Христианство и диалектика

Владимир Рощин
Христианство   и   диалектика
_____________________________________________________

Истина   не    принадлежит    никому    она    всемирна,    абсолютна.
               
                ( Франсуа   Гизо)

Истина,   ставшая  достоянием  толпы,  очень  скоро  искажается  до
неузнаваемости.      
               
                (Жорж-Луи  Бюффон)

Христианство  сильно  не   в  истине,  а  в   вере.  Если  ортодок- 
сального   христианина   спросить,  почему  то,   что   он   утвер-
ждает,  есть  истина,  он  ответит:  «Потому,  что  так  писано».

Религиозно - церковное  сознание,  во  все  времена,  провозгла-
шая   и   декларируя   истину,  никогда    её   не  понимало  и 
диалектически  не  осознавало.

Глубоко  личностная  установка,  в  сознании  верующего  хрис-
тианина,   задаёт    особо - чувственную    форму    религиозных 
эмоций:  экзальтацию   в   отправлении   культа,   экстатический 
восторг   любви    к    Богу,   испепеляющий    комплекс   вины, 
содрогание  «страха  Божьего»   и  глубокое,   интимное,  потря- 
сающее  основы  психики  переживание  раскаяния.

Однако  в  последствии,   на   эту   поведенческую   и  в  целом
мировоззренческую  реалию,  начиная  с  патристики,   наклады-
вается   полностью   подрывающая   её  парадигма  рациональной
аналитики  Абсолюта.

В  теизме  это  порождает  концептуальное  истолкование  Бога,
которое  преподносится, христианству  и  остальным  религиям,
как теология  несовместимых установок  в  отношениях к  Нему. 
С  одной  стороны  сакрально - трепетного, личного  отношения 
и  диалога  откровения,  а  с  другой   предметно -теоретической 
аналитики.

В   теологии,   это    противоречие,   достаточно    остро   ставит 
проблему   богопознания,  а   понимание   Бога,   как    трансцен-
дентного  миру,  уже  само  по  себе,  задаёт  вектор  Его  прин-
ципиальной   непознаваемости   в  исчерпывающе  завершённом 
плане.

Здесь   можно   добавить,  что   ещё  в  4-веке  от  Р. Х.  св. Васи-
лий  Великий   писал:   «Сущность  Божия   для   природы  чело-
веческой  недомыслима  и  соверенно  неизреченна». 
Такое   же   утверждение   уже   в  14-веке   проводил  и  св.  Гри-
горий    Палама:  «Человек   не   может    постигнуть    Сущность 
Божества» – писал  он.
Но  церковь  всегда  оставалась  глуха,  даже  к  своим  учителям.