Ч. 376 Лесовский устраняет все сомнения

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/03/03/1203

В Российском государственном архиве  ВМФ есть дело «По разным распоряжениям и вопросам, возникавшим секретно и конфиденциально относительно лиц, служащих в ведении кораблестроительного департамента» с грифом «секретно» (для того времени, разумеется).

Мне было интересно сравнить письмо Степана Степановича Лесовского с письмами, написанными другими людьми. Это письмо я упоминал в одной из предыдущих глав. В нём шла речь о том, что не сошлись характерами начальник Пароходного завода и его заместитель.

Лесовский, положительно отзываясь об этих офицерах, просил сохранить их для службы, для чего предлагал дать другую должность и в другом месте для заместителя так, чтобы тот не ничего не потерял при переводе.

Всем своим помощникам Степан Степанович перед отъездом в США написал отличные характеристики, правда, он и подбирал толковых людей, и при этом никогда не приписывал себе их заслуги. Во время своей службы я знал таких начальников только как исключение из общего правила.

Иначе излагал своё мнение контр-адмиралу Воеводскому контр-адмирал Иван Иванович фон Шанц: «…я решился писать к Вам, милостивый государь, секретно, потому что не знаю, где находятся, и кто такие благодетели портового начальника Свеаборгского порта,
 
и поэтому я счёл, что лучше быть  осторожнее. Но одно только да позволено будет мне ещё по секрету заметить: мне кажется вопиющею несправедливостью дать подобное прекрасное и спокойное место, как Свеаборгский или Гельсингфоргский порт
молодому богатому особе,

каков Рудаков, который в море почти не хаживал и, следовательно, в глазах морских офицеров не может иметь никакого веса, и не в состоянии дать молодым офицерам толкового совета в морском деле.

Тогда как есть люди заслуженные и известной честности, тянувшие лямку в море, и которые за величайшее счастье считали бы для себя сидеть на таком месте и пользоваться летом не только катером и гребцами, но и казённой дачей и прочим.

Словом, таковыми привилегиями, каковыми флагманы даже, когда на берегу, не пользуются. Ещё не могу себе представить, как г. Рудаков сумел настолько угодить его императорскому высочеству генерал-адмиралу, чтобы получить такое прекрасное инвалидное место.

Тогда как самый первый и даже короткий разговор с ним достаточен, чтоб узнать, что он касательно морского дела не имеет никакого понятия…».

Дмитрий Ильич Рудаков, о котором писал фон Шанц, плавал на Чёрном море, бывал в Средиземном и Адриатическом морях. Он служил и  в Охотском флотском экипаже, где командовал бригом «Кирилл» и транспортом «Иртыш», а потом, до назначения командиром Свеаборгского порта, плавал в Финском заливе.

Других подробностей об этом человеке мне выяснить не удалось. Разные люди, разные знания, разные характеры.

Лесовского в Америке осаждали разные изобретатели, тьма которых всегда появляется во время войны. Случаются блестящие изобретения, которые, например, появились в Германии во время Второй мировой войны.

Не зря страны-победительницы, СССР, США, Великобритания вывозили к себе немецких инженеров, конструкторов и образцы созданной ими техники. Но бывают среди изобретателей  и шарлатаны, аферисты, стремящиеся заработать деньги на заказе.
 
Самым настырным из тех, кто осаждал своими предложениями Степана Степановича, оказался некий Даффи, изобретатель орудия для стрельбы под водой.

Он пытался получить согласие сначала Лесовского, а затем и российского Морского министерства приехать в Россию для демонстрации своего орудия, которое предлагал использовать вместо тарана. Но Морской учёный комитет отказал в приезде американцу, сообщив, что полагается на мнение Лесовского.

Однако были и настоящие талантливые изобретатели, один из них - Джеймс Бьюкенен Идс. Он был строителем речных броненосцев для защиты реки Миссисипи.

Идс разработал систему придания угла возвышения при стрельбе из орудия и ещё ряд усовершенствований. Американец был согласен продать свой патент российскому правительству и даже соглашался поставить орудия.

Но Лесовский сразу отверг его предложение из-за несусветной цены, которую тот заломил: 300 долларов за каждый дюйм диаметра канала ствола первого поставляемого орудия и по 150 долларов за каждый дюйм диаметра канала ствола последующих орудий.

Степан Степанович умело использовал конкуренцию между строителями броненосцев, которые выкладывали ему много интересных подробностей, чтобы обойти конкурентов в получении заказов. Он сумел получить чертежи башни Идса.

Лесовский писал директору кораблестроительного департамента: «…неблагоразумно упорствовать в возгласах прежней морской школы, что всё то, что сложно, не годится на море.

Эти возгласы, или правильнее, верования людей, известных своими высокими достоинствами и важными услугами отечеству, имели когда-то свою непреложную справедливость. Но время их миновало, и в настоящую минуту не подлежит никакому сомнению, что пренебречь на флоте могучими пособиями,

предлагаемыми механикой, было бы добровольно обречь себя на преднамеренную посредственность сравнительно с другими государствами».

Отпуск Степану Степановичу отгулять не пришлось, потребовалось выяснить, как действует новая техника в боевых условиях.

Военно-морской флот северян использовался для блокады  южных портов. Правительство Линкольна надеялось подорвать экономику Конфедерации, лишив мятежные штаты возможности экспорта хлопка, табака и других товарных культур.
 
Суда с малой осадкой использовались на реках для поддержки армейских операций. Кроме того, военные корабли северян должны были уничтожать торговые рейдеры южан. И, наконец, эскадры северян блокировали портовые города.

Эта операция проводилась вдоль побережья Южной Каролины, и прежде всего против Чарльстона, второго по величине портового города Конфедерации после Нового Орлеана. Чарльстон защищали форты и батареи с тяжёлыми орудиями.

В начале апреля 1863 года произошло сражение мониторов северян с береговыми батареями и кораблями южан. В российском Морском министерстве получили сведения, что мониторы показали себя в бою не лучшим образом.

Это очень встревожило высшее руководство России, поскольку строительство мониторов шло полным ходом.

Лесовский получил приказ проверить, действительно ли мониторы не выполнили свою задачу. Капитан 1 ранга находился в местах боёв и вскоре доложил управляющему Морским министерством, что «бой под Чарльстоном помрачил достоинство мониторов только по газетным известиям. Напротив, он доказал всё несомненное их превосходство.»

Он писал, что «в течение получаса мониторы выдержали на расстоянии 200 саженей 3500 выстрелов перекрёстного огня из нарезных и гладкоствольных орудий самого большого калибра».

Все колебания строить или не строить мониторы после сообщения Лесовского были отброшены.

Краббе доложил императору и великому князю Константину, что планирует после возвращения Степана Степановича из США  «по случаю значительных и экстренных построек, которые производятся теперь в Петербургских адмиралтействах, назначить Лесовского на время капитаном над портом в Петербурге.»

Продолжение http://proza.ru/2023/03/13/900