Древо рода

Зинаида Ткачева
               

                В середине планеты               
                Среди туч грозовых
                Смотрят мертвые в небо,
                Надеясь на мудрость живых
                НАДПИСЬ У ВХОДА НА КЛАДБИЩЕ ВО Львове.

      У каждого из нас есть свой РОД, родители, родня, родственники близкие и дальние. Это так называемая родословная или древо РОДА. А так как оно называется древом, то и имеет ствол, корни и крону из многочисленных ответвлений здравствующих потомков. А корни –это предки. Как и в природе деревья бывают здоровыми и больными. А если дерево больное, то надо искать причины и принимать меры по его оздоровлению. Мне на старости лет пришлось это делать со своим РОДОВЫМ ДРЕВОМ.                Кто-то знает своих предков чуть ли не до седьмого колена, кто-то не помнит дедушек и бабушек. Я практически не знаю род своего отца, так как он за месяц до моего рождения трусливо сбежал. И ни разу даже не поинтересовался о судьбе своего единственного ребенка. В семнадцать лет я сделала попытку встретиться с ним, но он отказался от встречи со мной. Правда, я познакомилась с его сестрой, братом и его племянниками. Но это общение было кратковременным и скоро прекратилось.
          А вот родственников по материнской линии, но только со стороны бабушки Елены Тимофеевны Калининой, маминой мамы, я знала с раннего детства. Правда, в последнее время мне удалось наладить связь и с дедушкиной родней. Трагическая смерть моего деда Ивана Максимовича Ткачева, жившего в деревне Жедринка Саратовской области и которого в декабре 1911 года по пьянке на свадьбе соседа убил родной брат Дмитрий, казалось навсегда прервала родственную связь. 
       Был суд над Дмитрием, и этот суд принял решение продать дом, где жил мой дед с женой и трехлетним сыном Васей, а деньги от продажи дома положить на имя ребенка. А беременная жена убитого вместе с малолетним сыном по решению царского суда оказалась на улице и вынуждена была вернуться в дом к своей матери Александре и отчиму Якову, у которых было своих три сына Павел, Александр и Федор. Так моя бабушка Елена повторила судьбу своей матери, которая после смерти мужа Тимофея Калинина с двумя малолетними дочками вышла замуж в соседнюю деревню за вдовца с четырнадцатилетним сыном Николаем.
         Когда 17 марта 1912 года родилась моя мама (Ткачева Мария),       к её матери Елене Ткачевой (в девичестве Калининой) посватался вдовец Макаров Василий Иванович с тремя дочками из соседней деревни Екатериновка. И на Пасху на Красную горку они обвенчались.  В семье молодоженов стало четыре дочери и один сын. По царскому указу надел земли давался только лицам мужского пола. Женщинам по закону земля не полагалась (как по пословице: курица не птица, женщина не человек). Отчим усыновил мальчика, который стал называться Макаров Василий Васильевич. А моей маме он дал только свою фамилию. И мама стала Макарова Мария Ивановна…   
В новой семье появились ещё две дочери Анна и Федосья, и сын Иван. А семью моей прабабушки Александры постигло несчастье.  Подросший пасынок Николай изнасиловал пятилетнюю Дуняшу, родную сестренку моей бабушки Елены. Девочка после этого тяжело болела и вскоре умерла. Николай ушел на русско-японскую войну. Больше о нём вестей не было и о его судьбе ничего не известно. Но бумеранг, в который я наивно верю, почему-то ударил по братьям Николая - Александру и Павлу, а также его детям. Но не о них идет речь.
       Так вот, родни у меня было много, только двоюродных двадцать пять. Всех знала, любила, поддерживала родственные отношения.  Ведь родных братьев и сестер у меня не было, поэтому любила их как родных, и они отвечали мне тем же. 
       И однажды я заметила, что у некоторых из них в семьях появились неизлечимо больные дети. А раз так, то надо было что-то делать. Я очень хотела помочь своим родственникам. И совсем неожиданно мне в каком-то женском журнале попадается молитва «Очищение РОДА». Анастасия (я почему-то решила, что это героиня книг В. Мегре) советовала прочитать эту небольшую молитву 40 дней, что я и сделала. Но я несколько изменила эту молитву и начинала её со словами: «Я- чадо РОДА Зинаида, от отца Ивана рожденная, матерью Марией благословлённая …». Каждый вечер я зажигала свечку в алюминиевой оболочке и просила очистить мой РОД. А в конце молитвы я произносила благодарственные слова.    Как и советовала Анастасия, я читала 40 дней, но почему-то чувствовала, что результат от моего усердия нулевой. Поэтому решила продолжить чтение ещё 90 дней. Но и этого, по моему внутреннему убеждению, было недостаточно. И я настроилась на продолжение чтения молитвы ещё на 120 дней, благо была зима. Дачные хлопоты были только в перспективе, и в зимние вечера при свете свечи можно было продолжить чтение. Уже по привычке я зажигала свечку, и глядя на мерцающий огонёк, наизусть читала свою молитву-просьбу. Время летит быстро и 120 дней пролетели как-то очень скоро. Я просто подумала, что возможно, я не то и не так читала, но была рада, что у меня хватило сил 250 дней молиться за свой РОД, хотя я не религиозный фанат.
       Со спокойной совестью я прекратила свой вечерний ритуал. А через несколько дней мне снится сон. Зелёная поляна, залитая ярким солнечным светом. Недалеко стоит небольшая белая церковь, похожая на Храм Покрова на Нерли (я была там несколько раз). На поляне стоят накрытые столы, за столами сидят незнакомые люди, которые радостно разговаривают, смеются. Я никого из них не знаю, а они меня не знают тоже и поэтому не обращают на меня никакого внимания. Я грустно сижу одна за последним столом спиной к ним. Вдруг ко мне подходит незнакомая женщина с подносом и накладывает мне на блюдо разные сладости, пироги, фрукты. Я с удивлением спрашиваю незнакомку: «Почему ВЫ даёте мне столько угощений? Чем я заслужила это?»
   Её ответ меня удивил: «Ты очистила отцовский РОД.»
 - «Но я молилась об очищение материнского РОДА. Я фактически никого не знаю из Рода своего отца. Я и отца никогда не видела, и он меня тоже. Все мысли мои были об очищение маминого Рода.»
   - «В тебе соединены два РОДА: РОД отца и РОД матери. Ты смогла очистить отцовский РОД- только одну половину своего Рода. А на очистку РОДА матери сил у тебя пока не хватает.»
 Я проснулась и долго после этого не могла заснуть. Я помнила смех и радость незнакомых мне людей за моей спиной, которым не было дела до меня. Я даже не повернулась в их сторону, чтобы разглядеть их. Но это были мои предки и, сама того не зная, я смогла помочь им, очистив их РОД.
    Раннее я писала о том, что нас РУССКИХ называют ИВАНАМИ, РОДства непомнящих. Но имя ВАНЯ справа налево читается Я НАВ, а ИВАН- НАВИ. У славян есть понятия –СЛАВЬ, ПРАВЬ, ЯВЬ, НАВЬ, где ЯВЬ наш реальный материальный мир, а НАВЬ потусторонний мир, мир нереальный, призрачный, мир навета, морока и иллюзий. А это значит, что славяне знали и ведали про этот потусторонний мир, и он являлся частью их мировоззрения. И я могу предположить, что мы- Иваны, названные НАВью, имеем способность общаться со своими предками, которые находятся в потустороннем мире (свете). Ведь, приходя на кладбище, мы иногда разговариваем с ними как с живыми. А они приходят к нам во сне и о чем-то предупреждают. Мы надеемся получить от них поддержку или советы в тяжелые времена. А они, оказывается, тоже ждут от нас помощи...  И мы есть ДРЕВО РОДА. Ведь без корней дерево гибнет, а у срубленного дерева часто гибнут корни. И у живых есть сила и возможность помочь своим корням –предкам. Надо только захотеть. И тогда древо РОДА оживет…
 P.S. Когда я уже опубликовала данную статью, то поняла, что больные дети рождались у потомков маминого отчима и поэтому моя молитва была безсильна помочь им. Кто-то и них должен это сделать.