Христианство и диалектика
_____________________________________________________
Истина не принадлежит никому она всемирна, абсолютна.
( Франсуа Гизо)
Истина, ставшая достоянием толпы, очень скоро искажается до
неузнаваемости.
(Жорж-Луи Бюффон)
Христианство сильно не в истине, а в вере. Если ортодок-
сального христианина спросить, почему то, что он утвер-
ждает, есть истина, он ответит: «Потому, что так писано».
Религиозно - церковное сознание, во все времена, провозгла-
шая и декларируя истину, никогда её не понимало и
диалектически не осознавало.
Глубоко личностная установка, в сознании верующего хрис-
тианина, задаёт особо - чувственную форму религиозных
эмоций: экзальтацию в отправлении культа, экстатический
восторг любви к Богу, испепеляющий комплекс вины,
содрогание «страха Божьего» и глубокое, интимное, потря-
сающее основы психики переживание раскаяния.
Однако в последствии, на эту поведенческую и в целом
мировоззренческую реалию, начиная с патристики, наклады-
вается полностью подрывающая её парадигма рациональной
аналитики Абсолюта.
В теизме это порождает концептуальное истолкование Бога,
которое преподносится, христианству и остальным религиям,
как теология несовместимых установок в отношениях к Нему.
С одной стороны сакрально - трепетного, личного отношения
и диалога откровения, а с другой предметно -теоретической
аналитики.
В теологии, это противоречие, достаточно остро ставит
проблему богопознания, а понимание Бога, как трансцен-
дентного миру, уже само по себе, задаёт вектор Его прин-
ципиальной непознаваемости в исчерпывающе завершённом
плане.
Здесь можно добавить, что ещё в 4-веке от Р. Х. св. Васи-
лий Великий писал: «Сущность Божия для природы чело-
веческой недомыслима и соверенно неизреченна».
Такое же утверждение уже в 14-веке проводил и св. Гри-
горий Палама: «Человек не может постигнуть Сущность
Божества» – писал он.
Но церковь всегда оставалась глуха, даже к своим учителям.