В злокозненные дни гонения икон

Людмила Хаустова
(Из цикла «Дачные истории»)

«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
 
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
 
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...   
(М.Ю. Лермонтов)

    К усовскому храму мы подошли, когда утренняя служба уже закончилась. Только в правом углу, у искусно вышитой разноцветным бисером иконы Святого Пантелеймона стояла женщина. Не утирая слёз, она шептала слова молитвы, то склоняясь к иконе, то поднимая глаза к  вознесенным сводам храма, изукрашенным лёгкими, воздушными фресками. Старясь не нарушать молитвенной тишины, мы  осторожно вышли и присели на скамью в ухоженном церковном саду.
- Какое облегчение страдающей душе приносит молитва перед иконой, - сказал Александр Иванович. - Через иконописный образ словно сам Господь сострадает тебе. По мне, в иконах душа храма. Страшно даже  представить, сколько истребили икон и росписей в храмах и монастырях  в страшную эпоху иконоборчества.
- Вероятно, по их разумению они исполняли библейский  завет « Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5).
- Это ветхозаветная заповедь, которая многажды там же и нарушается. Вспомните, какие подробные указания дает Бог о сооружаемом для Него ковчеге завета.  «Сделай из золота двух херувимов…» и т.д. В Евангелиях этого запрета вы не найдете.  Если в Ветхом завете утверждается, что «Бога не видел никто никогда», то  Евангелия написаны людьми-боговидцами, которые непосредственно общались с Единородным Сыном Господа, либо которым «Он явил себя». Значит, изображения Бога во Христе уже возможны.
   Вообще, изначальное назначение религиозной живописи - это тоже разъяснение. Недаром иконы  называли «Библией для неграмотных», для «храма украшением, a  для невежд - научением».  К тому же мы не поклоняемся и не служим иконам, мы их молитвенно почитаем. Ведь первые изображения Христа и Богородицы находят уже в римских катакомбах.
- Первый иконописный лик Богоматери оставил нам апостол Лука. А с  IV века  стены храмов и монастырей  традиционно украшались живописными росписями и иконами.
- Если разобраться, то иконоборчество возникло не на богословской почве, а, скорее, по  государственно-политическим причинам. В VIII веке   византийские императоры Лев III (717–741) и Константин V  (718–775) вступили  в конфликт  с монашеством, поскольку в монастырях  скопились  средства и люди, необходимые для борьбы с  болгарами на севере и с подступавшими к  Византии арабами с юга.
      Запретив в 726 году почитание икон, и объявив культ почитания икон -идолопоклонством, император Лев III     конфисковал имущество монастырей и получил необходимые средства для   военных нужд.    Против иконоборчества, естественно, сразу выступил папа римский Григорий II в 727 году. По свидетельству Феофана Исповедника, папа даже отлучил от церкви  императора-иконоборца. Следующий за ним Григорий III синодом 731 года осудил иконоборчество как ересь. К борьбе с этой ересью  папа Захарий в 751 году  обратился за помощью к  возникшей на западе «точке силы»- к франкам.
- А как долго продолжалось иконоборчество?
- Странно, но по неизъяснимому промыслу истории восстановление иконопочитания – заслуга  двух женщин. Начала эту нелегкую борьбу первая византийская императрица Ирина (752 - 803 год). Со временем именно за это многоважное деяние она была причислена Православной церковью к лику святых. Хотя, на мой взгляд, особа она – неоднозначная и небезупречная.
- С тысячелетнего расстояния судить очень  трудно.   Лучше расскажи о ней, - попросила Вероника Павловна.
- Избави Бог, это не суд, и даже не оценка, а, скорее, впечатление от истории жизни  этой женщины. Итак, родилась Ирина около 752 года в Афинах. Она рано осиротела и воспитывалась в семье своего дяди, истинного христианина.  Была она набожной, хотя пылкой нравом, и отличалась чрезвычайной красотой. Говорят, за исключительную красоту   византийский император  Константин  V  в 768 году и выбрал Ирину в жёны своему сыну и наследнику Льву.
    Приученная и привыкшая к почитанию икон Ирина вынуждена была скрывать свои убеждения. Перед свадьбой ей пришлось дать клятву, что она никогда не признаёт икон. Хотя втайне она продолжала держать их под подушкой и украдкой молилась. В браке со Львом у Ирины 14 января 771 года родился единственный сын, названный именем деда.
    После смерти императора Константина в 775 году муж Ирины стал византийским императором Львом IV. Ирина исподволь  стала  склонять его  к смягчению политики иконоборчества. Будучи дамой предусмотрительной, она    заранее, в 776 году обеспечила  своему сыну наследный  титул императора, поскольку многочисленные братья Льва сами имели виды на престол. Их злоречивые сплетни и наговоры привели к разладу в императорской семье, особенно после того, как  Лев обнаружил спрятанные в её спальне две иконы. От неминуемой опалы Ирину избавила смерть мужа. На пятом году правления,  8 сентября  780 года  император Лев IV скончался.
   Людская молва называла причиной смерти трупный яд  от  великолепной короны  императора Ираклия, которую по приказу Льва извлекли из могилы.  Как только он возложил на себя эту корону, карбункулы покрыли его голову, жестокая горячка одолела императора, и он умер в одночасье. Но некоторые историки полагают, что Льва могла отравить сама Ирина.
- Чтобы спасти себя и сына...
- После смерти мужа Ирина стала регентом при 9-летнем сыне, императоре  Константине VI. Только вот  братья покойного императора Льва не унимались и   замыслили переворот. Но Ирина заговор раскрыла, братья    были пострижены и отправлены в монастыри. Как рассказывает Феофан Исповедник, свидетель и летописец тех событий, в тот же день, Ирина вернула в храм злополучную корону императора Ираклия.
    Пытаясь прекратить разорительные войны и обезопасить империю, Ирина  обратилась на Запад. В  783 году она обручила своего несовершеннолетнего сына с 8-летней дочерью Карла Великого.
   Утвердившись у власти, Ирина приступила к восстановлению иконопочитания. Решив провести Седьмой Вселенский собор, она поставила константинопольским патриархом верного ей Тарасия, и направила послов к римскому папе  Адриану I  с приглашением на Собор.
   Открытие Собора было назначено в Константинополе на  7 августа 786 года. Однако в намеченный день в храм ворвались вооружённые воины, которые оставались сторонниками иконоборчества, и собор не состоялся. Не сломленная неудачей, Ирина постепенно сменила охраняющую Константинополь  гвардию, и решила проводить Собор не в столице, а в отдалённой Никее.   Седьмой Вселенский    Собор открылся  там 24 сентября 787 года. Императрица Ирина вместе с сыном присутствовали лишь на заключительном  заседании   Собора  уже в Константинополе. Тогда по велению императрицы  в церковь внесли икону, а над вратами города поместили нерукотворный образ Иисуса Христа.
    Привыкшая за период регентства к самостоятельному правлению, Ирина не намеревалась передавать власть сыну, она даже поселила его отдельно от императорского дворца. Да и намеченный брак      Константина с дочерью  Карла Великого   расстроился по неведомым причинам, несмотря на сердечную привязанность Константина к невесте.  Чтобы подыскать ей замену, Ирина в 788 году  впервые организовала так называемый смотр невест. Из 13 кандидаток она выбрала для сына в жёны юную, тихую  и незнатную армянку, которая  не смогла снискать благорасположения супруга.
     Приспешники Константина и сановники, недовольные независимым правлением Ирины, организовали в 789 году  заговор. Раскрыв его, Ирина жестоко расправилась с мятежниками, Даже своего сына  она подвергла телесному наказанию, а затем  посадила под домашний арест. Тем не менее, положения это не исправило,  и недовольство нарастало. В сентябре 790 года в Константинополе вспыхнул бунт, в результате которого Константина провозгласили императором, а Ирину удалили от двора.   Правда, после нескольких неудач в военных походах      Константин вскоре вернул матери титул августы и поселил в императорском дворце. Но придворные не унимались. Теперь они задумали передать власть дяде Константина – Никифору. В ответ Константин ослепил  дядюшку Никифора и приказал вырезать языки у его пособников. Мало того, он отправил в монастырь нелюбимую жену, а сам женился на Федоте и даже короновал её.
- Нечего сказать, лихие методы борьбы.
- Главное, своей необдуманной жестокостью Константин вызвал недовольство в армии. Перепуганный поднявшимися волнениями и беспорядками, Константин бежал, но его схватили и доставили к Ирине. Встретила она его в спальне дворца, где когда-то произвела единственного своего сына на свет. Феофан так описал дальнейшее: «…в девятом часу ему страшно и безжалостно выкололи глаза по воле матери так, что он едва-едва не умер… Таким образом его мать сделалась единовластною». Спустя  малое время, в 802 году Константин умер, а Ирина сделалась первой единодержавной   императрицей и первой женщиной на византийском престоле.
   Чтобы завоевать расположение подданных, Ирина сразу же снизила налоги и таможенные пошлины, начинала  строить и восстанавливать монастыри, устраивать благотворительные заведения для бедных.
    Однако, римская церковь не признала Ирину законной главой Византийской империи.   25 декабря 800 года,  после  коронации Карла Великого в соборе Святого Петра,  папа Лев III  провозгласил его  императором единой Римской империи. Впрочем на Востоке титул Карла тоже не признавали. Тогда, чтобы утвердить свой статус, Карл  задумался о  браке с императрицей Ириной.
    В Константинополь отправились послы от Карла и от римского папы с просьбой «соединиться браком с Карлом, и чрез то соединить восток с западом». Но не успели послы получить ответ от Ирины, как 31 октября  802 года разразился государственный переворот. Императором заговорщики провозгласили      логофета, то бишь канцлера, Никифора. Вскорости он сослал императрицу сначала на один из Принцевых островов  в  Мраморном море   в основанный ею монастырь, а затем  ещё дальше, на остров Лесбос. По преданию, в ссылке Ирина основала монастырь, раскаялась в своих грехах и посадила в память о сыне дерево, которое поливала своими слезами. Скончалась Ирина 9 августа 803 года. Позднее её  тело  перевезли в Константинополь и захоронили  в церкви Святых апостолов.
-  А что с иконоборчеством?
- После смерти Ирины оно возобновилось и продолжалось ещё при трёх императорах, покуда  византийский престол после смерти императора-иконоборца Феофила не заняла его жена Феодора (815-867 гг.).
- Тоже гречанка?
- Нет, она родом из Малой Азии. Предположительно из семьи армянских  христиан, почитавших иконы. Поэтому, когда на смотре самых красивых невест империи её выбрали в жены императору, ей, как и Ирине,  пришлось таиться. В браке у Феодоры родилось пять дочерей  и два сына. Старший сын утонул ещё в детстве, а младшего, Михаила провозгласили императором после смерти отца.   Регентшей при двухлетнем Михаиле III  стала Феодора. Не медля, уже на сороковой день после кончины мужа Феодора созвала  в Константинополе в 843 году церковный собор для восстановления иконопочитания.  По окончании собора, в первое воскресенье Великого поста,  императрица устроила церковное торжество. В память об этом событии и о блаженной Феодоре Православная  церковь ежегодно  празднует восстановление  иконопочитания, именуемое «Торжество Православия». 
- А что сын?
- Ничего хорошего. Когда Михаилу исполнилось 16 лет, Феодора отказалась от регентства. Ничтоже сумняшеся, сын-император насильно подстриг мать и сестер в монахини, а сам  предавался необузданному распутству и кутежам, за что и заслужил у современников прозвище «Пьяница». Кончилось тем, что  24 сентября 867 года  в третьем часу ночи заговорщики ворвались в спальню Михаила и зарезали его.
     А Феодора через 8 лет после пребывания в монастыре мирно скончалась. Со временем мощи её перенесли на Корфу, где они   хранятся поныне  в кафедральном соборе.