Первая учительница

Любовь Тарасова-Горина
Дарья Константиновна Осадчая. Моя  учительница, которая была у нас классным руководителем все четыре года начальной школы.

Первое знакомство произошло, когда она пришла в наш дом, чтобы поговорить с мамой и со мной. Мне было всего шесть лет, когда родители решили отдать меня в школу. Я уже читала довольно бегло, знала счёт. Дарья Константиновна предложила маме пока не записывать меня в школу. Только в третьей четверти мне должно было исполниться семь лет, и если я выдержу каждодневные занятия в школе с утра до обеда в течение половины учебного года, тогда меня запишут в школу и внесут в списки учащихся. На том и решили. На прощанье  Дарья Константиновна, улыбаясь, спросила меня: «У кого хочешь учиться, у Марии Федотовны или у меня?». Мария Федотовна  - жена моего старшего брата, конечно, я бы хотела учиться у нее. Но нельзя  же было  обидеть Дарью Константиновну, и я, как прирожденный дипломат, понурив голову, прошептала: «У вас». И все засмеялись.

Каждое утро мама будила меня словами: «Люба, в школу пойдешь?». Поднимаясь с ещё закрытыми глазами, я тёрла их ладошками спросонья и всегда отвечала: «Пойду...».  Стойко проучилась всё первое полугодие и после новогодних каникул меня, наконец, записали в школу.

Дарья Константиновна была строгой учительницей. Даже одежда у неё была строгая. Она постоянно носила свою «школьную форму» –  женский костюм, состоящий из юбки и пиджака.  Под пиджаком всегда была белая блузка. Я не помню её в платье.  Не помню  и её повышенного тона. Если даже она была кем-то недовольна,  голос  не повышала, а выговаривала спокойно, строго, внушительно.  Мария Федотовна любила называть меня Любушкой-голубушкой, так и называла все годы и в детстве, и в юности, и в пору моей взрослости.  У Дарьи Константиновны это слово звучало совсем по-другому. Однажды мне за что-то досталось от нее, и обиднее всего  было услышать: «Нет уж, голубушка, так не годится...». Мне почему-то подумалось, что она так назвала меня только потому, что я Любушка. Если бы у меня было другое имя, она бы не стала меня называть голубушкой. Я тут же невзлюбила своё имя.  Но не раз услышав, как она называет голубушками и голубчиками всех провинившихся, я успокоилась.

Однажды с утра  мы не дождались  своей любимой учительницы. После звонка в класс зашел кто-то из других педагогов и сообщил, что Дарья Константиновна заболела и уроков не будет.  Никто не обрадовался, все притихли. А потом кто-то из ребят предложил пойти к ней домой, проведать. Так и посыпались  всем классом из старенькой деревянной школы на соседнюю улицу, где жили Осадчие. Дарья Константиновна  приветливо встретила нас в дверях и тут же приветливо выпроводила, пообещав, что скоро выздоровеет. Просто она беспокоилась за нас, что мы можем подхватить её «простудную» болезнь, скорее всего у неё был грипп. Мы разбрелись восвояси. Не помню, дали нам другую учительницу на время или нет, но помню, как Дарья Константиновна замещала своих заболевших коллег. Нас просто «уплотняли»,  каким-то образом в одном классном помещении умудрялись одновременно учиться два класса, и учительница попеременно давала задания  и тем и другим. Иногда она приводила в класс младшего сынишку, по-моему, его звали Гена, и ему было года четыре,  усаживала за первую парту,  и он все уроки усердно  рисовал. Изредка поднимал руку, чтобы что-то спросить у мамы.

Восьмого марта, в женский праздник,  многие из нас принесли подарки Дарье Константиновне. У кого что было. Причем это были подарки не от родителей, а от самих учеников – кто во что горазд.  Я, например, не найдя в доме ничего подходящего, завернула в газетный лоскуток коробочку  с зубным порошком, недавно распечатанную,  что стояла возле умывальника. Вот и хорошо, что она почти полная, решила я.

На всех переменах дежурные всегда бдительно следили, чтобы в классе никто не оставался, все должны были выходить в коридор, а класс проветривался. Когда уроки закончились, и все стали собираться домой, каждый  обнаружил в своем портфеле собственный «подарок». Дарья Константиновна помнила, кто  и что ей преподнес,  на последней перемене рассовала все подарки по  сумкам. С тем и ушли по своим дворам.

Наша семья жила на улице, прозванной  Гусиновкой , с этой улицы до центра села мы ходили через небольшой лесок протоптанными тропинками. Ходили мы в школу  всегда группой, ребятня на нашей улице была на редкость дружная. Старшеклассники обычно помогали младшим,  опекали их. Всей уличной толпой мы ходили не только в школу, но и из кино, поскольку после сеанса на улицах было уже темно, а фонарей в селе не наблюдалось. Вот и пробирались по тропинкам до дому в кромешной тьме.

 В этом лесочке в весенних апрельских лужах нередко таился коварный лед, на  котором в одно прекрасное утро я поскользнулась и  изрядно искупалась в холодной воде.  Петя Люличкин помог мне подняться и отправил домой переодеваться.

– Я скажу Дарье Константиновне, что случилось, –  пообещал он.

В школу я пришла, когда шел уже второй урок. Когда  открыла дверь класса, Дарья Константиновна только кивнула, продолжая что-то рассказывать. Значит, Петя и правда предупредил её о моем несчастном падении. После этого случая Дарья Константиновна  несколько дней подряд мимоходом щупала мой лоб: не заболела ли.

 В первый день учебного года в классе учительница рассаживала  детей по своему усмотрению. Все четыре года она  садила меня за одну парту с  Любой Горчаковой. Потому мы с ней и подружились до самого окончания школы. А когда начальная школа закончилась, мы стали пятиклассниками,   нам в классные руководители определили молодую учительницу, приехавшую после окончания  пединститута,  Анну Наумовну Хаскину. Ей тоже предстояло нас рассадить по партам. И во время этого действа вдруг открылась дверь, вошла Дарья Константиновна и, извинившись, предложила свою помощь, поскольку очень хорошо знает «своих» детей и  их взаимоотношения.  По-моему, Анна Наумовна даже обрадовалась. Но к появлению Дарьи Константиновны она уже успела посадить нас с  Любой Горчаковой вновь за одну парту. Тут Дарья Константиновна вдруг возразила: «Этих девочек надо рассадить, они будут разговаривать все уроки...».И нас с подружкой разделили.Больше мы никогда вместе не сидели.

Через некоторое время Осадчие уехали в  другой район. С тех пор мы Дарью Константиновну не видели. Когда готовились к выпускному балу, попросили  своих учителей пригласить её к нам на праздник. Но она так и не приехала. Причина нам неизвестна.
                10 марта 2023
На снимке: Наш четвертый класс.