Выстрел

Арнольд Малыгин
ВЫСТРЕЛ
Опубликовано в книге «Магия охотничьего мира». Из главы «Сохатиные этюды".


Декабрь 1985 года.
Во время моей работы мой сослуживец часто ездил охотиться на сохатого. Было это давно. В те времена, зимой такую охоту позволить мог себе не каждый. Приобрести вездеходный автомобиль было невозможно, да их просто не продавали. Но кое-кто как-то умудрялся это сделать. Отец его работал на предприятии, где списали ГАЗ-69, и они купили этот вездеход.


В те времена, сохатых в местах их зимнего обитания было очень много. Мой знакомый биолог рассказывал. Во время учётных работ они летали на вертолёте. По обоим бортам сидели учётчики, и за час лётного времени учитывали до двухсот сохатых. Редко кто мог попасть в те труднодоступные места, и если попадали, то без добычи не возвращались. Сейчас же при учётных работах замечают за час всего одного или двух сохатых. Зато территория обитания копытных исполосована вдоль и поперёк паутиной автомобильных дорог.


Начинался охотничий сезон, и мой приятель по работе, опять на выходные дни выезжал на охоту. При возвращении его я с нетерпением расспрашивал про поездку. Он отвечал, что поездка была неудачной. Разве не видели сохатых, спрашивал я. Нет, видели, отвечал он. Сколько, нетерпеливо, спрашивал я. Да раз десять, видели. Стреляли? Конечно, стреляли, да не попадаем. Далеко, ли стреляете? По-разному. Бывает и шестьдесят, и сто, и до четырёх сот метров. Тут стоят, там бегут, успевай, стреляй. Почему мажете-то, на сто метров в глаз, как белку надо стрелять. Да вот, как-то не получается. Я так удивлялся и сокрушался в то же время. Вот бы мне в такой рассадник сохатых попасть. Просился, чтобы меня взял с собой, но он не брал. Так это повторялось несколько раз.


Закончился год, настал второй, и опять история повторяется. Ездят, видят много, стреляют, но не попадают. После очередной просьбы взять меня с собой приятель согласился и сказал, чтобы я собирался. В следующие выходные поедем. Что и говорить, я только и думал всю неделю о поездке. Виделись сохатые на расстоянии выстрела, как они бродят в спокойной обстановке. Только в голове эти мысли и сидели.


У меня был карабин «Лось-4» с оптическим прицелом, почти новый. Я занимался охотой на пушнину довольно успешно, и мне можно было приобрести нарезную малокалиберную винтовку. Когда оформлял в разрешительной системе МВД разрешение на покупку оружия, спросил, а можно ли карабин купить? Хотел взять малокалиберный карабин «Барс». Офицер с разрешительного отдела отвечает, что разрешение действительно на покупку нарезного оружия независимо какого. Я чуть не подпрыгнул от радости. Беру разрешение и иду в общество охотников. Встретил там друга и поделился с ним своей радостью. Да ты что, бери карабин «Лось-4», в охотобществе ещё один остался. Так, с лёгкой руки друга, я стал обладателем отличного карабина. Охотился я с собаками на соболей. Стрелял из него раз, иногда два раза в год по необходимости.


Наконец, настал день поездки, и мы отправились. Ехали всю ночь. К утру приехали в такие сохатиные места, что у меня дух захватывало. Пока ехали, я всё выяснял, как, да что. Пристреливал свой боевой карабин, куда он стреляет, кучно, или разбрасывает? На что он ответил, что не пристреливал. Как же так, обязательно пристреливать надо, поэтому ты и мажешь. Он заключал договор на заготовку мяса сохатого, брал несколько лицензий, и ему выдавали боевой карабин. Карабин из чужих рук обязательно надо было пристреливать.
Решили тут же пристрелять. Нашли двухсотлитровую бочку и начали пристрелку. Карабин по вертикали не разбрасывал, но сильно низил, пули снег перед бочкой вспахивали. Поправили прицел и поехали охотиться. Вот ты и мазал по сохатым, поэтому неудачная стрельба была.


Только проехали немного, два сохатых выбегают справа, совсем недалеко. Мой приятель на ходу выскакивает из машины и стреляет несколько раз. Звери исчезают в лесу. Я опешил не из-за сохатых, а из-за поведения моего приятеля. Мороз на улице ниже пятидесяти, а он без шапки, на ходу выскакивает, лицо растерянное. Сел он в машину, и я ему говорю, почему так разволновался, и я зря, что ли с карабином сижу. Остановиться надо, обсудить наши действия, а потом стрелять. Разобрали по косточкам этот случай, договорились, как вести каждому, если увидим сохатого и поехали дальше.


Холод, туман от машины сзади страшный, всю речку застилает. Водитель, коренастый такой, сидит крепко, обхватил баранку руками, смолит сигарету за сигаретой, но ведёт автомобиль мастерски. Приятель мой, весь внимание, с худощавым лицом, вертит головой в разные стороны, смотрит внимательно. Я сижу на заднем сидении с нетерпением всматриваюсь вдаль. Ребята напряжены, в ожидании появления зверя.
Сохатый! Вдруг раздаётся крик. Я смотрю в ту сторону, куда смотрят мои приятели, но никого не вижу. Да вон же впереди! Я давно уже приметил корягу вдалеке. Неужели они её приняли за сохатого? Смотри, смотри, двигается. Да коряга это. Но они не унимаются. Убеждаю их подъехать поближе, и сохатый превращаются в корягу. Ребята так заряжены на зверя, что всё подозрительно тёмное им кажется сохатым. Так повторяется несколько раз. Да, с таким нервным напряжением, не мудрено и мазать.


Наконец, мы замечаем четырёх сохатых. До них метров четыреста. Приятель мой собрался стрелять, а я ему говорю, что это далеко. Он же, не слушая меня, опять быстро выходит из машины, стоя стреляет, и сохатые убегают. Я ему объясняю, что на четыреста метров стрелять бессмысленно. Современные охотничьи карабины, и приспособленные к охоте, переделанные из военных карабинов, дают разброс пуль до полуметра на такое расстояние. Даже если карабин зажать в тиски и выстрелить, то в точку прицеливания не попадёшь. Если же ещё будет ошибка в прицеливании, то и подавно. Можно попасть, а вдруг, в живот. Сохатый убежит, и не заметишь, что он ранен. Пропадёт вдалеке, зря только зверя уничтожил. Проверять, подранил ли животное такой, горе стрелок, никогда не пойдёт. Расстояние большое, снег глубокий, кочка, кустарник, так сохатый и убегает бесполезно умирать. Сколько зря пропадает зверя и дичи от таких безответственных охотников, даже представить не возможно! Бывают, конечно, и попадания по месту, но это, как исключение, нечаянно. Я никогда не позволяю себе стрелять на такие расстояния.
Проездили так до вечера, но сохатых больше не видели. Не везёт, что-то мне, хотя приятели и утверждают, что это необычно, что звери не встретились. Завтра точно постреляем

.
Переночевали в охотничьей избушке. Опять возвращались к происшедшим случаям со стрельбой, делали надлежащие выводы, чтобы не повторять их завтра. Я ночью плохо спал, чертыхался, что не везёт мне, пострелять не удаётся.
Следующий день не приносил успеха. Ездили по хорошим охотничьим местам, иногда видно было на большие расстояния. Так же ребята вздрагивали при виде коряг, похожих на сохатых, которые даже двигались, но при приближении оставались корягами.

 Я расстраивался с каждым часом, приближавшим время возвращения домой. Ребята удивлялись от того, что зверя нет, чуть не оправдываясь передо мной. Какое-то невезение, в чём-то ты провинился, наверное. Время уже приближалось к вечеру, но у меня не терялась надежда увидеть сохатого. Хоть я и сидел на заднем сидении, всегда замечал раньше ребят коряги, принимаемы за зверя. Не говорил им об этом и проверял их, когда же они заметят эту корягу. Если увижу настоящего сохатого до поры, до времени не буду говорить, опять разволнуются и испортят охоту.


Время уже поджимало, и мы направились в сторону дома. Начало смеркаться. Выезжаем на опушку с редкими деревьями. За ними длинный ерник. Впереди просматривается большое расстояние, чуть не с километр.

 Сохатого, если он есть, не перепутаешь ни с какими корягами. Вот и я замечаю через редкую опушку леса тёмный продолговатый предмет, но хорошо рассмотреть не сумел. Проехали до опушки леса, проехали её, и я отчётливо увидел сохатого. До него было ещё очень далеко. Он казался тёмным, похожим на спичечный коробок.  Думаю, что есть в жизни справедливость. Только её не упустить. Поэтому я не стал тревожить своих напарников, чтобы их зря не нервировать. Ребятам ничего не говорю. Если раньше не заметят, скажу только, когда на выстрел подъедем.


Дорога идёт вдоль леса. Видимость вдаль, то исчезает за мыском леса, то появляется вновь, когда мы выезжаем из-за него. Я жду с нетерпением очередного выезда. Стоит, кормится, замечаю я. До него уже метров шестьсот. Ребята молчат, и я молчу. Как они его не замечают, корягу так обязательно увидят? Видимость скрывается за очередным мыском леса. Есть возможность подъехать ещё ближе.

 Выезжаем. Стоит сохатый. Метров четыреста до него, мелькает у меня в голове, и он опять скрывается за мыском леса. Я не волнуюсь, но меня чуть покалывает между лопаток. Развязка наступает, как бы, не оплошать. Ребятам говорю, что сейчас подъедем к мыску леса, за ним будет стоять сохатый. Какой сохатый, удивляются они. Да, сохатый. Только вы слушайте меня и делайте то, что я буду говорить. Хоть они и в недоумении. Но соглашаются.
 
Подъезжаем к самой опушке, за неё выезжать боязно, спугнуть можем зверя. Начинается настоящая охота. Забыв все договоренности, приятель, видимо шик такой, без шапки выскакивает из машины и бежит впереди меня.   Попадает в рытвину, видимость у него оттуда ноль.  Долго не выдержал на таком морозе и вернулся обратно. Уши у него отморожены, на улице ниже минус пятидесяти градусов.

 Я начинаю сближаться со зверем. Только начну движение, а сохатый побежит. Видимо слышит меня. Я остановлюсь, и он останавливается, но так, что его не различаю за деревьями. Только на третий раз встал так, что было видно чуть тёмное пятно, где он застыл. Рукавицы я оставил в машине, и руки начинают замерзать. Я прислоняюсь для устойчивости к дереву. Приложился к карабину, через рукав поддерживаю его за цевьё, рука замёрзла окончательно. Навёл на то место, где остановился сохатый, увидел голову и верхнюю часть спины. Подкрадываться ближе уже не было смысла, сохатый мог убежать. Поэтому  я решил стрелять.

  Уже поздние сумерки, видимость плохая, только благодаря оптическому прицелу, чуть-чуть вижу спину сохатого.
Один только у меня выстрел, стучит в голове. С этим выстрелом единственная возможность добыть сохатого. Для меня главное не в этом, главное подтвердить свою охотничью репутацию настоящего охотника, стрелка. Если смажу, подумают, что болтун: на небольшие расстояния нужно стрелять, как белке в глаз, дальше четырёхсот метров не стреляю, оптический прицел, пристрелка и так далее.

 Тщательно целюсь, затаиваю дыхание, ну дорогой товарищ, карабин мой, спутник в моих охотничьих скитаниях, не подведи, и нажимаю на спусковой крючок. Раздаётся выстрел. В оптику замечаю, что нет никакого движения, где стоял сохатый, и решил, с тайной надеждой, что попал. Дело сделано, наступает облегчение от навалившегося в последние минуты напряжения. Подъехали товарищи, сел в машину. Тут только замечаю, что мои пальцы совсем одеревенели, а кончики пальцев были белыми.  Товарищи ещё в неведении от результатов моего выстрела. Я их успокаиваю, что выстрел был успешный.

 
 До сохатого было метров двести. Хотя и не большое расстояние, но выстрел был трудным. Мне иногда везёт в конце охоты, и это было не раз. Кажется иногда, что вот уже всё, конец охоты, но фартит, и домой возвращаюсь с добычей. Подъезжаем ближе, идём к месту, где стоял сохатый. Хороший охотничий трофей с пятью отростками на рогах. Приятели удивляются, как это я увидел его при стрельбе, почти в темноте. Оптический прицел, коротко ответил им я. Обрадовались такой удаче, попеняли они меня за то, что не сказал им сразу про сохатого. Но важен конечный результат.


Через несколько лет приятель мой стал уже степенным охотником. Приобрёл и поставил на свой карабин оптический прицел, перед началом охотничьего сезона обязательно пристреливал свой карабин и охотился довольно успешно.
14.03. 2013 г. МАГ.