ОГЭ литература. Задание 3.1-3.2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
***
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
(Н.А. Некрасов, 1855)
Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.
3.1. Как в стихотворении Н.А. Некрасова связаны тема войны и образ матери?
3.2. Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?
Выполнение задания 3.1.
3.1.Как в стихотворении Н.А. Некрасова связаны тема войны и образ матери?
1)Это стихотворение не о войне, а о том, как мы ее понимаем, теряя близких и родных, стихотворение-плач лирического героя, который проникся необъятным горем матери, потерявшией на войне детей.
2)Автор сравнивает мать с душой, а она, конечно, бессмертна, как бессмертны подвиги бойцов, павших за свободу родины. 3)Рефрен «Мне жаль не ..» (3-4 строчки) подчеркивает мысль о том, что смертны люди, забывают друзья, жены героя, не вернувшегося с войны, но никогда огонек памяти не гаснет в душе матери. 4)Только «Святые, искренние слёзы – … слёзы бедных матерей!» будут оплакивать погибших сыновей. 5)Сравнение «Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...» усиливает глубину эмоций, пронизавших все стихотворение: как не может вечно плакучая ива поднять своих ветвей, не может мать оживить сына.
6) Семнадцать строчек печальной элегии, написанных четырехстопным ямбом, посвящены многострадальной матери и вызывают страдание у всех, кто задумывался о кровавой жатве войны, усеивающей тысячелетиями поля и леса телами сыновей и дочерей. 7) Тема войны и образ матери – поэтическая антитеза: война – смерть, мать – жизнь. «Внимая ужасам войны» поэт написал в 1855 году, но с тех пор не было ни одного мирного дня на планете, и плакучая ива – символ матери, потерявшей ребенка.
Около 187 слов.
Выполнение задания 3.2.
3.2. Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?
1) Стихотворение написано в форме элегии - философского размышления лирического героя над тем, как страшна война, какие жертвы она требует от людей, как страдают матери, потерявшие своих сыновей.
2)Описать и понять глубину трагедии помогают такие тропы, как эпитеты – это не только художественные определения, обладающие выразительной силой, но и выражение отношения автора к тому, о чем он пишет. 3)Сочетание слова с эпитетом «новой жертве» - грозное предостережение о потерях, которые принесены или будут принесены войне, это авторское предупреждение человечеству. 4)Лирический герой усмотрел «лицемерные» дела, пошлую прозу жизни; эти эпитеты противопоставлены определениям «Святые, искренние» слёзы, основная цель автора - выразить свое отношение к объекту размышления. 5)И в то же время в них скрыто сравнение: «лицемерные дела», «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива». Это оценка поэта и его героя, разоблачающих действительность и восхищающихся святостью матерей.
6)Таким образом, роль эпитетов состоит в создании образа, передаче авторского отношения к герою или явлению, а также различных чувств творца произведения, который ждет от читателя душевного отклика на его мысли и чувства.
165 слов