний,в маске демона,орудуя огромной толкушкой, с хрустом давил всё это, чтобы затем развеять по подобную пудре, какой белятся гетеры, пыль по ветру. Кальпурния ещё улыбалась. А Гай Юлий уже хмурился, уловив суть сатиры.Намёки на военные действия прославленных легионов были слишком прозрачны. Да и в циклопических лапках жука угадывались пилы, с помощью которых распускают брёвна на доски при строительстве трирем, гексирем, квадрирем и другого рода оснащённых мощными таранами римских боевых кораблей, на каких ещё  отец мой штурмовал венетов, треверов и аквитанов Бретани. А позже и мне доводилось натирать мозоли о вёсла, обдирать ладони о ванты парусов на тех многовёсельных сороконожках, что подобно скалопендрам впивались остриями таранов в борта вражеских посудин. В моих снах эти могучие парусники являлись мне непостижимых размеров насекомыми. Паруса-крылья, вёсла- лапы, носовые и кормовые украшения - рога и и жала. На палубе одного  из таких чудовищ -и получил я увечье в своём последнем бою.

 Я потому так подробно это  описываю, Лициний, что ты ведь, отдавшись актёрскому ремеслу, так и не испытал на себе радостей и тягостей военной службы. И мало осведомлён в этих делах. Не довелось тебе прочувствовать ни воодушевления атак и побед, ни горечи поражений и траурных хлопот, когда на погребальных кострах  сгорали бренные тела героев, и в момент, когда отлетали в мир иной души боевых товарищей, наворачивались на глазах слёзы.Ну а мне, хоть моя прямая обязанность аквалифера и состояла в том, чтобы как можно выше парил над моим легионом орёл, всё же случалось спознаться и с тем что такое абордажный "ворон", и что из себя представлял палубный стреломёт -скорпион. 
 Дело было, когда уже семь лет как проводили мы к праотцам Гая Юлия и отпылал нагроможденний из лавок менял  и скамеек форума  погребальный костёр в который римляне бросали не только благовония , лавровые  венки и охапки мартовских первоцветов-цикломенов, веток цветущих яблонь, а  почтенные матроны срывали с шей недешевые украшения, вынимали из ушей серебряные и золотые серьги, скручивали с пальцев перстни. Что говорить про плебс! Про нас с тобой, Лициний, мы ведь вслед за твоей Октавией и моей Клавдией  пролили в тот день отнюдь не крокодиловы слёзы! 

 А Клавдию, дочь авгура Марка Квинта мне , можно сказать, сам Юпитер послал. На следующий день после того, как мы накормили предназначенных для ауспиций кур, я отправился к Капитолийской горе , чтобы почтить богов. У подножия я вознамерился было  войти под своды храма Плутона , но увидав, как легионеры  тащут сквозь анфиладу мраморных колонн тяжелые сундуки ,чтобы  погрузить их на телегу, я сразу понял, что идёт конфискация казны из эрария******, и поэтому тут же устремился ввысь по лестнице, чтобы войти в храм Юпитера. Под его сводами всё ещё было безлюдно, но у босых ног Громовержца-вседержителя хлопотала темноволосая девушка в просторной тоге, а из боковой ниши со скульптурой Юноны вышел вчерашний авгур Марк Публий Квинт.
-А! Достойный юноша, который вместе с друзьями спас вчера от голодной смерти священных кур! Как нельзя кстати!- улыбаясь, радостно устремился он мне навстречу.- Нам как раз нужна помощь! Конечно, уворованных вчерашними мародёрами браслетов-поножей с ног Юпитера не вернёшь, а вот счистить помёт после того, как здесь посвоевольничали ласточки и воробьи- нам вполне по силам...
-Я хотел принести жертву!-вынул я из своей наплечной сумы кувшин с вином...
-Одно другому не помешает. Смочишь вот этот кусок ткани своим вином и, взобравшись на лестницу, протрёшь голову Юпитеру. Это и будет жертва.Можешь капнуть немного и на алтарь... Богоугодное дело. А я прирежу курёнка...
-Да!! Хорошо бы. И попросить, чтобы отец  вернулся домой цел и не вредим. Его легион уже вошёл в город, но мы с мамой его ещё не видели с тех пор, как он  отправился с Цезарем в Галлию...
 -Сделаем!- сказал жрец. -Помогай и вытащив из ниши лестницу, мы прислонили её к голове Юпитера.
 Я взобрался ввысь по перекладинам - и стал промывать от птичьего помёта уши, глаза и волосы божества. И как-то так само  собой получилось, что губы забормотали первые слова монолога  из "Агамемнона" Эсхила, те самые , что произносил я, играя дозорного , увидевшего огни, возвещающие о падении Трои. Эту роль я играл в нашей постановке великого грека:
-Молю богов от службы этой тягостной

Меня избавить. Год уже в дозоре я,

Лежу на крыше, словно верный пес цепной.

Познал я звезд полночные собрания,

Владык лучистых неба, приносящих нам

Чредою неизменной стужу зимнюю

И летний зной. Погаснут и опять взойдут.

А я все жду условленного светоча,

Столба огня, который возвестит, взыграв,

Что пала Троя. Так велела женщина

С неженскими надеждами, с душой мужской...

- Я смотрела эту пьесу в театре Помпея! -  раздался под сводами мелодичный голос. И ты ирал дозорного? Я угадала?
-Да ...Этот монолог доверили прочесть мне.Хоть я и не ахти какой актёр. Вот мой друг Лициний -это да! Дар перевоплощения.
-Я узала тебя по голосу. На тебе была ужасная трагическая маска с разинутым ртом и выпученными глазами.
-Ну да! По голосу , говоришь?Но я еще изображал и голос убиваемого Клитемнестрой Агамемнона за ценой.
- Но там был крик! А это..
-Конечно-поэзия Эсхила!...Спешу сказать супруге Агамемнона,

Чтоб с ложа встала, чтобы криком радостным

Весь огласила дом и этот свет благой

Благодарила. Ибо вестник огненный

Уведомляет ясно: Илион погиб.

И сам я первый в пляс пущусь на празднике:

Ведь для господ я трижды по шести очков

Своим дозором неусыпным выиграл.

Ах, только бы своей рукой коснуться мне

Руки царя, вернувшегося в дом родной...

...Спустясь с лестницы, я увидел улыбающуюся девушку. Она протирала тканью стопы Юпитера, и прервав своё занятие подошла ко мне.
-Вот! Знакомьтесь благородный юноша! Моя дочь Клавдия!
 И она коснулась моей  руки, словно я был вернувшимся в троянской войны Агамемноном.

продолжение:

http://proza.ru/2023/03/14/1055
____
 *"Помпей, как сообщают, задумал ехать на колеснице, запряженной четырьмя слонами, так как он привез из Африки много этих животных, захваченных у тамошних царей. Но так как ворота оказались слишком узкими, то ему пришлось отказаться от своего намерения и заменить слонов конями."
 (Плутарх."Сравнительные жизнеописания".)
**«Deus ex machina» - а в переводе с латыни “Бог из машины”- это выражение, означающее неожиданную и неправдоподобную развязку ситуации с вмешательством ранее не фигурировавшего в ней фактора.
***Буцина (лат. bucinator),Cornicen (Корницен). Легионные трубачи, игравшие на медном роге — корну. Находились рядом со знаменосцем, отдавая команды на сбор к боевому значку и передавая солдатам приказы командира сигналами горна. Tubicen (Тубицен). Трубачи, игравшие на «тубе», представлявшую собой медную или бронзовую трубку.


***8"В триумфальной процессии, не считая главарей пиратов, вели как пленников сына Тиграна, царя Армении, вместе с женой и дочерью, жену самого Тиграна, Зосиму, царя иудеев Аристобула, сестру Митридата, пятерых его детей и скифских жен; затем вели заложников, взятых у альбанов, иберов и царя Коммагены. Было выставлено множество трофеев, в целом равное числу побед, одержанных самим Помпеем и его полководцами. Но что больше всего принесло славы Помпею, что ни одному римлянину еще не выпадало на долю, это то, что свой третий триумф он праздновал за победу над третьей частью света. До него и другие трижды справляли триумф, но Помпей получил первый триумф за победу над Африкой, второй — над Европой, а этот последний — над Азией, так что после трех его триумфов создавалось впечатление, будто он некоторым образом покорил весь обитаемый мир."
 (Плутарх. "Сравнительные жизнеописания". Помпей.)

*****В комедии Аристофана "Мир" пожилой виноградарь Тригей, уставший от войны и раздоров между греческими городами, на гигантском навозном жуке отправляется на небо, чтобы поговорить с Зевсом.


*******Эрарий. Эрарий. (лат. aerarium), римское государственное казнохранилище, куда поступали постоянные государственные доходы (см. Налоги) и из которого выдавались деньги на текущие расходы. После того как в 357 г. до н. э. был введен налог, состоявший в уплате 20-й части стоимости каждого отпускаемого на волю раба (vicesima manumissionum), образовался второй отдел государственной казны (aerarium sanctius или interius), средства которого предназначались на случай крайней необходимости.