Из Н. Колчурино на Кубань. Я и Наля. Лето 1946

Гульнара Элрод Умарбекова
ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЖИЗНИ ДОМА В СОВХОЗЕ СТЕПНОЙ И НА КВАРТИРЕ НА СТАНЦИИ СТЕПНАЯ, 1945-46 ГОДА.(часть 6)
   
   И вот я и двоюродная сестра Нaля (дочь маминой младшей сестры, которая умерла в свои 20 с лишним) отправились из Нижнего Колчурино в обратный путь. На машине мы добрались до пристани Переволоки, а там пароходом  до Сталинграда. ЖД вокзал в Сталинграде был огорожен  забором из досок, шла стройка. За забором мы увидели немцев, они восстанавливали вокзал.  Мы купили 1 билет на двоих, чтобы не голодать. Хлед мы сьели, оставалась одно сало. Поезд отправлялся утром, поэтому пассажиры спали прямо на земле, на траве. Мы тоже пристроились около газона. Ночью прохладно, мы жались друг к дружке, чтобы согреться. Наля что-то нащупала на земле, свет от вокзала падал на нас и Наля зашептала мне на ухо:"Галя, я нашла деньги – 50 рублей, посмотри, хоть бы никто не увидел, а то отнимут." Я увидела 50-рублёвую купюру. "Спрячь в документы,"- сказала я,-" это пьяные здесь лежали, наверное у них выпало."
   Утром рано мы проснулись от стука. Такой громкий стук, мы не могли понять откуда он и кто так громко стучит.  Мы со страхом смотрели на дорогу откуда доносился этот звук. И, о, Боже! Огромная колонна пленных немцев в деревянных башмаках  шла в ногу по мостовой. Сотни деревянных башмаков создавали неимоверный гул. Их вели на стройку вокзала. Мы подошли к забору. Один немец увидел нас и, оглядываясь по сторонам, подошел. Он стал говорить, я сразу не поняла, я потом разобрала слова медхен - это девочка, брод, вернее брот - это хлеб и шпик, это сало.  Он держал большой кусок хлеба и я поняла, что он спрашивает, нет ли у нас сала, чтобы обменять на хлеб. Я сказала Нале, она обрадовалась, ведь сало без хлеба не поешь, а у нас хлеб кончился.  Мы дали ему кусок сала, а он дал нам весь хлеб. Немец так обрадовался, раза три повторил "Данке шон".
   Какое-то противоречивиое чувство зашевелилось во мне. Я вспомнила немецкие самолеты, что бомбили нас в Таганроге, Ростове-на-Дону, в Кущевке. Я вспомнила как в Таганроге дяд Ваня, мой отчим, во время бомбёжки  схватил меня на руки  и, спасая от рвущихся снарядов, прижимал меня к груди и ругался :" Изверги! Ведь вы видите, что здесь дети и женщины, на кого, сволочи, сыпете бомбы?" Я вспомнила как мы с cестрой Леной потеряли маму в Таганроге, когда мы забежали в  одно газоубежище, а мама-в другле, по ошибке.  Вспомнила семеро австрийцев, которые были против гитрлеровцев. Вспомнила немецкого генерала, бежавшего от Красной Армии и случайно остановившегося в нашем доме в Степном. И наконец я вспомнила этот самый Сталинград, вот он, разбитый, снесённый с лица земли, город. А я выручаю немца, даю ему шпик - его любимое блюдо и беру из его рук  хлеб.
   Я всё это впопыхах высказала Нале, но она спокойно и сдержанно поставила меня на место. "Галя, послушай, 2-й год пошел как кончилась война. Разве они шли воевать все как один? Нет. Они под страхом смерти от фашистов, вынужденно шли на фронт, захватывая страны.  У них тоже дети и жены ждут их домой. Теперь они сами строят новый Сталинград нам. Посмотри, какие они худые и измученные. Мы правильно сделали. Пусть они сьдят наше сало за наше хдоровье, а мы с тобой сейчас купим кислого молока и помянем всех погибших на войне их же хлебом."
   Умница Наля. Она на три года старше меня, всего лишь, а какая рассудительная. Может потому, что сирота. Нахлебалась она горя в деревне. В деревне было радио и библиотека. Может быть она лучше меня понимала жизнь. Её все любили.
   Мы покушали. Хлеб был вкусный. Я немного остыла. Наля села в вагон с билетом, а я залезла на крышу. Через полчаса я слезла с крыши и зашла в вагон. Она опросила меня рассказать, как я ехала к ним. Я подробно рассказала, как на одной пристани сел на мой пароход один солдат. Отслужил. Увидев меня, спросил с кем я плыву. Я тут тоже обманула, указала на одну из женщин, что занимали полки рядом, что это моя мама. Я выходила  на палубу посочинять песни, чтобы их посвятить Саше Крольман. Но солдат мешал мне. Он отвлекал меня своими рассказами, что плывет до города Вольска, там у него дом, мать и отец ждут его с Армии. Что у него нет невесты, что я ему понравилась и он с удовольствием переписывался бы со мной, чтобы потом пожениться. Я ему сказала, что это мне совсем не нужно, у меня друг одноклассник, мы любим друг друга и  ждём, когда повзрослеем. И что я познакомилась с сержантом который служит в  Болгарии, и теперь не знаю, кто мне больше нравится, и кто из них меня больше любит.  Поживём-увидим. Он поглядел на меня с удивлением  и сказал, что он очень невезучий:"Как только мне понравится девченка - обязательно она занята."
   На другой день мы были в Вольске, солдат попрощался со мной и моими попутчицами и сошел. До Переволок  было еще время и я успела  сочинить две песни. Одна "Скоро я встречу тебя, дорогой" и другая "Луна поднялась над Волгой".  Я спела эти песни моим спутницам. Они удивились и пожелали мне поступить в консерваторию.
   Только я замолчала, слышу :"Граждане, приготовьте билеты". Я моргнула Нале  и буд-то в туалет, а сама вышла из вагона и на ходу поллезла на крышу. Через полчаса я снова слезла и зашла в вагон, проводница не обратила внимания. Ревизоры ушли. Наля сказала что в следующий раз я останусь с билетом в вагоне, а она полезет на крышу. "Ты что? Не выдумывай. Ты же девушка - неудобно, это я шпингалет, залезу и спрячусь за трубой вагона и меня не видно."- выпалила я. "Ну тогда давай рассказывай, время быстрее пройдет."- согласилась Наля."Хорошо, тогда я расскажу о Сталинграде,"- с готовностью предложила я.