Записки-рыболова любителя. Гл. 944-945

Намгаладзе
944

Ф е в р а л ь  2 0 2 3  г.

1 февраля.  С утра продолжил чтение «Иисуса» Юлии Латынина, раздражаясь на её безапеляционность и неудержное цитирование источников, которые сама автор считает либо недостоверными, либо заведомо ложными. Разумеется, мне захотелось почитать отзывы об этом опусе, и я пошёл в интернет. Там я нашёл отзыв на предисловие Латыниной, написанный директором Музея истории евреев в России Сергеем Устиновым. Отзыв вполне разгромный и соответствующий моему впечатлению от «Иисуса», а заканчивающийся следующими словами: «Но, братцы, это же Латынина! А Латынина – это всегда увлекательно, соглашаешься ты с ней или нет».
Но дальнейшее чтение в интернете, в частности, библеиста Глеба Ястребова, почти напрочь отбило у меня желание продолжать чтение Латыниной. Вот из-за этого почти, я, возможно, её ещё и почитаю, всё-таки формат у книги удобный для чтения лёжа на диване.

В качестве насадки для завтрашней рыбалки я вернулся к тигровой креветке и купил для эксперимента несколько куриных желудков, рекомендованныъх мне как-то в магазине «Рыболов» на Токарева.

2 февраля. Куриные желудки я сразу выкинул, поскольку поклёвок на них не было. На креветку хреново, но поклёвывало, однако держалась на крючке она плохо, и я вытащил всего одну рыбку. Практически не клевало и у остальных, причём количество рыбаков заметно уменьшилось. Палаток типа «куб» вообще не было видно, только штуки три «зонта».
Но, когда я вернулся домой, Сашуля сообщила, что в О’КЕЕ появились живой карась и мороженая корюшка. Я воспрял духом и попросил жену купить мне и того, и другую для завтрашней рыбалки, надеясь на безусловный успех.

3 февраля. Но надежды и в этот раз не оправдались. На свежего карася долгое время поклёвок вообще не было, пока я не попробовал одной удочкой ловить «сверху», то есть прямо из-подо льда, на глубине в метре от его поверхности. И тут же поймал одну крюшку, но у меня сразу спутались поводки на этой удочке, и пока я с ними разбирался клёв «сверху» прекратился. Стандартный клёв «со дна» возник только около 11 часов, когда я полностью обновил наживку на всех крючках и поймал три корюшки на удочку Серёги Андреева. Но тут я крепко спутал лесу на ней, и этим всё закончилось.

Итого у меня стало 4 сегодняшних и 1 вчерашняя корюшка, к которым Сашуля добавила 3 замороженных корюшки, и я, наконец съел свою обычную вечернюю дозу рыбок. Оставшиеся кусочки карася я положил на всякий случай в морозильник, поскольку в выходные ехать на «яму» не собирался.
После рыбалки и ужина я перевёл на английский язык текст абстракта для Апатитского семинара, написанный по-русски Серёжей Парфёновым, и отправил его в Мурманск.

4 февраля. Утром я получил от Бори найденые им позорные ошибки в моём вчерашнем переводе, сделанном наспех. Пришлось исправлять их и отправлять текст абстракта в Апатиты. Заодно вместе с Борей отвергли Серёжину версию тезисов по использованию новой модели Нусинова солнечного излучения как непроверенную.

Сашуля этот день посвятила посещению в Питере «К Gallery», расположенной на Фонтанке напротив Цирка, в которой проходит выставка «Мирон Шерлинг. Юрий Анненков. Борис Григорьев. Петербург – Париж». Сашуле понравилось.

В О’КЕЕ я прикупил на вечер 15 замороженных корюшек, которых я почистил, а Сашуля пожарила. Их я с удовольствием съел, но понял, что пора делать перерыв в вечернем поедании корюшки.

5 февраля. Изучал по интернету правильную разделку карася для наживки на корюшку. Оказалось, что всё делается не так, как я обычно делаю, а много чище и продуктивнее. Потом Петя Гавриленко позвонил, отчитался о проделанной работе, расспросил меня про палатку и про корюшку, я раасказал о своих «успехах» в этом деле. Затем я сходил за свежим карасём и положил его по новой технологии в морозилку, чтобы облегчить его обработку потом.

Юлию Латынину я прекратил читать. Она писала про Христа для себя, пусть же сама это сочинение и читает. Я же ничего нового для себя из её дилогии не узнал вдобавок к Косидовскому и Ренану, или к трилогии Мережковского «Христос и Антихрист», увы!
Вернулся к чтению «Отеля» Артура Хейли, невзирая на неудобные большие размеры книги, включающей ещё и «Аэропорт» того же Хейли.

6 февраля. Утром я зашёл на сайт Фейгин.Лайф и обнаружил там Виталия Портникова в качестве партнёра Фейгина вместо привычного Алексея Арестовича. Портников произвёл на меня очень хорошее впечатление спокойными, вдумчивыми, отчётливыми, аргументированными ответами на вопросы Фейгина, рисующими многовариантную, но в целом безрадостную картину будущих перспектив Украины, Грузии, Молдавии и России.

Затем с помощью Сашули устраняли ошибки в нумерации двух последних глав моих «Записок рыболова-любителя», которые сначала нужно было найти, а потом исправить.
Сильное землетрясение в Турции, которому почему-то радуются россияне. Украина предлагает помощь спасателями.
Вечером карася готовил по новой технологии и смотрел по интернету как корюшку сотнями ловят в районе Ушково.

7 февраля. Ловил на яме. Начал пробовать «сверху», то есть из-подо льда. И сразу пошли поклёвки, шесть корюшек поймал. Потом затихло и сверху, и со дна. Около получаса никакого клёва не было, а потом пошли поклёвки со дна. Карась и старый, и новый работали одинаково, важно было, как обычно, обновлять его своевременно, когда кусочки бледнеют и теряют свой тёмный цвет.
Даже в полдень у меня ещё были поклёвки. В час дня я стал складывать снасти, и когда осталась одна лунка с удочкой, на ней заклевало, и я вытащил последнюю корюшку. Она оказалась девятнадатой – две моих дозы. Я понял, что в принципе, если продолжить ловлю, можно поймать и ещё. Но я решил не жадничать и не мордоваться, поскольку уже устал. Народу на льду, кстати, было мало: один куб помимо моего и два зонта. Разочаровались, похоже, рыбаки в яме.
На даче я запихал в рюкзачок свои драные рыбацкие штаны для ремонта дома Сашулей, и она засунула их для начала в стиральную машину, чтобы потом латать прорехи на чистых ватных брючинах. Домой я принёс также три удочки для распутывания.

В Турции и Сирии второй толчок в развитие вчерашнего землетрясения.
Поздравили Свету Лукину, Ромкину жену, Милочкину невестку с первым юбилеем – ей исполнилось 50 лет.
За ужином наконец-то съел свою дозу (10 штучек) жареной свежевыловленной корюшки с варёной картошкой, и 9 отложил в морозилку на будущее.

8 февраля. Явлинский отчебучил свою обычную страусиную позицию, как бы пацифистскую, а на самом деле демагогическую и откровенно пропутинскую. Давайте, мол, прекратим огонь, ведь люди же гибнут! А где же ты раньше-то был, козёл? Нашёл время! Ему надо Путину срочно помочь, а то Россия проиграет.
Фейгин с Крашенинковым эту тему утром нельзя сказать, что обсуждали, поскольку там и так всё ясно, просто издевались над Явлинским, всё ещё мечтающим вокруг себя оппозицию объединить, да как-то не получается. Слишком уж откровенным пропутинцем Явлинский наконец-то стал.

Сегодня исполнилось 11 лет Милочкиному младшему внуку скрипачу Саше, который на два с половиной месяца старше нашего Мёрфельденского внука Ванечки. Его Альбина в музыкальной школе помимо класса фортепиано записала и в класс скрипки, так что второй скрипач будет. Наш Ваня не протестует, хотя считается, что его кроме футбола ничего больше не интересует.

Пока Сашуля чинила мои рыбацкие штаны, я распутал свои удочки, а потом отнёс их и отремонтированные штаны в гараж, а оттуда сходил в О’КЕЙ за карасём и в «Пятёрочку» за пополнением моего спиртного запаса. Затем почитал «Отель» Артура Хейли и с трудом оторвался, чтобы вернуться к ноутбуку и стационарному компьютеру.

В интернет новостях узнал, что число погибших от землетрясений в Турции и Сирии превысило 9 тысяч человек. В Турцию прибыли украинские спасатели. Зеленский прилетел с визитом в Лондон.

9 февраля. Утром потащил своё корыто с палаткой на яму против довольно сильного ветра, а потом долго устанавливал свой куб, поскольку из-за того же ветра пришлось все растяжки укрепить ввёртышами. Ну, а в самой палатке бурить лунки и сидеть с удочками было вполне комфортабельно.
Я начал ловить сначала из-подо льда и поймал две корюшки, но параллельно поставил и Серёги Андреева удочку на лов со дна. И на ней тоже заклевало. Вскоре клёв сверху прекратился, и я опустил ко дну мормышки первой удочки, а заодно поставил третью удочку тоже у дна. И процесс пошёл.  Ухудшало дело только частое спутывание поводков из-за близости лунок и дрыгания пойманных корюшек.
В полдень я закончил ловлю из-за того, что у меня все мои шесть удочек стали неработоспособными. К этому времени я поймал 29 корюшек (3 моих дозы), установив тем самым рекорд нынешнего сезона. Сашуля пригласила Любу на жареную свежую рыбку, и они вдвоём съели 10 штучек, а я один съел столько же. А распутывание удочек получилось только для одной из них, остальные отложил на следующий день. То же я сделал и с пришедшим письмом Любы Барановой и Серёжи Авакяна.

10 февраля.
Утро я начал с письма Любы и Серёжи, в котором они попросили прислать экземпляр моей Кембриджской монографии. Пришлось ограничиться только её pdf-копией, поскольку за печатными экземплярами мне самому нужно ехать в Кембридж. Но и этой копии Серёжа очень обрадовался и прислал благодарственное письмо.
На улице снежный буран, а я удочки распутывал. Дело очень медленно, но шло.

11 февраля. День свадьбы Альбины и Мити. После вчерашнего бурана погода чудесная установилась. Я, закончив с удочками, пошёл на дачу, чтобы разложить их по карманам своих рыбацких портмоне, с Ухтамом по телефону пообщался. А Сашуля выводила Любу погулять по лесопарку, примыкающему к её дому.

Арина уехала в Люксембург на соревнования по художественной гимнастике, а у Вани со скрипкой дела неплохо идут, и он прекрасно прочитал вслух стихотворение Андрея Усачёва «Цирк», с выражением и размахивая руками. Вечером отметили день свадьбы нашего сына с Альбиной.

Президент Украины Зеленский побывал в Лондоне и Париже, пообщался там с великими мира сего, которые в очередной раз покормили его обещаниями поддержки. А в Киеве прошёл саммит Украина-ЕС, где обсуждались перспективы вступления Украины в Европейский Союз.

12 февраля. В результате землетрясений в Турции и Сирии погибли более 20 тысяч человек, более 26 млн пострадали.
Погода с утра была морозная, минус 8 градусов, а к полудню температура воздуха поднялась до минус 3 градусов, оставаясь солнечной. Я сбегал, как и планировал, в Дубки к устью Шипучки посмотреть, что там делается.  Воды оказалось много, вся она покрыта гладким, незаснеженным льдом, вроде бы толстым, однако рыбаками там и не пахло. На обратном пути купил в О’КЕЕ карася для завтрашней рыбалки.

Долго разбирался с днями рождения детей Юли Шаповаловой, даты которых я где-то записал, а где – не мог найти. Пришлось просматривать все главы моих «Записок рыболова-любителя», из которых я выяснил, что я уже пропустил день рождения Ирины (10 января), которой исполнилось 15 лет. По совету Сашули я решил объединить пропу щенный день с днём рождения старшей Любы (8 апреля) и сообщил об этом Юле, чтобы она объяснила ситуацию дочерям.

13 февраля. Приехал к эллингам первым в 6.00, народу никого. Поставил свой Логан, переоделся, тут какая-то машина подъехала. Из неё вылезла знаменитая баба Зоя и запричитала: - Ой, боюсь, не выйдем мы на лёд, вчера вечером воды очень много к берегу нагнало!
А сама подхватила корыто и помчалась к заливу. Я подождал, чтобы посмотреть, вернётся ли она или нет. Она не вернулась, значит, прошла, а я не посмотрел, в каких она сапогах.  Если в болотниках, то ей пройти не проблема, а мне и остальным в обычных резиновых сапогах – никак. И никто более у эллингов не появился. Я не стал испытывать судьбу в одиночку, снова переоделся и уехал на дачу.
Дома я положил карася в морозилку и попил горячего чаю из термоса со сладким печеньем. На завтра Гисметео даёт хороший прогноз погоды, попробуем повторить попытку.

Тем временем я решил навести порядок в своём ноутбуке, но с некоторыми файлами у меня ничего не получалось в части размещения их в интернете на Триподе даже с помощью Сашули. Пришлось к Пете Гавриленко обращаться. Это делу помогло, что позволило мне продолжить чтение «Отеля», в котором детективная интрига закручивалась всё туже.

14 февраля. Я приехал к эллингам полшестого, вторым, но вскоре стали появляться и другие рыбаки, в том числе баба Зоя, которая быстро убежала на лёд. Я решил у эллингов не задерживаться и тоже пошёл по нахоженой дороге. И проскочил яму по собственной глупости, ориентируясь на какие-то далёкие огоньки и не обращая внимания на старые лунки, которые начинаются сразу за камнем, и на время, затраченное на дорогу (больше 35-ти минут никак не должно было пройти).
Дойдя до большой трещины, я понял, что давно пора поворачивать назад. Найдя, наконец, яму, я установил палатку и как бы начал ловить рыбу. Но клёва не было ни с верху, ни со дна. Кое-как я вымучил 4 корюшки и несколько поклёвок не смог подсечь. У остальных тоже практически не клевало. Зато спутал я почти все свои удочки.

15 февраля я удочки распутал и понёс на дачу, чтобы разложить их на положенные места. Иду себе по дороге между Ново-Гагаринской и Гагаринской улицами по правой стороне и вижу машины ДПС с мигалками разбирают какое-то ДТП вблизи выезда на Гагаринскую улицу. И тут меня сзади сбивает машина. Я упал на колени у её правого переднего крыла, сам поднялся, опираясь на машину, и сказал, что со мной всё в порядке. Оказалось, однако, что я поднялся с каким-то странным растяжением сухожилия между большим пальцем правой ноги и остальной стопой, не позволявшим мне полноценно ступать на подошву правой ноги. Дома намазал ушиб Фастум-гелем, но боль пока не проходит, а я завтра на рыбалку собираюсь. Ну, как это называется?

16 февраля. Однако вечерняя доза алкоголя и трёхкратное намазывание ушиба Фастум-гелем сделали своё дело, и к утру боль практически прошла. Я отправился на рыбалку, не взирая на гневные обвинения Сашули в моём сумасшествии: - Вечером ещё от боли орал, а сегодня на лёд собрался!
До дачи я дошёл всё же оберегая правую ногу и стараясь не наступать на левую сторону правой ступни. А по льду в рыбацких сапогах с вкладышами я и вовсе успокоился и никакой боли не чувствовал. Поначалу и клёв был неплохой, я поймал пару корюшек из-подо льда и шесть штук со дна. А с десяти утра как отрезало, и я час сидел без клёва. Лишь в двенадцатом часу какой-никакой клёв возобновился, и я поймал ещё четыре корюшки, итого двенадцать штук, чуть больше моей стандартной дозы.

17 февраля. Дочитал я, наконец, «Отель» Артура Хейли. Чтение, как обычно, увлекательное, но понравилось мне всё же меньше, чем другие его произведения, большей надуманностью, ненужностью целых сюжетных линий. Но апология профессиональной ответственности восхитительна! Такие писатели и привели, в конечном итоге, к сегодняшней гегемонии США.
От Хейли я перешёл к чтению книги Леонида Аринштейна «Косая мадонна и резвая мышь. Рассказы о Пушкине», подаренной нам с Сашулей под Новый год Альбиной и Митей. Это очаровательные рассказы о поисках Пушкиным будущей жены, которые читаются очень легко. С усилием заставил себя отложить их, чтобы хоть немного позаниматься заброшенным грузинским языком, что надо делать на самом деле регулярно.

18 февраля. Давно я не смотрел «Спорт-Экспресс», но ведь 3-го марта уже первенство РПЛ возобновится, а 25 февраля ульяновская «Волга» принимает «Зенит» в матче ; финала Кубка России. 5 марта «Балтика» принимает СКА-Хабаровск в 1-й лиге. Основные новости, которые я выяснил, состоят в следующем.
«Зенит» покинул Ловрен, но ожидается летом приход Ренана. Дзюба ушёл в «Локомотив», Александр Кержаков возглавил 10-ю команду чемпионата Кипра. «Зенит» на сборах в Эмиратах всех громил, но последнюю встречу с лидером чемпионата Ирана «Сепаханом» «Зенит» проиграл 0:2 без шансов.
 
Я получил сегодня интересное письмо.

Здравствуйте, Александр Андреевич!
Пишет Вам одноклассник Вашей сестры Любы Токмаков Георгий. Извините за беспокойство, но я просто хочу уточнить: с Толей Аксёновым это произошло в мае 1963 г.  В апреле 1963 г. у нас в классе умер Юра Артёмкин и, когда мы хоронили Юру, Толик, стоявший рядом со мной, пробормотал ни к кому не обращаясь: "И ВСЁ ЗАКОНЧИТСЯ".  Это всплыло в памяти, когда я читал Ваши "ЗАПИСКИ". Ещё раз извините за беспокойство.
                ТГС   
Я ответил ему.

Здравствуйте, Георгий!
Спасибо за Ваше письмо. Ваше уточнение по дате самоубийства Толи Аксёнова, которое произошло не в 1962-м, как написано у меня в "Записках", а в 1963-м году, несомненно правильное, поскольку это случилось именно в Вашем классе. Моя сестра Люба живёт недалеко от меня в Сестрорецке (Петербург), но она страдает деменцией и мало, что помнит. 
Вам же я очень благодарен и обязательно размещу в интернете Ваше уточнение.
Ваш Александр Андреевич.

После обеда я заметно продвинулся в изучении грузинского с помощью «Тематического словаря» и «Словаря Канкава» и составляя свой собственный словарь, но часто отдыхал от этого дела, читая «Косую мадонну и резвую мышь» о Пушкине.
 
19 февраля. Пришло очередное письмо от Токмакова.

КАК ЖАЛЬ ЛЮБАШУ!!! Я перешлю Вам фото нашей команды по шахматам (чемпиона школ Центр. р-на и чемпиона школ г. Калининграда 1962г.) Покажите ей, пожалуйста! У меня жена тоже болела деменцией, и я показывал ей наши фото разных лет, и она вспоминала, особенно ранние. И могла долго об этом говорить.
С уважением ТГС.
               
20 февраля. Утром я бодро пробежал на яму по 8-градусному морозу, в безветрие, установил палатку и приготовился тягать корюшку. Однако не тут-то было: клёв отсутствовал напрочь, как и у меня, так и у остальных. К обеду я вымучил 4 корюшки, а ещё 5 у меня было для наживки, что в целом составляло дозу. А на стоянке у эллингов я обнаружил, что задний правый угол моей машины кто-то зацепил и оставил отметину, как я не выбирал безопасное место для своего Логана.

А вот ранне-утреннее письмо от Токмакова.

Здравствуйте, Александр Андреевич!
Посылаю Вам рассказ о том, как Валерий Арсентьевич стал первым учителем школы №1.
 В конце апреля 1962 г. я шёл по коридору школы после уроков, а навстречу мне Валерий Арсентьевич тащит листы пенопласта и деревянные прямоугольники, затянутые красной материей. На мой вопрос "Что это?" последовал ответ: "Директриса "попросила" украсить вход цитатами Ленина".
 Я предложил свою помощь. Отнесли мы это в мастерские, я на подхвате. Валерий Арсентьевич так ловко стал вырезать буквы из пенопласта, а я возьми и спроси: "А как Вы устроились в школу учителем?".  Он рассмеялся: "Устроился!  В один прекрасный день комбат кричит: Кислица, радуйся: я тебя включил в список на дембель, иди мечтай о жене!
 Я вышел во двор, снял ремень и пилотку: ну, всё домой.  Вдруг во двор влетает "виллис" с капитаном и старлеем, и капитан просто орёт: "Комбат!!! Комбат!!!". Комбат вылетает во двор, а капитан: где сержант Кислица? Комбат показывает на меня, а я метрах в сорока вскочил с лавочки, схватил ремень и пилотку и стою. "Виллис" подъезжает ко мне, капитан со старлеем затаскивают меня в машину "Гони!".  "Виллис" гонит, а я ошалело сижу, потом застегнул ремень, надел пилотку, офицеры молчат, и я молчу. Подлетаем к дому, где генерал-полковник Галицкий. Офицеры опять меня хватают и бегом тащат в здание, хотя я старался сам идти.
 Врываемся в приёмную. Какой-то генерал идёт к двери кабинета. Капитан кричит "Товарищ генерал, подождите! Сначала сержант!!" Ты бы видел глаза этого генерала! Офицеры затаскивают меня в кабинет. "Товарищ генерал! Сержант Кислица доставлен. Галицкий на меня уставился: "Кислица! Кем был до войны?". Учителем физики, математики, черчения, труда."
  Он удовлетворённо покачал головой "Назначаешься учителем в школу". Я взвыл: "А жена?".  Он "А что жена?"  Я сообразил: "Учитель географии."  Галицкий уставился в угол мимо меня, хмыкнул "Вызвать!".  Затем встал, обошёл меня, хмыкнул: "В таком виде в школе не появляться. Там будут учиться дети генералов и полковников. Майору, который сидел в углу: выпишешь ему приказ о назначении учителем без указания звания. Капитану: отвезёте на склады, пусть пошьют два костюма, черный, серый. Идите!".
  За нами выскочил майор, записал мои данные, адрес и данные Лизы. Поехали мы на склады. Там была и пошивочная. Капитан закройщику (старый еврей): пошить два гражданских костюма. Закройщик подскочил "Наконец-то! Как эта форма надоела! Запрыгал вокруг меня с сантиметром, начал обмерять и на Вы: "Вам какой фасон?" Капитан: "Быстрее надо!". Я подберу. "А учителю надо красиво".
  Отвезли меня обратно в батальон. Когда пошили костюмы, получил я их, надел серый, получил серый, получил документы, спрашиваю, а жить где? Мне ответ: сам найдёшь. Отвезли в школу, предъявил часовому приказ о назначении, зашёл в кабинет физики, чего там только не было, перечислять не буду. Ладно, где жить.  Подошёл к первому дому напротив школы, стучу, выходит фрау лет за пятьдесят. Удивлённо смотрит. Я кое-как вспоминая немецкий объясняю: назначен учителем, физики, математики, жить буду у Вас (предупредили в комендатуре: не просить, требовать). Пропустила, но отвела в комнату, самую дальнюю, на втором этаже. Прошло несколько дней, изучаю в школе наглядные пособия, вспоминаю методику.
   Однажды сижу дома, пишу письмо. Вдруг внизу громкий стук в дверь. Фрау открывает, влетает полковник, командует солдатам: будем оформляться.  Я одеваю пиджак, спускаюсь вниз, и предъявляю полковнику приказ о том, что здесь живёт учитель физики, назначенный приказом генерала Галицкого.  Полковник таращится в приказ, а я думаю: а если бы там было моё звание? Полковник возвращает приказ, машет солдатам и молча уходит. Фрау кидается ко мне и просит переселиться в ближайшую ко входу комнату на первом этаже! Потом я написал бумагу, кто здеь живёт и по чьему приказу. Повесил на дверь, и больше не беспокоили. Через месяц приехала Ваша классручка (с улыбкой закончил Валерий Арсентьевич).
  К сожалению, наша работа закончилась и рассказ тоже.
  Ещё Валерий Арсентьевич рассказал о камнях над центральным входом в школу, которые выделялись на фоне краснокирпичной стены. Оказывается. там были лица четырех учёных. В 1947 г. школу посетила комиссия из обкома, и какой-то сверхбдительный член или руководитель сразу при входе стал орать на директора: потеря бдительности, фашистские учёные (!!!). Директор, недолго думая, пока комиссия ходила по школе, организовал старшеклассников, их на верёвках спустили на фасад, им дали молоты в руки и они сбили "эти фашисткие морды." А там Коперник и учёные 1вв. Сейчас их восстановили, но как-то...
   Может быть, Вы сможете куда-нибудь "пристроить" Валерия Арсентьевича?
   А Любаша не вспомнила капитана шахматной команды, Витьку помнит, это хорошо. а девочек на фото? 
   С уважением, ТГС
 
  Я ответил на это письмо.

  Здравствуйте, Гера (позвольте так к Вам обращаться вместо официального Георгий)!
  Ваш рассказ Валерия Арсентьевича я размещу в очередной главе своих "Записок" (Глава 944 за февраль 2023 года). А к Вам у меня множество вопросов, ответы на которые я тоже буду с Вашего согласия публиковать в текущих главах "Записок".
   1. Как Вы оказались на встрече у кино "Победа" рядом с Любой, нашей мамой, Витькой Волосовичем и его отцом?
   2. Как мы оказались в сауне вместе с Вами, Колей Нацваляном, Юрой Саенко и прочими?
   3. Как мы пересекались в КГУ?
   4. Как в дальнейшем сложилась Ваша жизнь? Где Вы сейчас и чем занимаетесь?
   Всегда готов к любым Вашим вопросам и комментариям.
   Ваш ААН   

 Возвращаясь к предыдущему письму Геры, не могу не отметить его точность. Ведь я хорошо знал и место действия, и всех действующих лиц: и Кислицу, и Топеху, и особняк, где они жили напротив средней школы №1, которую я заканчивал в 1960-м году. Всё рассказанное Герой выглядит очень убедительно, как стенографическая запись. А ведь речь идёт о событиях 1962 года, происходивших более полувека назад.
 Тем временем я дочитал «Косую мадонну и резвую мышь» о любовных похождениях Пушкина в период его поисков своей будущей супруги. Очень лёгкое чтение, после которого я без труда перешёл к богато иллюстрированной книге Т.Г.Цявловской «Рисунки Пушкина».
 
Президент США Байден совершил молниеносный визит в Киев всё с той же риторикой о всемерной поддержке Украины в её войне с Россией, после чего отправился в Польшу.

22 февраля. Гера Токмаков прислал письмо.

Здравствуйте, Александр Андреевич!
Конечно, Гера.
1. Это фото около автовокзала, который был в то время около кинотеатра "Россия". Мы с Тамарой пришли провожать Витьку (поэтому там его родители Надежда Ниловна и Евгений Амвросиевич). Но подробности я не помню. Фото сделала Мила (поэтому я на нём). фото Любаши с Тамарой сделал я. К сожалению, больше Любаши у меня нет (фото). К сожалению, когда мы провожали Любашу на её свадьбу с Пронько, я фотоаппарат не взял, а она была такая красивая.
2. В 80-тые г. я ходил в эти сауну постоянно. Просто совпало. Ваших друзей я не знал. Я Вас спрашивал о Любе, Вы сказали, что она работает программистом (но так, что я не стал спрашивать подробности). Потом поговорили о работе, Вашей и моей.
3. В КГУ я работал до 72года. Встречались раз или два на переменах, а, может быть, это было позже, когда я просто приходил туда. Не помню точно
4. Я прочитал "Записки" до 70-тых. Слишком воспоминания захлестнули. Я понял из этих воспоминаний, что я ЕДИНСТВЕННЫЙ  И  НЕПОВТОРИМЫЙ!!!
В 1963 г. 1 августа я сдавал математику письменно в ЛГУ на матмех. Память отрубило: я не мог вспомнить, что делал последние три часа на экзамене. Забрал документы. 3-го авг. в пять вечера Витька затащил меня в 12 коллегий почти насильно. В приёмной я получил экзаменацонный лист с тройкой. Когда я спросил, а можно сдать документы обратно, увидел, что немая сцена в "Ревизоре" отдыхает.  Как-то раньше не задумывался. Эмоции всё-же остались.
Просьба: рсскажите о Любаше.
 С уважением ТГС.

Мой ответ Гере от 22 февраля.

Здравствуйте, Гера!
Спасибо за Ваше письмо, которое отвечает на некоторые мои вопросы, но оставляет ощущение недосказанности. Тем не менее, попробую позадавать вопросы ещё, если Вас не отталкивает сама эта процедура переписки.
Итак, мои очередные вопросы.
1. Пишете ли Вы сами о своих воспоминаниях? Ваш рассказ о Валерии Арсентьевиче мне очень понравился.
2. Каков Ваш сегодняшний статус, служебный и семейный?
3. Что Вам рассказать о Любаше? Она героиня моих "Записок" и там о ней много чего написано. Сейчас её опекает сын Андрюшка от покойного Жоры Пронько.
Люба, кстати, стала опознавать на фото капитана шахматной команды школы №1 Геру Токмакова.
Ваш ААН

22 февраля. Возобновились игры Кубка России по футболу: «Ростов» - «Урал» 1:1 и «Локомотив» - «Спартак» 0:1, причём Артём Дзюба, впервые игравший за «Локомотив», был признан лучшим игроком проигранного его командой матча.

Гера Токмаков прислал письмо с ответами на мои последние вопросы.

Здравствуйте, Александр Андреевич!
Спасибо за Ваше письмо, которое задаёт мне вопросы, на которые я постараюсь ответить так, как смогу (хотя у меня возникает ощущение, что строгий, но доброжелательный профессор экзаменует нерадивого студента, который должен ответить на его вопросы только так, а не иначе). Тем не менее попробую поотвечать на Ваши вопросы, так как меня не отталкивает сама эта процедура переписки.
Итак, мои очередные ответы.
1. Нет, не пишу (со школы не любил сочинения, хотя получал за них 4/5 (4-литература, 5-русский, хотя у последней учительницы литературы стал 3/5.). То, как я рассказал о Валерии Арсентьевиче, бледная тень по сравнению, как он рассказывал (полковник там кричал "вселяюсь!!", а не оформляюсь.) и очень короткая.
2. Пенсионер, вдовец. Дочь Наташа отдельно, её сын служит по контракту, сын Дима в Питере, у него три дочки и один сын.
3. О Любаше! Я был другом Вити Волосовича, но Любаша частенько выговаривалась мне о нём, даже иногда посмеивалась, но я никогда ему ничего не передавал. Был, как бы друг их обоих. Когда же Витя был в армии, Любаша иногда зачитывала мне письма Коли Беляева и Виктора, и смеялась: Коля описывал с великолепным юмором будни армии, Витя жаловался. В 1965 г. 22 декабря я был представлен Пронько (я почувствовал какую-то крепкость (!) в нём, чего не было в Вите.) Мы не разговаривали: Люба его сразу увела. Потом я был на объяснении Любы и Вити (Витька притащил), молча сидел, да я и не нужен был (идиотское состояние: вроде ты есть и тебя нет). Затем Любаша позвала меня и стала рассказывать, что, когда она с Пронько, чувствует надёжность и покой, а с Витькой этого нет. Правда, я чувствовал, что она уже всё решила, а говорила так, чтобы кто-то был. Я её поддержал в основном молчанием, она вдруг меня обняла, хлюпнула носом, вытерла слезы и уже спокойным голосом стала спрашивать о нас с Тамарой. Какой я дурак: только сейчас понял, как из девушки появляется женщина!!!  Поэтому и хочется узнать, как она жила в интимной беседе (или переписке), а не то, что Вы напишите для всеобщего чтения (хоть это может быть одно и то же). Всё это происходило не мгновенно, но сейчас слилось в какой-то поток эмоций, да, к прошлому надо обращаться осторожно и дозировано.
Прошу меня извинить за мои мысли вслух.
Ваш ТГС.

Мой ответ ему от 23 февраля.
 
Дорогой Гера!
Спасибо за Ваши ответы на мои последние дотошные вопросы.
Первым делом, прошу Вас не чувствовать себя «нерадивым студентом, экзаменуемым строгим, но доброжелательным профессором». Не бойтесь ни меня, ни моих «Записок».
Суть в том, что наши жизни переплетены судьбой очень тесно.
Мы учились в одной средней школе №1 г. Калининграда у одних и тех же учителей (Кислица и Топеха). Вы дружили с Витькой Волосовичем, а я с его старшим братом Толькой. Вы были одноклассником моей сестры Любы, но мало что знаете о её сложной жизни с Жоркой Пронько. А у меня почти всё это изложено в «Записках» с большим количеством фотографий, особенно интересных о времени нашей совместной с Любой поездки в Испанию (Барселону и Тарагону) в октябре 1999-го года (глава 659 «Записок»).
Поэтому я очень прошу Вас не возражать против публикации в «Записках» (с небольшой грамматической коррекцией) нашей нынешней переписки. Она о нашей прошлой и нынешней жизни, и не следует о ней забывать. Ведь и без того многое из нашей памяти исчезает.
Ваш ААН

Я вступил в переписку с Кембриджским научным издательством, которое предложило мне выкупить со скидкой дополнительные бумажные экземпляры моей монографии в мягкой обложке, на что я ответил, что до этого я хотел бы получить от них положенные мне по контракту четыре книги в твёрдом переплёте.

Кубок России по футболу: «Крылья Советов» - «Динамо» 2:1, ЦСКА – «Краснодар» 3:0.

Утром Сашуля угостила меня качественной красной икрой из Камчатки по случаю Праздника Советской армии и Военно-морского флота, службе которым посвятили свои професии наши отцы. По этому поводу вечером к нам в гости и Люба приходила, точнее, Сашуля её приводила, чтобы выпить, икры поесть (вдобавок к запечённому морскому окуню) и помянуть наших родителей.

24 февраля. Письмо Геры.
 Дорогой Александр Андреевич!
 Первым делом прошу Вас почувствовать, что я не чувствую себя " нерадивым студентом", мне хотелось просто пошутить (я скопировал Ваше письмо с обратным знаком), но Вы продолжаете набирать информацию, не реагируя на мои эмоции ни об зкзамене, ни о Любаше. Честно говоря, я надеялся, написав Вам, получить информацию, а то и доступ к Любе. Но сейчас я общаюсь с Вами, поверьте,  просто с удовольствием, правда в сауне у нас разговор был более свободным: я рассказал о своей жизни, вы и о смерти Вашей мамы (кстати, каюсь:1 августа 1963 после экзамена  мы с Витькой поехали в Сестрорецк, где Ваша мама сказала на мой рассказ об экзамене: "Жаль, конечно, но ты не спещи забирать документы."  Что бы её послушаться! И о женитьбе отца. И о работе. О Любаше только коротко.
Я прочитал "Записки" до 70-х, но пока не хочу о Брюханове, а перепрыгивать тоже не хочется (извините). А чтобы повеселить (надеюсь) строгого профессора, оцените мой опус начала 90-х.
Ваш ТГС.

К этому письму был прикреплён упомянутый опус.

О П У Т И Н Ы

  Прадед мой, Иван Александрович ОПУТИН, родился (по словам бабуси) в 1854 г. (умер в 1921) крепостным графа Лазарева. С 12 лет был бурлаком  (в детстве не знаю, чем занимался), а с 18-ти стал лоцманом (проводил суда по Каме и Волге). Затем, после 20-ти лет лоцманства, накопив капитал, стал купцом: купил два парохода «Дина» - пассажирский и буксир-грузовоз «Богатырь» и ходил на них от Усолья до Астрахани и обратно, на пассажирском перевозя людей и мелкий груз, а к «Богатырю» цеплял баржи-беляны (они не смолились), которые сшивались из свежего теса, грузили в них тоже тес (тес Иван Александрович заготавливал зимой, организовав артели рабочих, которые и тес делали , и баржи-беляны)  и тащили вниз по Каме и Волге до заказчика и продавалось все: и баржа и груз ее сразу, а назад везли все, что пользовалось спросом в Усолье.
Был он из семьи староверов: искренне верующим, соблюдал все требования староверческие, не пил, не курил, женился только после сорока лет, когда, как он говорил, встал на ноги.
Прабабушка моя, (бабонька Таисия Ивановна) родилась в 1874 г. (умерла в 1964). Прапрабабушка Найданова-Смольникова Афанасья Осиповна родилась в 1849 г. В 1894 г. мои прабабушка и прадедушка поженились. И родились у них: см фото №1
 
 Фото №1. Семья Опутиных в 1914 г. (Стоят: Иосиф Иванович (1897-1938),                Ариадна Ивановна (Рида) (1902-…), сидят: моя прабабушка (бабонька)                Таисия Ивановна (1874-1964), мой прадедушка Иван Александрович (1854-                1921), моя прапрабабушка Найданова – Смольникова  Афанасья  Осиповна                (1849-1933), моя бабушка Таисия Ивановна (1900-1997), сидят на коврике:                Александр Иванович (1908-1917), Надежда Ивановна(1905-1989), Милица                Ивановна(1913-2000), Антонина Ивановна (1907-2000). Поселок Орел,                Пермской  губернии,  у  своего дома.             
  Бабушка рассказывала, что прадед каждый год весной спускался по Каме и Волге до Астрахани и к  зиме возвращался, забирая с собой бабоньку, а дети оставались в Орле и ждали не ЧТО они привезут, а КОГО: прибавление в семействе было практически ежегодное (провожая их, дети бежали по берегу и кричали: мальчишки «Мальчика привезите», а девчонки «Девочку». Последней в 1917 году родилась Александра Ивановна (назвали так  потому, что умер сын Александр). Ее на фотографии нет.
  В 1916 г. прадед ликвидировал свое дело, положив в Приволжский банк в г. Казани 50000 руб. золотом и построив новый дом.  Дядя Геля говорил, что он хотел купить мельницу, но тут произошел октябрьский переворот и в 1918 году к нему пришел его сын Иосиф Иванович (ставший по словам бабуси  комиссаром финансов Пермской республики) и потребовал, чтобы эксплуататор (его отец) отдал добровольно все деньги народу. На это прадед ответил, что сынок его опоздал: «товарищи» прислали бумагу, что деньги Приволжского банка экспроприированы в пользу трудового народа, о чем вам и сообщаем. Затем практически каждые полгода его сажали под следствие и через три года прадед скончался. Жена его бабонька Таисия Ивановна умерла в 1964 и все время удивлялась, почему мы живем все хуже и хуже. Могила прадеда потеряна, а бабонька лежит на березниковском кладбище и на памятнике фотография, сделанная мною в 1958 году.
 
Двоюродный дед мой Иосиф Иванович окончил Соликамское реальное училище, а в 1916 г. Тифлисскую школу прапорщиков. В1918г. стал председателем Усольского РВС  (революционно-военный совет), затем министром финансов Пермской республики. Когда подходил Колчак, вывез золотой запас Пермской республики в Москву.
 Эта фотография (лицевая и обратная стороны) сделана в г. Остров в 1920 г. на так называемой латышской демаркационной линии. Затем служил в Свердловском военном училище (преподавал математику \по словам мамыПО СЛОВАМ МАМЫ) Последняя фотография 1928 г., он подполковник с женой. Нина Васильевна Высоцкая – медсестра. В 1938 г. он был расстрелян, а его жена отказалась от него и ее не тронули, а после 1956 г. она потребовала реабилитации, и Иосифа Ивановича реабилитировали, а ей дали трехкомнатную квартиру в г. Сумы , но там она прожила только год и умерла. Бабусенька рассказывала, что, когда он приезжал к ней в 30-е г., всё вздыхал: «Не тем путём идём!»,  а она ему отвечала: «Молчи, дурак».

Мой ответ Гере в тот же день.

Здравствуйте, Гера!
Начну с главного: ваш опус начала 90-х про Опутиных мне очень понравился, хотя в одном из своих писем Вы отвечали мне, что сами ничего не пишете. Удивляюсь я также Вашему воспоминанию о нашем "более свободном" разговоре в сауне, про который я ничего не помню, наверное, потому что ничего не написал о нём в "Записках".
Возвращаясь к Любе, я повторю, что говорить с ней о прошлом практически бесполезно. Чтобы Вы представляли себе её сегодняшнюю вполне привлекательную внешность, я посылаю фотографии, сделанные у нас на даче в Сестрорецке в день 75-летия моей сестры, то есть 12 августа 2020 г. На этих фотографиях можно увидеть Любу, её сына Андрюшку, жену Андрюшки Наташу, меня и мою жену Сашулю.
Что касается "Дня защитника отечества", то я считаю в условиях нынешней войны  России с Украиной и с цивилизованными странами типа ЕС и США своё отечество просто бандитским, которое не защищать надо, а с которым следует бороться.
Ваш ААН