Футбол

Игорь Арбичев
Когда я учился в военном училище, на кафедре физического воспитания футбол был объявлен вне закона. Причем объявлен как по формальным, так и по объективным причинам. Формальная причина состояла в том, что футбола не было в учебной программе, которая, как известно, закон. Фактическая причина состояла в том, что начальник кафедры майор Волошин прекрасно знал, насколько футбол травмоопасен. Естественно, ему совсем не хотелось нести ответственность за появление в строю курсантов с забинтованными или, того хуже, загипсованными конечностями. Все время, пока я учился, это правило неукоснительно соблюдалось.

Но однажды на занятии по физподготовке случился, как сейчас говорят, форс-мажор. Точную причину я не помню, может быть наш преподаватель заболел, и некому было проводить занятие. Так или иначе, мы на два академических часа остались без руководящей руки. Вот тут-то и возникла у кого-то идея поиграть в футбол. Быстренько разделились на две команды. В каждой команде выбрали капитана, расставили «игроков» по позициям и определили схему игры. Заявляю честно, что в футбол я не умел играть от слова совсем. Поэтому меня поставили на место правого крайнего защитника — решили, что в этом качестве от меня будет наименьший вред. Началась игра, курсанты азартно носились по полю, поднимая пыль столбом.

И вот происходит такой эпизод. Полузащитник соперника дает пас на ход по левому краю. На этот пас пулей выскакивает Валерий Гусев, обрабатывает мяч и идет к воротам прямо через мою зону. За мной никого нет, то есть подстраховать меня некому. Поскольку никакого технического арсенала у меня за душой не было, а сорвать выход на ворота как-то надо, я встретил Гусева в корпус. Было больно обоим, но он к воротам не прошел. В правилах футбола это действие называется блокировкой и наказывается штрафным ударом. Когда мы поднялись, Валерий подошел ко мне вплотную и тоном, не предвещающим ничего хорошего, сказал: «Еще раз так сделаешь, я тебе в морду дам». Та встреча закончилась благополучно — никто из нас не получил травму.

Прошло 50 лет с лишним. Я сижу в удобном кресле и наблюдаю ответный матч Лиги чемпионов между «Баварией» и ПСЖ. Примерно половину первого тайма идет равная игра, обе команды немного осторожничают. Затем парижане прибавляют обороты — по результатам первого матча им надо отыгрываться. Игру берет на себя Лионель Месси и начинает финтить так, как умеет только он. И в каждом эпизоде, где Месси показывает свое высочайшее мастерство, игроки «Баварии» играют против него чрезвычайно жестко, на грани фола. И таких моментов буквально за одну минуту я насчитал четыре. В последнем из них защитник на скорости врезается правым плечом в грудь Месси. А поскольку защитник по комплекции на 10-15 кг массивнее, то Месси отлетает от него как от бетонной стены. И что самое удивительное — свисток судьи молчит. Да и Месси понял, что раз судья позволяет игрокам соперника так играть против него, то ничего сделать невозможно. Остается только поберечь свои руки и ноги от травмы.

У меня в голове невольно промелькнуло сопоставление того, как я сыграл 50 лет назад, и как сегодня сыграли против Месси. Но ведь то, что еще как-то можно оправдать в дворовом футболе, совершенно недопустимо на международном уровне в профессиональном футболе! За что мы любим футбол? За финты футбольного волшебника Пеле или за те моменты, когда очередной костолом вырубает звезду мирового футбола? Слишком много денег сейчас крутится в мировом футболе. Сколько было в последнее время коррупционных скандалов в FIFA и UEFA. Как правило, современные судьи судят так, как надо власть имущим. Исключением являются те, кто пытается на своем уровне как-то с этим бороться. Мне памятен случай, когда в 2006 году на Чемпионате мира судья Иванов суммарно показал 16 желтых и 4 красных карточки футболистам сборных Португалии и Нидерландов. Вот поэтому я и не люблю современный футбол: красоты мало, а грубости много.

10 марта 2023 года