Бабушкина сказка

Латышев Владимир
- Бабушка! Ты же вчера обещала нам сказку рассказать. Мы все игрушки убрали и Андрея привели. Его Ли быстро сегодня поймала! Ну бабушка! Ну, пожалуйста, - канючили дети, явившиеся в маленький акварельный локал, как только время шумных игр закончилось.

- Хорошо-хорошо! Давайте только поближе, чтобы я видела вас, проказников.
Дети, глазки которых светились нетерпеливым ожиданием, быстро рассыпались по мягкому и тёплому полу перед любимой рассказчицей. Убедившись, что вся компания на месте и аккуратно отложив мягкую беличью кисточку, бабушка уселась в большое белое кресло и начала свой очередной волшебный рассказ.

- Очень давно, когда даже я была ещё маленькой, -  совсем немного постарше вас теперешних, - люди в основном были грустными и печальными. Может быть потому, что жили они среди огромных холодных коробок, внутри которых было множество небольших, почти совсем одинаковых коробочек-квартир. Там люди спали и занимались разными не очень важными делами, когда было свободное время. И ещё в этих квартирах они прятались от снега, дождя и ветра, потому что больших куполов над городами тогда ещё не было.
Ну что вы зашушукались? Ах да... свободное время. Не знаете, конечно, что это значит. Как же вам объяснить, что бы вы сразу поняли... Ну, представьте, что мы с вами долго беседовали, причем вы внимательно меня слушали, стараясь всё понять и что нужно запомнить. И в какой-то момент я говорю, что мне нужно оставить вас на несколько минут, а затем мы продолжим разговор. В течении этих минут вы можете заниматься чем захотите, поскольку это время свободное от нашего общего для всех занятия.

- А те люди тоже кого-то слушали? Им тоже сказки рассказывали? - спросил младший из слушателей, вихрастый и беспокойный Андрей, которого на всякий случай придерживала за руку сидевшая рядом старшая сестра Лиза - аккуратная девочка строгого вида в красивом светло-сиреневом костюме.

- Сказки? - рассказчица улыбнулась и покачала головой, - да нет, заняты они были не сказками, а работой. Хотя... сказки, пожалуй, им тоже приходилось слушать... Да, но в основном люди работали. По много часов в день. Причём не дома, а в специальных местах, где собиралось очень много взрослых мужчин и женщин.
Вы, наверное, подумали, что занятие это было очень интересным и что люди любили ходить на работу. Только это не совсем так. Вам конечно трудно в это поверить, но люди там своими руками с утра до вечера делали обычные машины и механизмы, одежду, еду, напитки и другие нужные всем вещи.

- А почему они сами это делали, если не интересно? У них что, роботов не было что ли? Роботы же всё могут делать, и они любят всё делать. - Семилетняя Виолетта удивленно хлопала длинными пушистыми ресницами. - Или им не разрешили попросить роботов?

- Нет, милая, дело не в том, что не разрешили, а в том, что роботов тогда действительно ещё не было. Зато, среди грустных людей иногда встречались такие, кто работал весело и с удовольствием, хоть их было совсем не много. В основном это были те, кто придумывал всё новое — машины, разные устройства и вещи, которые делали жизнь людей легче и приятнее. Именно они в конце концов и сделали первых роботов, которые сразу сами взялись за дело. И знаете, что тогда случилось?

Перебивая друг друга, дети начали высказывать разные мысли по поводу того, чем теперь занялись грустные люди.

- Я знаю! - Воскликнула Лизина подружка в светлом салатового цвета костюмчике, сидевшая с другой стороны от Андрея. -  Они просто стали говорить роботам, что делать, а сами только смотрели, что получается. И ещё они стали всё раздавать другим людям.

- Молодец, Машенька. Ты правильно рассуждаешь. Конечно, роботу нужно сказать, что он должен делать. Только в отличие от вас, - здесь бабушка с улыбкой оглядела своих гостей, - им не нужно ничего повторять дважды. Получив однажды команду от человека, робот будет выполнять её, пока не получит другую. И работать он может очень долго. Пока не кончится энергия.

- Никто ничего роботам не говорил! - заявил вдруг смуглый черноволосый Лука, сердито хмуривший брови, - роботов запрограммировали и дали команду исполнять. А все люди потом просто ушли. И ещё, мне папа рассказывал, что все роботы связаны между собой, и каждый знает, что делают остальные.

- Это правда. - Поддержала мальчика бабушка — Молодец, Лука, что ты папу внимательно слушаешь и стараешься понять такие вещи непростые. Наверное, папа тебе рассказывал и о том, что роботы умеют не только делать разные вещи, но и помогать нам еду, например, дома вкусную готовить?

Продолжая хмуриться, Лука промолчал, едва заметно пожав плечами.

- Ну! Ребята, кто знает, что ещё могут делать роботы?

- Могут сказки рассказывать. - Тихо проговорила маленькая Алиса и, прикусив тонкую светлую косичку, осторожно глянула на бабушку большими удивленными глазами.

- Конечно, милая, у домашнего робота в памяти множество сказок, только рассказали эти сказки люди, которых называют мастерами слова. А робот лишь позволяет нам услышать их замечательные голоса.

- Да. - Совсем тихо согласилась Алиса и опустила глаза.

- А мне кажется, что люди, когда сделали роботов, стали их учить. И теперь роботы всё знают! Даже больше чем люди, потому что у них память хорошая! - спокойно и уверенно высказалась Лиза.

- А мой папа всё равно больше знает, чем роботы! - Твердо заявил Лука.

- Только не спорить! - Бабушка подняла вверх указательный палец и тем же мягким, но поучительным тоном добавила — Спорить можно тогда, когда предмет спора того стоит, а спорить о том, где больше знаний, - в чьей-то голове или в компьютере,- дело не интересное и, главное, совершенно не важное. Стоит ли знать точно, сколько ворсинок в моей большой беличьей кисточке и тем более спорить по поводу их количества? Ведь качество рисунков от этого совсем не зависит, правда?

- А я знаю, - вдруг снова заговорил Лука, - знаю, что стали делать люди, когда появились роботы.

- Ну ка! Расскажи нам скорей!
Выражение лица бабушки было настолько благожелательным, а интерес к словам мальчика настолько живым, что Лука тоже, наконец, улыбнулся.

- Люди ушли в лаборатории и стали там делать разных новых роботов и даже таких, которые сами могут делать других роботов.

- Что, все люди стали делать роботов? - Бабушка серьёзно смотрела на Луку, явно призывая того не торопиться с ответом, а прежде хорошо подумать.

Команда тем временем снова оживилась. Дети высказывались, вспоминая разные интересные занятия взрослых, спорили и наконец затихли, ожидая продолжения бабушкиной сказки.

- Я услышала сейчас очень много правильных мыслей и замечательных примеров. Вы такие наблюдательные и умные, оказывается!

Внимательный и удивительно теплый взгляд бабушки останавливался поочередно на каждой сосредоточенной детской рожице, вызывая у ребенка волнующее чувство причастности к поиску истины.

- И нам с вами осталось сообразить лишь к чему устремились люди, когда роботы стали быстро и легко делать почти всё, что раньше делали они сами. Ведь осталось что-то, что роботам, даже самым совершенным, всё же было не под силу. Что же это такое, как вы думаете?

Дети некоторое время ещё смотрели внимательно на рассказчицу, словно ожидая дополнительных пояснений, но уже через минуту начали живо и шумно обсуждать интересный вопрос. Согласившись, что по силе, скорости и умению всё запоминать робот все же обгоняет человека, стали выдвигать другие версии, которые не выдерживали их собственной критики. Когда новых идей почти не осталось, и голоса стали стихать, снова заговорила бабушка.

- А вот скажите мне, пожалуйста, играть с роботом интересно?

- Да, конечно! - решительно заявил Лука. - Можно и в шахматы, и в шашки... Только родители долго играть не разрешают. - Добавил он с сожалением.

- Ну а игры, в которые вы играете, когда собираетесь вместе на игровых полянах или в лесопарке; вы там тоже с роботами бегаете, прячетесь или что там вы ещё выдумываете?

- Нет, - подумав немного, твердо ответила Лиза, - они в наши игры не умеют играть, а чтобы их научить нужно наверное целый час потратить, но они половину всё равно не поймут. И им, мне кажется, вообще это не интересно.

- Они просто любят везде ходить и всё трогать. И ещё роботы всё запоминают.

Алиса подняла осторожный взгляд на бабушку и только когда та похвалила девочку за замечательную наблюдательность, наконец заулыбалась.

- Так что же всё-таки совсем не умеют роботы?
Бабушка ещё раз внимательно посмотрела в глаза каждого слушателя сказок, интерес которых не пропал, а скорее даже вырос.

- А? Не скажешь, Лука?

Нахмурившись, мальчик некоторое время молча смотрел в сторону. Затем решительно перевел взгляд на бабушку и, словно преодолев внутреннее сопротивление, выдохнул: «Не знаю!».

- Вот и молодец, что говоришь правду. А кто ещё не знает ответа на мой вопрос?

Дети осторожно начали поднимать руки, пока не остался один маленький Андрей, который думал сейчас о чём-то своём.

- Ну и славно! А теперь, когда мы выяснили, что никто не знает чего не могут роботы, давайте попробуем просто пофантазировать. Вы же умеете фантазировать?
Дети осторожно закивали головами, хотя в глазах у всех чувствовалось сомнение.

- Вы когда в космонавтов играете или в охотников, вы же и космос, и джунгли просто себе воображаете! Вы же фантазируете! И вас не смущает то, что всё это есть лишь в вашем сознании. А разве вам мешает играть то, что у вас нет знаний взрослых космонавтов или настоящих ловцов опасных животных?

- Нет, не мешает. - Уверенно заявил Лука. - Но мы не так уж мало знаем.

- Ну конечно! Я ни секунды не сомневалась, что вы очень много знаете и не только про работу космонавтов. Но если вы хотите узнать или уточнить что-нибудь ещё, что вы делаете обычно?

- Спрашиваем у робота или смотрим на планшете. - С готовностью сообщила Виолетта.

- Ну вот. Выходит, что робот очень много знает, даже больше вас. Но он всё равно не может...

Здесь бабушка сделала паузу, внимательно вглядываясь в лица своих слушателей.

- Робот не может фантазировать! - радостно воскликнул Лука, вскочив на ноги. - И мама говорила, что многознание уму не... не научает. Вот!

- А вот это очень правильно.

Тут бабушка подняла вверх указательный палец, призывая детей обратить особое внимание на последнюю мысль.

- Можно очень много знать обо всём на свете, даже о том, что и как можно и нужно делать, а что нельзя. Всё это важно и полезно, но вовсе не значит, что чем больше знает мальчик или девочка, тем они умнее.

Дети смотрели на бабушку растеряно и только Лука смотрел уверенно.

- А умный это какой? - Спросила Лиза, не выпуская руки Андрея.

Здесь бабушка загадочно улыбнулась и, окинув взглядом всех своих слушателей, заговорила торжественным голосом.

- Да вот вы и есть умные! И не смотрите на меня так удивленно. Смотрите лучше друг на друга, потому что каждый из вас уже обладает замечательной способностью фантазировать, а со временем сумеет превращать фантазии в реальность. Именно так наш мир совершенствуется. Разумные люди-мечтатели всё дальше улетают в космос или погружаются в такие же бесконечные и неизведанные глубины материи, постигая нашу вселенную. И конечно, одним из важнейших результатов их работы становятся необходимые людям новые знания, которые, кстати, так любят роботы.

- Значит, разные знания для робота это как... вкусные конфеты или пирожные? - Совсем уже уверенным голосом спросила Алиса.

- А правда, какие знания любят роботы? - Присоединилась к подруге Лиза.

- Знания для робота это почти то же, что и энергия. Только энергия нужна ему, что бы не отключиться совсем. - Здесь дети дружно закивали, демонстрируя свою осведомленность. - А вот новые знания требуются, чтобы решать всё более сложные задачи, которые ставит перед ним человек.

- А человеку знания зачем?

Алиса смотрела на бабушку широко распахнутыми глазами, а остальные ребята смотрели на Алису, словно она спросила о чем-то необычном и неизвестном.

- Это очень хороший вопрос. Я бы даже сказала, очень умный вопрос и своевременный. - Добавила бабушка, ласково глядя на зардевшуюся Алису. - Никто не хочет попробовать на него ответить?

- Когда человек много знает, с ним интересно разговаривать. Можно узнать что-то новое, - уверенно заявила Лиза, - или, наоборот, рассказать ему.

- А если не знаешь, где выход, то так и будешь дома сидеть! - весело заявил Лука, вызвав улыбки и смех присутствующих.

- Да, Лука, это забавно, но главное — очень правильно. Вы оба с Лизой, затронули сейчас очень важные стороны вопроса о знаниях.

Дети смотрели на бабушку с некоторым удивлением и прежним интересом. Только Андрей сосредоточенно пытался разобрать какую-то игрушку, уже лишенную части важных деталей и потому ни на что не похожую.

- Когда я говорю «робот» вы все меня понимаете, потому что знаете, что это такое. И мы все понимаем, когда кто угодно произносит это слово.
В комнате в этот момент вдруг вспыхнул яркий луч солнца, уже склонившегося к горизонту.

- Или солнышко. - Произнесла Алиса, подставив ладошки световому потоку.

- Конечно, - согласилась бабушка, - и множество других предметов, зная которые, мы понимаем друг друга. Но не только предметы и природные явления, такие как солнце, луна и звёзды. Мы ещё знаем, где что находится, - правда Лука? - и знаем, что всё это вместе образует мир, в котором мы сегодня живём.

- Но ведь и робот всё это знает?
На этот раз, ожидая ответа, Лука смотрел на бабушку серьёзно и сосредоточенно.

- Всё, да не всё! - Загадочно улыбнулась рассказчица. - Он ведь понятия не имеет, что пройдёт немного времени и ты создашь, например, нового, куда более совершенного робота, а Андрей откроет новую солнечную систему, где тоже станут жить люди. Алиса станет знаменитой поэтессой, стихи которой будут люди учить наизусть, а Лиза... великим живописцем. Невозможно даже представить, какими нужными всем людям вы все можете стать и как это здорово!
В отличие от нас, робот не знает и не может знать, какое у человечества замечательное будущее. И ещё. Он даже не догадывается о том, как наш мир прекрасен!

- Ему наверное очень скучно жить, - печально проговорила Алиса, уже ни к кому не обращаясь.

- А об этом, если пожелаете, мы сможем поговорить в следующий раз.
Помахав детям, бабушка снова взяв кисть и надолго задумалась, глядя на чистый белый лист бумаги.