А. С. Бакаев создатель порохов и зарядов для Катюш

Александр Смирнов 83
 
Александр Семёнович Бакаев, видный учёный и инженер, создатель ракетных порохов для зарядов систем залпового огня "Катюша" и артиллерийских снарядов, технологии их массового непрерывного производства, внёс огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Он также подготовил и воспитал большое количество учёных-ракетчиков в области порохов для двигателей ракет различного направления. 22 июня 2020 года исполняется 125 лет со дня его рождения.

Он родился 10 (22) июня 1895 года в Гродно (ныне – Беларусь), в семье офицера– дворянина.
Его отец, кадровый военный, получив дворянство за личную храбрость и боевые заслуги, погиб затем в русско-японской войне.  Поэтому его сына приняли на казенный кошт в 3-й Московский кадетский корпус. Проявив  способности в науке, Александр заслужил приёма в Михайловское артиллерийское училище.

Но не довелось ему там доучиться.  Два года спустя, в сентябре 1914-го, он был досрочно произведен в подпоручики и отправлен в действующую армию: месяцем раньше Россия вступила в первую мировую войну.
Все три года войны он находился в действующей армии – в полковой артиллерии и проявил себя как человек большой личной храбрости. Об этом свидетельствуют его семь боевых орденов России, в том числе солдатский Георгиевский крест, ордена Св. Анны трёх степеней, Св. Станислава двух степеней,  Св. Владимира 4 степени. За отличие в боях в  начале 1917 года А.С.Бакаев был произведен в чин капитана. В дальнейшем все свои военные ордена ему пришлось продать, чтобы содержать свою семью в голодные послевоенные годы, но Георгиевский крест он сохранил и носил его наряду с орденами, полученными в советские годы.

Позднее в своей автобиографии он напишет об этом периоде своей жизни как всегда просто и немногословно: «Принимал участие во многих боях, большей частью заведуя командой разведчиков, а затем в качестве старшего офицера батареи».  В декабре 1917 года демобилизовался по ранению и в гражданской войне участия не принимал.
 В 1919 году поступил на техническое отделение Михайловской артиллерийской академии, которую окончил в 1922 году по первому разряду.

 С 1923 года А.С.Бакаев начал работу в НИИ–6 (ЦНИИХМ), образованном из исследовательских подразделений Охтинского завода взрывчатых веществ и порохов в городе Петрограде. В 1926—1930 годах - начальник отдела взрывчатых веществ, затем начальник порохового отдела Центральной научно-исследовательской лаборатории № 84 Военно-химического треста ВСНХ СССР на Охтинском заводе. Руководил работами по созданию баллиститного пороха и налаживанию его промышленного производства.
 
В течение двух лет, с 1926 по 1928 год, он разрабатывал баллиститные пороха. С этого времени работа в области баллиститных порохов стала главным делом жизни Александра Семеновича. Одновременно он занимался подготовкой научных и инженерных кадров, будучи с 1927 по 1930 год   доцентом Ленинградского университета, затем — преподавателем Артиллерийской академии.


Решение посвятить себя науке и технологии баллиститных порохов пришло к Бакаеву под влиянием творческих встреч с Сергеем Александровичем Броунсом – ярким представителем пороховой науки России конца XIX и начала XX веков, создавшим теоретическую базу и предложившем схему  производства баллиститных порохов. А.С.Бакаев, приняв эстафету, в дальнейшем всю жизнь занимался разработкой первых отечественных ракетных баллиститных порохов,  созданием и внедрением технологии и оборудования для его серийного производства. Первый образец баллиститного пороха был разработан в 1928 году, и уже в 1929 году порох был принят на вооружение армии под индексом НГ. Далее появились составы НГВ и упрощенный состав "Н" с техническим динитротолуолом, который в дальнейшем широко применялся в ракетных системах «Катюши».

Однако в 1930 году он  был арестован органами ГПУ по доносу и необоснованному обвинению. 28 июня 1931 осужден коллегией ОГПУ по статьям 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 10 годам заключения в концлагере. Заключение отбывал, работая по специальности в особом военно–техническом бюро ОГПУ. Здесь он продолжал исследования по совершенствованию баллиститных порохов совместно с   известными учеными —  А.В.Сапожниковым,  М.Ю.Лурье и другими. В 1934 году он был досрочно освобождён, а в 1935 году назначен помощником главного инженера Всесоюзного порохового треста.

В 1934—1937 годах  А.С.Бакаев - главный инженер по порохам Военно-химического треста, начальник технического отдела – заместитель главного инженера Всесоюзного порохового треста НКОП СССР  и одновременно заведующий кафедрой № 2 (химии и технологии высокомолекулярных соединений) специального факультета МХТИ имени Д.И. Менделеева.

Три года, проведенные Бакаевым на свободе до следующего ареста, были посвящены научно–исследовательской и организационной работе, которая в значительной мере определила направления развития пороховой промышленности. Именно в эти годы он наметил пути перехода в производстве пороха от периодически действующих гидравлических прессов к непрерывно действующим шнековым прессам. Ведь одно дело создать что-то новое и очень нужное для обороны, и другое, не менее важное - создать безопасную технологию и целую цепочку взаимосвязанного оборудования для массового промышленного производства нового эффективного вида боеприпасов.

В 1936 году по заданию Бакаева был спроектирован и изготовлен первый опытный образец шнек-пресса. Производительность его была невелика — десять килограммов пороховой массы в час, но именно этому аппарату суждено было стать родоначальником целого семейства прессов различного назначения: отжимных, гомогенизаторов, формующих. В процессе работы, выполняемой впервые в мире, возникли серьёзные трудности, связанные с взрывоопасностью производства, низким качеством сырья – коллоксилина, слабой подготовкой персонала, отсутствием технологических регламентов. Поэтому в дальнейшем  на всех фазах производства были внедрены технологические регламенты и обеспечено их строгое соблюдение, повышена производственная дисциплина, организовано обучение персонала, что обеспечило резкое снижение аварийности и технологического брака на всех фазах производства, значительно повысилась производительность труда.

13 декабря 1937 года А. Бакаева вторично арестовали и снова по ложному обвинению и осудили по 58–й статье к десяти годам заключения в исправительно–трудовых лагерях.
 
Таким образом, судьба Бакаева была не из лёгких. Но он никогда не паниковал и не сдавался, не затаил злобы и ненависти. В любых условиях он продолжал упорно работать и творить на оборону страны. Политикой он никогда не занимался, не был диссидентом, но и в партию никогда не вступал.

Под руководством Бакаева группа ученых в условиях заключения занималась созданием непрерывной технологии баллистических порохов с использованием шнек–прессов. В годы войны использование этой технологии позволило резко увеличить выпуск зарядов для «КАТЮШ» и ствольной артиллерии, которые впервые с большим успехом были применены в боях под Вязьмой, а затем во всё больших масштабах  и на всех других фронтах Отечественной войны, включая сражение под Курском, наводя панический страх на немцев. Немецким учёным, несмотря на высокий уровень химической промышленности в Германии, так до конца войны и не удалось создать подобных зарядов. В Катюшах главным был именно заряд, обеспечивший дальность полёта, кучность, точность попадания и масштабы поражения.

Шесть долгих лет  своего заключения он провел в ОТБ–6, ОТБ–98 и ОТБ–512 ОГПУ в качестве главного инженера.  Здесь он успешно завершил и внедрил на заводе № 98 и опытном заводе № 512 (ныне ФЦДТ «Союз») шнековую технологию производства баллиститных порохов. Жизнь показала, что это был подлинный технический переворот в пороходелии, который привел к радикальному снижению опасности производства и увеличению в десятки раз производительности труда. На базе проведенных исследований под руководством Александра Семёновича разработаны проекты и построены на заводе № 6  - опытный цех, а на заводе № 59 — цех валового производства баллиститных порохов мощностью 5000 тонн. С пуском в эксплуатацию этого цеха в стране была создана новая отрасль промышленности -  валовое производство порохов баллиститного типа. Решающая заслуга в этом принадлежала Александру Семеновичу Бакаеву.
 
За разработку и внедрение шнековой технологии производства баллиститных порохов А.С.Бакаев в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного знамени и досрочно освобожден с группой репрессированных учёных из заключения со снятием судимости, затем награждён орденом Красной Звезды. Однако полная реабилитация произошла 8 июня 1957 определением военной коллегии Верховного Суда СССР.

В годы войны по технологии, разработанной им, в исключительно короткие сроки было построено шесть новых заводов баллиститных порохов, которые выпустили более 117 тысяч тонн этих порохов. Одних только зарядов для ракетных систем «Катюша» было выпущено 14 миллионов комплектов, в том числе 550 тысяч на опытном заводе № 512.

За выдающиеся достижения в области разработки баллиститных ракетных порохов, создание высокопроизводительного оборудования и  шнековой технологии   производства баллиститных порохов и зарядов  в военные годы в 1946  году ему с группой сотрудников присуждается Сталинская премия.  В 1947 году за работу по совершенствованию этой технологии он вторично был удостоен Сталинской премии.   

 А.С.Бакаев активно способствовал тому, что Опытный завод № 512 в 1947 году был реорганизован в научно–исследовательский институт № 125;  с 1947 по 1955 год Александр Семенович работал заместителем директора института по научной работе. В 1947–48 годах в основном были завершены экспериментальные работы, которые позволили НИИ–125 совместно с институтом ГСПИ–6 разработать проект первого в мировой практике непрерывного на всех фазах автоматизированного производства баллиститных порохов. По разработанному проекту в 1953 году была пущена в эксплуатацию в городе Каменске первая очередь такого производства.

Параллельно с основной работой А.С.Бакаев всю жизнь был связан с преподавательской деятельностью, которой начал заниматься ещё в молодые годы. В декабре 1934 года он был приглашен в МХТИ им. Д. Менделеева, где организовал пороховую кафедру, которую возглавлял до второго ареста.  Вернулся Александр Семенович на кафедру через 12 лет — в 1949 году и с этого времени начался период интенсивного развития кафедры. Был создан монолитный, деятельный и дружный коллектив преподавателей, сумевший разработать оригинальные учебные программы, лекционные курсы и учебники.  Обладая обширными фундаментальными знаниями, А.С.Бакаев всегда придавал огромное значение вопросу подготовки кадров для отраслевой науки и промышленности.
В 1947 году он был избран членом–корреспондентом Академии артиллерийских наук СССР, а в 1949 году он защищает докторскую диссертацию. А ещё через год его утвердили в звании профессора.
 
Именно в это время создается научная школа А.С.Бакаева. Под его руководством подготовлен огромный отряд высококвалифицированных специалистов–пороходелов, докторов и кандидатов наук. Многие ученики Александра Семёновича возглавили научные институты, лаборатории, заводы, отдельные производства и, в конечном итоге, вывели нашу промышленность на уровень, значительно превышающий мировой. Среди его учеников 27 лауреатов Ленинской и Государственной премий СССР. В их числе и первый выпускник кафедры Б.П. Жуков, ставший действительным членом Академии наук СССР, и Н.А. Кривошеев — член–корреспондент АН СССР.

 Развитие работ А.С Бакаева наиболее сильно продвинулось вперед в 70–80–е годы, когда возникли тесные творческие связи кафедры № 42 с ведущими институтами отрасли. Воспитанник Артиллерийской академии — одного из старейших учебных заведений страны — Александр Семёнович  Бакаев принес в Менделеевский институт не только богатый опыт работы в промышленности, но и традиции крупнейших российских ученых. С учётом его огромного вклада в Победу, дальнейшее развитие технологии производства ракетных порохов и подготовку научных кадров он был награждён орденом Ленина. Но всегда на официальных мероприятиях наряду с орденами советского времени на его груди располагался Георгиевский крест.

Огромная эрудиция, исключительная глубина и острота мысли были характерными чертами этого выдающегося ученого и педагога.

 Его лекции были настолько увлекательными, что студенты тех лет считали большой потерей пропуск хотя бы одной из них. Лекции проходили как единый миг — терялось ощущение времени. Александр Семенович очень любил музыку, литературу, театр, отлично разбирался в живописи, сам рисовал картины. Большинство своих картин он подарил городу Дзержинскому, где он жил в течение многих лет.

В нём органично сочетались глубокие знания и культура, уважение к окружающим. Это был благородный, истинно интеллигентный, обаятельный, очень скромный и демократичный человек.

Судьба не была благосклонна к А.С. Бакаеву. Казалось бы, что тяжелая жизнь должна была его ожесточить, сделать суровым и мстительным. Однако, он никогда не держал камня за пазухой, был открытым, честным и продолжал, после многолетнего заключения, так же верно служить Родине, как это делал с юных лет. Личная храбрость и мужество помогли ему вынести тяжелые жизненные испытания. Ярким примером может служить то, как он отстаивал теоретически и практически идею создания непрерывного автоматизированного способа производства порохов вопреки мнению многих авторитетных ученых.

После полной реабилитации ему дали возможность ознакомиться с собственным личным делом и он, наконец, узнал фамилии тех, кто писал на него доносы. Это были люди, с которыми он работал и которых очень уважал. Он сказал, что не держит на них зла и даже жалеет их.

Жизнь Александра Бакаева является одним из наиболее ярких примеров честного и беззаветного служения Отечеству, несмотря на то, что само Отечество не баловало этого человека. Александр Семенович хорошо понимал это и, тем не менее, для него не существовало вопроса «что делать?». Он делал то, что считал полезным и нужным для Родины.

В память о знаменитом земляке в нашем городе Дзержинском, на доме № 25 по улице Бондарева, где более двенадцати лет жил Александр Семенович Бакаев с женой и сыном, установлена мемориальная доска.
С 1956 года жил в Москве. Умер 10 июня 1977 года. Похоронен в Москве на Хованском кладбище.

Сын Александра Семёновича, Виктор, учёный-физик, с женой и двумя сыновьями, один из которых также учёный,  другой – программист, живут и работают в США.  Он выехал из России в начале девяностых работ, когда многие учёные лишились работы. Они с женой после выхода на пенсию  мечтают вернуться на Родину, так как, в отличие от своих детей, не смогли по-настоящему адаптироваться к американской жизни.
 
В начале своей работы молодым специалистом в НИИ-125 я встречался с Александром Семёновичем. В своей публикации я использовал информации из разных источников, в том числе  выдержки из публикаций Бориса Громцева,  Виктора Дудко,  из интервью журналистки газеты «Угрешские вести»  Светланы Зайцевой, из Википедии и других.
  Продолжение: Академик Б.П.Жуков. Чем знаменит. Страницы биографии
      http://www.proza.ru/2019/12/15/28