Война закончится - что дальше?

Валерий Осинский
ВОЙНА ЗАКОНЧИТСЯ - ЧТО ДАЛЬШЕ?

Обратится снова к теме войны меня заставило огромное количество «шапкозакидательских» материалов «ура-патриотического» содержания, которыми забит интернет. Где-то это издержки пропаганды и контрпропаганды, неизбежные во всех войнах, где-то восторженное повизгивание дурачков, которые вопреки очевидному всегда слепо верят в сказки о том, что всё изменится по мановению волшебной палочки, а не посредством тяжелого многолетнего труда, а где-то чисто провокационная болтовня, чтобы отвлечь внимание людей от настоящих проблем.   
Нет смысла говорить, что все войны на земле начинались за деньги, ресурсы и рынки сбыта! Что начинали их исключительно власть предержащие, не сумевшие договориться между собой, а умирали за их интересы простые люди. Другой причины войн нет и быть не может! А повод и лозунги – это лишь красочная обёртка для тех, кого ведут убивать друг друга. В предыдущем материале я уже писал об этом. Точно так же, как нет смысла обсуждать экономические и политические аспекты войны на Украине - писать о зверствах «западненских» укронацистов в Донбассе на протяжении восьми лет; о России, защитнице русского мира, фактически своим бездействием, развязавшей лапы европейскому зверью; о запасах донецкого угля на триллионы долларов, о стратегически важных титановых месторождениях и черноморских логистических цепочках, так необходимых нашей стране с незапамятных времен и за которые сейчас идёт бойня. Всё это понятно. Точно так же, как понятно, что ядерная держава априори не может проиграть войну заведомо более слабому противнику, кто бы этому противнику не помогал и как бы отчаянно противник не сопротивлялся. Иначе политическое и военное руководство страны по всем законам здравого смысла ждёт ротация – западное зверье и так то радостно потирает лапы, втянув Россию в кровавую бойню. Так что нет никакого сомнения, что не мытьем так катаньем Россия рано или поздно заставит Запад считаться со своими интересами. Слишком многое поставлено на карту для нашей страны. Пусть даже, невзирая на затягивающуюся схватку, обыватель, как у них, так и у нас, по большому счёту в повседневной жизни не почувствовал фатальности перемен, связанных с войной. А многолетнее «санкционное давление» Запада на Россию для подавляющего большинства россиян, стараниями нашего правительства, слава Богу, давно превратилось в медийный штампы. Инфляция, рост цен, удорожание жизни и прочие экономические потери у них и у нас – это неизбежные издержки войны.
Так что вопрос не в победе или поражении в этой войне – флаг над Банковской никто водружать не будет, а будут договариваться. И вопрос не в крахе экономических систем одной из сторон – никуда экономики не денутся, и все останется по-прежнему, во всяком случае на ближайшие годы. Вопрос в другом. Что будет, после того, как Россия окончательно присоединит новые территории и восстановит разрушенное войной хозяйство? Что Россия в принципе может предложить своим новым и потенциальным гражданам в социальном и экономическом плане?
Нужно признать, что за тридцать лет своей независимости, Россия не превратилась в экономическую сверхдержаву. Хотя, казалось бы ничто не мешало ей развиваться поступательно по законам рынка. Да, Россия по-прежнему мощная в военном отношении ядерная страна. Но кроме того, что с нами никто не рискнёт связываться, по большому счёту никаких преференций России ядерный потенциал не даёт. За то же тридцатилетие основным экономическим противником Запада стал Китай. Кстати, тоже ядерная держава. А Россия в ответ на экономические издевательства коллективного Запада по сути предложить хоть какие-нибудь мало-мальски существенные контрмеры не в состоянии. Главным образом в силу своей экономической зависимости от внешних факторов, следствием которой является традиционное политическое устройство нашей страны. Потому что, как я уже писал, при любой форме правления - монархии, социализме, капитализме, демократии и т.п. -  Россия оставалась и остаётся «боярской» страной, где власть принадлежит противоборствуюшим кланам, выразителем воли, которых является первое лицо. Делёж добычи происходит наверху и никоем образом не касается низов. И, как следствие, все экономические реформы в стране, как показывает история, идут сверху и продиктованы не экономической целесообразностью, а острой экономической необходимостью, когда дальше тянуть с реформами для существования государства становится смертельно опасно.
Другим следствием такой экономической модели является предпринимательская, политическая и гражданская пассивность людей, которые видя, как государство обходиться с ними, привыкло полагаться только на себя, и у государства давно ничего не требует и от него ничего не ждёт. Благо у нас никто еще с голоду не умер, и под забором не замёрз.
Да, за последние годы у нас многое изменилось к лучшему. Из страны, наконец, выкинули либерастню разного толка (правда, без конфискаций!), а прочих отогнали от кормушки и заставили заткнуться. Команда Мишустина неуклонно гнёт свою линию экономических преобразований и у неё многое получается. Строятся дороги, благоустраиваются города, появляются социальные программы поддержки различных групп населения и т. д. и т. п.  За минувший год в силу сложившихся обстоятельств государство сделало резкий разворот в сторону отечественного производителя. Потому что война с коллективным западом в лице Украины совершенно ясно показала, что у России нет ни друзей, ни союзников. А есть лишь экономические партнёры, которые стоят над схваткой и извлекают выгоды из военного противостояния. И никакие «развороты на восток» или в другие географические направления, не помогут России, если она не возобновит и не реанимирует собственные жизненно важные отрасли производства, а будет дальше разбазаривать свои недра, не заботясь о будущем.
Пока же за тридцать лет никто из государств бывших союзных республик СССР не выстроился в очередь, чтобы вернуться под теплое имперское крылышко России. Более того, как бы у нас не относились к националистическим правительствам Лимитрофов и Украины, они так или иначе выражают волю своих народов, которые, как одни из них – шарахаются от России, или, как другие - всеми правдами и неправдами рвутся в Евросоюз. В Россию же за «хорошей жизнью» по-прежнему едут только жители средне-восточных стран бывшего СССР, где местные «баи» правят по закона феодального средневековья, менее всего заботясь о своих подданных. Представители же стран так называемой «западной демократии» приезжают к нам на ПМЖ штучно и на них у нас взирают, как на фриков. В отличие от наших сограждан, многие из которых по-прежнему мечтают о сытой жизни там, потеряв надежду нормально жить здесь, и не едут туда, потому что там они нужны менее, чем здесь. Мечтают, даже не смотря на то, что последние события показали – национальная толерантность Европы беспощадно подменяется традиционным для Европы национализмом при малейших экономических затруднениях. Причины же полного равнодушия (в подавляющем большинстве!) у западного обывателя к нашей стране все те же – экономические. Потому что по большому счету обывателю, который живёт здесь и сейчас, совершенно наплевать, на кого работать – на банкиров с Уолл-стрит, оманских шейхов или на олигархов с Новой Риги. Разница лишь в том, что в отличие от наших новоявленных бояр, власть предержащие там, продумали более или менее приемлемые правила социальной защиты своих работников. Но эта разница основополагающая.
Безусловно у них полно своих проблем и масса не решенных социальных вопросов. А у нас есть неоспоримые преимущества – ну хотя бы невероятно низкая в сравнении с ними оплата за коммуналку. И всё же сравнение уровня жизни, скажем, крошечной Австрии или горной Швейцарии с уровнем жизни в огромной Россией с её неисчислимыми ресурсами и огромным потенциалом не в нашу пользу! Так же, как не выдерживает сравнение уровень доходов граждан стран «сырьевых придатков», где нет никакой промышленности, кроме добывающей, с доходами наших людей.
Ну, да ладно, считать деньги в чужом кармане последнее дело! Самим надо зарабатывать! Но тут то вся проблема! Безусловно нет ни одной страны мира с развитой экономикой, где бы не дифференцировалась разница доходов между жителями провинции и промышленными мегаполисами. Мне доводилось видеть во Франции по дороге из Испании оставленные города-призраки с убитыми заводами, - закон рынка: убыточное производство умирает, - и доводилось бывать в безлюдных городках Италии, где доживали свой век один-два старика - здоровое взрослое население уезжало на заработки в промышленно развитые центры. Даже в США по статистике за последние десять лет, не выдержав конкуренции, закрылось более 40 тыс. предприятий. Так что Россия не исключение в плане закрытия предприятий, о чём часто вопят «всепропаденцы».
Возможно, нашей стране с её уникальным опытом планового хозяйства и государственного регулирования нужно было выбрать некую гибридную модель экономического развития, где промышленные супергиганты, построенные на деньги государства, так бы и оставались под его контролем, сохранив социальный пакет для своих работников. Такая модель не исключает рыночные отношения. Сумел заработать первоначальный капитал, как когда-то Рокфеллеры или Морганы, или получить кредиты, рискнуть и открыть собственное производство – молодец. Я не политик, не военный и не экономист, и могу рассуждать лишь как обыватель с точки зрения здравого смысла. Но даже мне очевидно, что социальные проблемы, с которыми столкнулась страна тридцать лет назад, до сих пор стоят очень остро. За тридцать лет со времен Ельцина в социальной сфере мало, что изменилось к лучшему. Низкие зарплаты бюджетников, мизерные пенсии (высшее чиновничество и представители силовых структур с их социальным пакетом не в счёт), нищенские социальные пособия – это уже притча во языцех. В номинальном исчислении доходы бюджетников вроде бы растут, а покупательская способность денег падает. Кроме того, «оптимизация» здравоохранения, неизменный рост цен на энергоносители внутри страны и соответственно рост цен на все остальное - по цепочке, хоть до войны, хоть – во время войны, и т. д и т.п. Плюс неугомонное западное зверье душит и душит Россию, и пока не получит по мозгам не успокоится.
Я не собираюсь кликушествовать или кого-то в чём-то обвинять. Ошибок было понаделано много. И сейчас самое время их исправлять – благо есть кому: умными, образованными и предприимчивыми людьми Россия богата – только не мешайте. Исправлять планомерно и методично, как долбит западненско-натовскую сволочь наша армия. Потому что из всего вышеперечисленного вытекает совершенно закономерный вопрос – что Россия может предложить своим гражданам из того, за что на смерть дерутся сейчас наши ребята, предложить, после того, когда война закончиться? Ведь хочется, чтобы они дрались не только за освобождение наших людей, но и за своё и за наше будущее, а не за благополучие тех, кто ничего не теряет на этой войне, отделываясь подачками нашим ребятам, которые рискуют своими жизнями.