Лица эпохи. Фаина Раневская. эссе

Алексей Аимин 2
Думайте и говорите обо мне что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
Фаина Раневская

В СССР Фаина Раневская  была актриса известная. Народ принял ее и душой и сердцем. Считал своей в доску! Она не играла в жизни – только на сцене.Не каждый себе это мог позволить.
А началось все в 20-х годах после революции. Молодая актриса стояла перед выбором – уехать из России или остаться?
На митингах и демонстрациях отовсюду звучало и призывало «Смело, товарищи, в ногу!»  Далее были значимые строки:

Вышли мы все из народа,
Дети семьи трудовой.

Так вот эсеро ненавидевших большевиков эти строки пелись так:

Вышли мы все из породы,
лучших людей на земле.

Возможно, это был намек на команду Троцкого?
Вопрос у будущей актрисы стоял ребром. Настоящая фамилия Раневской - Фельдман. Она была из весьма состоятельной семьи и этого не скрывала:

Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.

но жизнь по расписанному сценарию кисейных барышень ее не прельщала. 
Она выбрала артистическую стезю, став частицей трудового народа, но с элитными замашками. Это было смело, дерзко и даже опасно. Новая власть была непредсказуема.
Но именно таких, непохожих ни на кого, и в тоже время похожих на всех – любит народ а власть благоволит и на их вольности закрывает глаза. Это был эпатаж ставший нормой ее жизни.
Сталин, являвшийся поклонником таланта Фаины Георгиевны, как-то во время одной из своих встреч с деятелями кино глубокомысленно заметил:
 
"Вот товарищ Жаров хороший актер, но наклеит усики или бакенбарды, или бороду нацепит, а все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная".
Ее игру в фильме «Мечта» ее впечатляющую игру отметил Рузвельт.
Она получила три сталинских премии.
Но главное для нее были не награды, а любовь народа. Про орден, который вручили ей в год восьмидесятилетия она высказалась:

 - Похоронные принадлежности.

В разговорах о политике она допускала шаловливо-ироничные нотки, но только изредка:

"Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности".

Прямая в своих суждениях она говорила с народом на одном языке. Ее не раз упрекали за "пролетарскую" речь. А однажды  сказали, что ее любимого слова нет в словаре, и значит, что оно не существует!
Актриса искреннее удивилась:

«Надо же – жопа есть, а слова нету!».

Фраза сразу стала «крылатой» а сама Раневская народной любимицей. Многим льстило, что она думает точно так же как они и при этом не стесняется это высказать:

Лучше быть хорошим человеком "ругющимся матом", чем тихой воспитанной тварью.

Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой, то морда становится меньше, но грустнее.

Когда мои стихи и афоризмы  по их стилю стали сравнивать с изречениями Раневской, я внимательно ознакомился с ее жизнью и творчеством. Почитал воспоминания современников и там нашел главные точки соприкосновения.  Отсутствие чинопоклонства и на первый взгляд грубоватый юмор. Узнал, что в начале творческого пути, представляясь, после своего имени она прибавляла двусмысленно: «Ваша светлость».
Вот! Утонченная наглость - это и мой любимый жанр критикой верхов (их светлостей) и одобрением низов (с определением - чернь).
Сочинить частушку или прикол и подарить народу это одно, а вот смелость это высказать и опубликовать от своего имени, до 90-х годов было еще чревато.
Раневская с негодованием заявляла:
 
"Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности".

 Хотя у Раневской была внутренняя защита от них – здоровый пофигизм:

"Хрен положенный на мнение окружающих делает жизнь счастливее!"

Безразличие к общественному мнению   приходит с мудроостью. Правда, вот мудрость не ко всем приходит. Раневская была мудра.
Мне тоже со временем чужое мнение стало без разницы. Одни считали идиотом, другие наоборот (антипод идиота – гений прим. автора).
В среднем выходило около нормы.  Вот за такие "шутки" меня обвиняли в аморальности и крамоле:

Похоже, что Адам был зверски пьян -
раз мы произошли от обезьян...

Вы слышали легенду о Тарзане? -
Так это наш мужик - Иван Сусанин!

 Глупо вроде, но весело и читателя ставит в тупик, заставляя включать мозги.
Все это было и у Раневской. Так я понял как мы близки по взглядам. Ироничное отношение к себе:

"У меня хватило ума глупо прожить жизнь"

Как перепев добавлю свое:

Я ничуть не хуже некоторых знаменитостей – тоже могу умереть в нищете…

Совсем недавно попалась фотография 18-летней Фаины. Вскоре ей пришлось выбирать – сытая эмиграция или голодная Россия. Она осталась, хотя большая часть актеров уехала. Я попробовал представить, что бы могла сказать глядя на эту фотографию сама народная артистка. Думаю, это было что-то подобное:

Меня такую знали единицы –
Они сбежали – я сказала: - «Стоп!»
Теперь в Европе их сверкают ягодицы –
Мои же светятся средь пролетарских жоп!

в 1992 году британская энциклопедия "Кто есть кто" включила ее в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Алексей Аимин – сатирик, философ и литературовед.