Видеоигры ничему не учат некоторых!

Анатолий Зоренко
Несколько лет назад я видел у шоссе баннер с напоминанием о ценности человеческой жизни; на баннере была изображена разбившаяся в ДТП машина и надпись "Жизнь - не игра. Рестарта не будет.". Впоследствии на месте этого баннера появилась очередная реклама - то было ещё за несколько лет до начала спеzоперации, так что не думаю, что есть смысл искать подвох в том, что баннер не довисел до наших дней. И всё же, учитывая нынешние реалии, предлагаю задаться вопросом: выгодно ли правительству ТЕПЕРЬ напоминать молодёжи о том, что жизнь - не игра? Просто представьте парня призывного возраста, более-менее здорового, который на протяжении всей юности играл в Контру, всякие Калы-о-вдути, прочую военщину, и тут получает возможность "пережить" похожий опыт, но уже с реализмом в 110%; ну, разве захочет правительство напоминать такому парню, что жизнь - не игра, и перезагрузки не будет? Да повесьте вышеупомянутый баннер в наше время - это уже будет считаться экстремизмом! Короче, всё зависит от контекста или, точнее, от хотелок лицемеров в правительстве; в мирное время напоминать о ценности собственной жизни можно, в НЕ мирное - нет.

Теперь к сути статьи, которая после такого вступления вполне может показаться не столь интересной. Итак, все игроки, вдохновлённые любимыми играми, сами мечтают о приключениях - это ни для кого не секрет. И если у фанатов условного "Ведьмака" мечты практически несбыточные (а именно вершить подвиги в фэнтези-мире, куда и попасть-то, мягко говоря, непросто), то с фанами "Кала" или "Батлы" всё значительно проще. О последних я и пишу. Конечно, среди них есть адекватные люди, понимающие, что стрелять в людей - это весело только в игре; однако есть и "чрезмерно увлёкшиеся". Массовая культура прямо влияет на формирование личности, так что вполне может и пробудить в ком-то НАСТОЯЩУЮ жажду "военной романтики". Или кто-то думает, что в СССР снимали кучу фильмов про войну, только чтобы "потомки помнили"? Нет. Потомков знакомили с (порой приукрашенным) героизмом предков, чтобы было, на кого равняться в потенциальной войне с капиталистическим миром. Ну, чем не промывка мозгов? Да и в саму войну кино снимали, явно, не без задней мысли о патриотической пропаганде, раз уж находили на него деньги в условиях, когда "всё для фронта, всё для победы!". Однако "пропаганда подвигов" через видеоигры даже более опасна, ибо она универсальна: там на первом месте геймплей, а сюжет - на втором, из-за чего нет "идеологической промывки мозгов". Т. е. во главе угла ставится сама идея подвига, а уж на чьей стороне его вершить - не столь принципиально для "увлёкшегося" игрока, игравшего и за полицейского, и за киллера, и за спецназовца, и за террориста, ну и т. д. Принципиальным это становится для правительства, однако оно уже предусмотрело "просвещение" новобранцев через "политические занятия" в армии, на которых не хуже Соловьёва рассказывают, кто прав, а кто виноват. Таким образом, вдоволь поиграв за условный американский спецназ, условный Петя вполне может отправиться на "антиамериканские" подвиги; ибо в шутерах геймплей приоритетнее сюжета.

Конечно же, такие люди помнят, что жизнь - не игра, и рестарта не будет. Просто им уже надоело "всего бояться"; а некоторым и вовсе кажется, что нельзя жить полноценной жизнью, никого не убив. Какая-никакая, а всё-таки философия, подталкивающая к действию. Но что эти вчерашние геймеры вряд ли учитывают, так это кол-во попыток, которые нужно потратить на прохождение миссий в играх. Ну, нельзя пройти абсолютно незнакомый тебе шутер, ни разу не умирая! Даже у опытных игроков не всегда получается пройти знакомую игру без смертей, так чего уж говорить о новичках, что максимум читали отзывы и смотрели обзоры на игрушку, которую ещё даже не скачали? В условиях не игры, а жизни большинство солдат являются такими же новичками, незнакомыми со всеми хитростями и даже багами в стиле "запросил поддержку, а её всё нет и нет"; так чего уж уточнять о знании "игровой карты" со всеми удобными и опасными местами, чего новички, в принципе, не могут себе позволить? Даже с картой местности дают ознакомиться не всем (нафиг эти рядовые в полевом штабе нужны!); так чего уж гадать о незнакомой обстановке внутри помещений - планировке комнат и расположении врагов?! В игре это заучивается методом проб и рестартов, если, конечно, ты не играешь на собственной "карте", которую сам же сделал (или в реальности - запомнил ещё ДО начала боевых действий). А теперь 2 вопроса. На чьей территории воюют украинцы? На своей (хорошо знакомой). На чьей территории воюют россияне? На чужой (плохо знакомой). Следовательно - у кого больше шансов выжить? Впрочем, это уже риторический вопрос. У российской армии сейчас лишь одна рабочая стратегия. Завалить трупами. Потому и мобилизацию начали! Да мобилизованных даже не снабжали всем необходимым, вроде медицинских и походных принадлежностей, что ЕЩЁ РАЗ доказывает, кто они для нашего правительства. Смертники. Потому на них и не нужно сильно тратиться; всё равно ж не последние! Вы только представьте, какая это экономия - не давать походные и мед. принадлежности тем, кто всё равно не должен выжить! Ну, зачем эти ништяки трупам? А вот государству - экономия! Так что ни на какую "военную романтику" надеяться не стоит; о пушечном мясе ни игр не делают, ни фильмов не снимают. Ибо в том, чтобы быть пушечным мясом, героизма нет, а глупые смерти вне комедийного контекста обывателю не нравятся.