3. Весело быть пророком

Михаил Ермоленко
(Из цикла "Принцип неопределенности")


Я находился в подсобке и готовил инвентарь для сбора урожая, когда услышал шум на улице. Прислушался. Между собой спорили женщины и мужчина.

— А я говорю, что я первая подходила, а вы потом за мной шли!

— Ну вы совсем что-ли? Я первым с автобуса сходил, а вы за мной!

— Это вы оба совсем! На одном автобусе ехали, но я раньше вас в него садилась!

— Послушайте! Не наглейте…

Я резко распахнул калитку и наступила тишина. Так и думал, очередные посетители, которые приехали одновременно. Такое бывает, потому что до меня можно добраться только на автобусе, т.к. живу за городом и веду свое хозяйство на дачном участке.

— Вы все ко мне?

Они одновременно рванули вперед, намереваясь пролезть вне очереди, и мне пришлось рукой подать сигнал тормозить.

Народная молва ширилась и присылала мне всех, кому позарез нужно было узнать свое будущее и прошлое. И эти тоже были из числа страждущих.

Потому что я пророк и вижу будущее и прошлое того, кто ко мне приходит. У каждого человека есть впереди огромное число возможных линий-судеб, которые пройдя через “сейчас” остаются в прошлом как воспоминание. Эти линии судьбы имеют много общего и много различий, которые и создают причудливые группы по разным критериям. И каждому нужно было знать, куда приведет его та или иная кривая, и узнать, что было там, в прошлом, когда никто ничего уже не помнит.

— Значит так, сейчас вы все зайдете ко мне во двор, а принимать я буду в алфавитном порядке, чтобы не было споров кто первый. Заходите спокойно.

Гости вошли и остановились в центре двора. Потом назвались и определилась очередность.

Первым ко мне зайдет мужчина, потом эта высокая женщина, а напоследок наиболее горластая. Очень утомительно в один день принимать нескольких людей, устаешь сильно.

— Так, замечательно. У меня есть к вам просьба, пока я буду принимать, помогите мне собрать урожай.  Как вы видите, яблоки уже падают. Все равно вам нечего будет делать какое-то время.

— Ой, да нам только в радость будет, не сомневайтесь, сделаем в лучшем виде, мы понимаем, что времени нет… - затараторили женщины, выхватили из моих рук пластиковые корзинки и пошли в сад.

1.

Мужик пошел вслед за мной в мой дом.

Он удивленно осмотрел мою обычную дачную обстановку с креслом, стулом, столом... Разница между молвой и реальностью несколько ошарашивает.

Я сел на свое кресло и пристально посмотрел на мужика. Тот несколько сник, нащупал рукой ступ и тихонько присел на него.

— Слушаю вас.

Тишина, мужик собирается с мыслями. Наверняка по дороге ко мне составил полный список всех вопросов и тут растерялся. Придется подбодрить его.

— Вы, вероятно, хотите узнать что-то о своем будущем?

Тот вздрогнул.

— Да, будущее. Но и прошлое тоже хочу узнать.

— А конкретно?

— Видите ли, с недавних пор я вдруг с того ни сего увлекся астрологией.

— Почему с того ни сего? Вы прочли гороскоп на себя в журнале, который купили на переходе метро.

— Верно.

— Там прочли, что Юпитер проходит через созвездие Весов, поэтому вам будет благоволить удача. В среду будет выгодное предложение на работе, а также, что надо быть осторожным в пятницу. И вас зацепило, что так и произошло, в среду вам предложили занять должность уволенного начальника, временно правда, а в пятницу вас чуть не сбила машина на переходе, на счастье, в тот день вы были настороже.

— Все так и было! Откуда вам известно?

— Вы забываете, что я пророк, вижу прошлое и будущее. И эту историю я сейчас прочел в ваших воспоминаниях.

— Да, да! Но это значит, что астрология права! Надо внимательно смотреть на планеты, звезды, все они реально на нас влияют, и Сатурн, и Венера… Для меня это было открытие.

Я усмехнулся, не он первый и не он последний.

— Скажите пожалуйста, вы сейчас сидите перед столом, видите ли вы на его поверхности какого-нибудь микроба?

— Нет, а к чему это?

— А к тому, что соотношение размера Юпитера к вам примерно такое же, какое между вами и этим микробом.

— …

— Вам безразличен этот микроб, вы его не видите и вам наплевать на то, что с ним будет. Также наплевательски к вам относятся и все эти планеты и звезды. Они вас не видят.

— Но ведь гороскоп же предсказал правильно, Юпитер был там, на фоне этого созвездия, вот и посодействовал мне.

Я вздохнул, опять придется читать лекцию, которую рассказываю примерно раз в неделю.

— Давайте для начала определимся. Звездами и планетами занимается астрономия. Вы с этим согласны?

— Ну да, телескопы, апогеи, перигеи там…

— Прекрасно. Дальше, вы знаете, что все в мире циклично. После лета приходит осень, после черной полосы приходит белая, после плохого правителя приходит хороший и так далее. Значит можно как-то изучить эти циклы и потом предсказывать будущее через гороскопы. Циклы бывают длинными и короткими, поэтому для измерения нужно было взять что-то природное, что имело бы четко выраженный периодический характер. Планеты подошли просто идеально. Ни от чего не зависят, постоянные в движениях, хорошо наблюдаемые. Так и зародилась астрология, но с прогнозами от обратного, то есть как планеты и их положения на небесной сфере влияют на судьбы и поступки людей. Времена такие были.
 
— И как это работает?

— Так и работает. Правильный астролог скажет, что в тот период, когда Венера находится на перигее и Марс пересекает, скажем, созвездие Скорпиона, то в это время повышается число техногенных аварий и наблюдается рост котировок акций. Просто наблюдения показали, что в это время и происходят такие события, потому что попали в цикл. И в будущем, когда опять такая комбинация сложится, есть вероятность, что опять все повторится, в той или иной интенсивности.

— Хм, интересно.

— Вот, а если астролог открыто скажет, что Уран повелевает вам перечислить деньги на какой-то счет, или, например, Меркурий дает добро на заключение какой-то сделки, то можете этого астролога послать на три буквы. Только учтите, что в газетах публикуется в основном ширпотреб, серьезные астрологи работают по другому.

— И как мне теперь понимать гороскоп, что в ближайшее время я получу весть которая будет очень важной для меня?

— Так и понимайте, что по статистике люди, рожденные  в ваш год и в ваш месяц, получают хорошие и плохие новости со своими циклами, новости бывают важными и неважными. И в какие-то моменты точки совпадают. Впрочем, вы прочли это предсказание в интернете, когда лазили там в поисках ваших родственников.

— Да, и это второй вопрос, который я хотел бы вам задать, про своих родственников. В общем то, я из-за него и приехал к вам. Так получилось, что когда я был еще маленьким, наши родственники по маминой линии разъехались, кто куда. И перед своей смертью мама наказала мне разыскать их. И вот, я ищу их и не могу найти. Фамилии их точно не знаю и поиск какой-то беспредметный. Вы не можете мне предсказать, где и как их искать?

Тяжелый вопрос. Каждый второй посетитель спрашивает про свои корни. Кто-то ищет богатых завещателей, кто-то по личным мотивам и так далее. Принцип неопределенности запрещает мне давать точный ответ на эти вопросы. Должна быть свобода воли для всех участвующих. Например, родственники могут сами не захотеть, чтобы их кто-то разыскал. Поэтому встреча должна быть случайной, когда линии обеих сторон совпадают. Есть много тонкостей на этот счет.

Я просканировал его на будущее. Да, у него есть шанс их найти, правда место и время встречи меня озадачило.

— Мне трудно ответить на ваш вопрос, но одно могу сказать точно, что у вас есть очень высокий шанс встретить их в самое ближайшее время. Нужно продолжать поиски там, где вы сейчас действуете.

Глядя на его задумчивое лицо я решил закончить с ним, есть еще другие желающие побеседовать со мной, а времени мало.

— Я думаю, что вы получили ответы на ваши вопросы. До обратного автобуса еще много времени, поэтому просьба, пригласить сюда вашу попутчицу, чуть высокого роста. Потом все вместе поедете домой.

Мужчина вышел во двор. Слышу его голос.

— Ау, гражданка, ваша очередь подошла. Давайте мне корзинку, пособираю немного, надо мысли привести в порядок.

2.

Через минуту в комнату вошла женщина. Ростом была чуть повыше своих попутчиков, крупная в бедрах, в джинсах и тонкой хэбэшной майке.

— Столько яблок у вас! Хороший урожайный год выпал, поздравляю.

— Спасибо. Возьмите стул и рассказывайте ваши проблемы.

Женщина села на стул, посмотрела на меня, потом на окно и внезапно расплакалась.

— Ой, извините, расклеилась совсем…

Пока она высморкивалась, я прозондировал ее линии в прошлое и уже знал причину ее трагедии.

— Даже не знаю, как начать, – произнесла она самую затасканную фразу. Никто не знает, как запустить разговор о самом себе.

— Начните с очевидного. Почему вы сейчас расплакались?

— Нервы.

— У всех нервы, но рыдают не от них. Как вы сами считаете, почему он вас оставил?

— Вы уже все знаете… Мне говорили, что достаточно вам посмотреть на человека, и от вас ничего не укроется.

— От меня да, но сейчас главнее чтобы и от вас не ускользнуло. Еще раз, по вашему мнению, почему ваш сожитель, с которым вы строили большие планы на будущее, вас оставил?

— Толстая и некрасивая стала. Вот, бедра отрастила, никак не сгоню.

— Он вам так и сказал?

— И так было понятно, постоянные упреки, насмешливые взгляды, демонстративная небрежность…

— И вы действительно думаете, что если вы вернете вашу фигуру, то он вернется к вам?

— Не знаю, – женщина спрятала лицо в своих ладонях.

— Если любят, то не смотрят на недостатки. Потому что любовь базируется на принятия человека целиком, как есть, со всеми плюсами и минусами. Без исключения.

Женщина посмотрела мне в глаза.

— Может вы знаете, куда он ушел? Что я сделала не так?

— Примерно знаю. Но я его не вижу, поэтому делаю оценку на базе ваших воспоминаний. А они весьма неконкретны.

— Не поняла, – женщина была сбита с толку.

Я хотел было начать разговор на давно опостылевшую тему об избирательности памяти, где помнят или только хорошее, или только плохое. Но один момент из ее прошлого заставил изменить тактику.

— Кстати, вы помните ваш фотоальбом с красивой обложкой сиреневого цвета, там сбоку еще цветок нарисован?

— Ну да, он у меня до сих пор на книжной полке лежит. Вы даже и его углядели?

— Углядел. Месяц назад вы его перелистывали, почему не зацепили в сознании, что нет совместной фотокарточки, где вы и ваш сожитель фотографировались вместе на фоне главного фонтана в вашем городе?

— Н-н-не знаю, а что, ее там нет?

— Нету, вы тогда искали другое тематическое фото и пропустили мимо сознания факт ее отсутствия.

— Может быть, а она что, была очень важной?

— Как сказать, вы же помните не раз, как при совместных просмотрах он постоянно раскрывал альбом на этом месте.

— Ну, было такое, но, как-то не придавала этому значение.

Я еще раз внимательно осмотрел фотографию, хранящуюся в ее памяти. Потом прошелся по ее воспоминаниям, связанными с этой фотографией. Что-то стало проясняться.

Но тут вступил в действие принцип неопределенности – я не могу программировать действия человека на конкретный результат, ведь существует свобода воли. Она своими действиями также влияет на линии судеб других людей, которые даже не связанны с ней самой.

Я могу давать только намеки, а она сама должна решить, что делать дальше.

— Вспомните, как он комментировал это фото.

Женщина задумалась. И вдруг легкое понимание осветило ее лицо.

— Я сейчас вспомнила, на этом фото была смешная оптическая иллюзия, что когда он обнимал меня, рядом стояла другая женщина, которая в упор смотрела куда-то в сторону, а на фото получалось, что на него. Он тогда еще шутил, что его пронзают взглядом насквозь. Вы полагаете, что она смотрела все-таки на него?

— Если фотография исчезла, значит ваш сожитель не хотел, чтобы вы ее снова увидели. Как вы думаете, почему?

— Значит он ушел к ней. Все понятно. А я даже ее лицо не могу вспомнить. Но почему? А она красивая? Ну конечно же, сто процентов, что фигурка как модель, не то, что я, расплывшаяся и располневшая… – женщина собралась зарыдать.

— Не все однозначно, – задумчиво сказал я. – Они очень похожи друг на друга. Не исключено, что это может быть его родственница.

— Тогда ничего не понимаю, – озадачилась женщина, глядя мне в глаза. — Он никогда мне не говорил, что у него есть родственники. Это я то, растерявшая за множество лет все свои корни, даже не знаю, кто из моих родственников кто где живет. Вы думаете, он решил найти свою сестру?

Я просканировал ее будущее на вопрос возврата сожителя. Есть положительные результаты. И там узнал дополнительную информацию.

— В общем так, я посмотрел ваше будущее, есть большая вероятность, что вы очень скоро получите от него весточку и узнаете, что все это значит. Возможно, она действительно его родственница и он взял фото для поиска.

— Наверно! – женщина уцепилась за возникший шанс. – Он же шебутной совсем, увлекающийся, внезапно сорвется куда-то, а я потом ищу… Да, так и есть, решил ее найти и помчался, и меня забыл поставить в известность, может сюрприз хотел сделать? Буду ждать сколько надо и все прощу.

— Почему вы не поддерживаете связь с вашими родственниками? Они же могут поддержать вас в трудную минуту.

— Так не знаю, где все, давно было. Искала и все бестолку. Скажите, а он вернется или только весточку передаст?

— Возможны оба варианта, а вам пока надо заняться своими делами, чтобы были готовы к любым ситуациям.

Женщина замолчала.

— Еще вопросы есть? – спросил я, глядя в ее задумчивое лицо.

— Вроде нет, все понятно. Но странно всё как-то.

— Жизнь такая. У меня к вам просьба, пригласите пожалуйста вашу попутчицу, потом все вместе поедете домой, как раз успеете к обратному автобусу.

Высокая нерешительно посмотрела на меня, слегка кивнула головой и вышла во двор.

Ну не мог я ей сказать, что у нее в заначке пропало фамильное кольцо с камушком, которое она хранила как память, и плюс несколько золотых вещей, составлявшие ее “черный день”. С сожителем она жила всего четыре месяца и совсем его не знала. А это фото было единственным, где они были сняты оба и видно было его лицо. Во всех остальных фотографиях была только она одна.

Впрочем, за драгоценности она может не волноваться. В ее случае были только два варианта. Или сожителя ловят при их перепродаже, или он одумается, вернется и положит все драгоценности на старое место. Такой шанс у женщины тоже был.

3.

Через минуту в комнату вошла третья, горластая. Ее одежда в стиле деловой женщины уже слегка запылилась садовой пылью.

Но я уже устал, три посетителя за день – это перебор. Поэтому с ней буду предельно краток.

— Я вам тут яблок нарвала, такие чудесные, наливные, прелесть просто.

— Спасибо за помощь. Теперь слушаю ваши проблемы.

— У меня вопросов немного, может раскроете мне глаза на что-то, а то я не всё понимаю.

— Например?

Пока она собиралась духом, я просканировал ее на небольшое прошлое. Уверенная в себе женщина, знающая, что хочет от жизни, но, тем не менее, очень незащищенная от душевных страданий, которая скрывает напускным гонором.

— Я имею небольшой бизнес в разных областях, в наше время это просто необходимо.

— Вижу, одно из них маклерское бюро в области недвижимости. Кстати, вы очень оригинально ответили вашему клиенту, который доставал вас вопросами о причине небольшой стоимости квартиры на окраине города, что за такие деньги он будет готов сам разогнать всех призраков из его новой квартиры, если таковые там обитают.

— И он вернется ко мне с претензиями? – живо заинтересовалась горластая.

— Не вижу его в будущем. Значит свои претензии он решил, или выгнал призраков, или подружился с ними, или сам стал призраком.

— Почему?

— Потому что вы сами не знаете, почему эта квартира недорогая, и подозревали, что там что-то не чисто. Но это было не ваше дело, вы лишь порекомендовали ее вашему клиенту, а дальше он сам решает, что делать дальше. Свобода воли, принцип неопределенности.

— Понятно, – задумалась горластая. – Тогда ряд вопросов я вероятно опущу, потому что общий смысл решений я уже уловила.

— Но ведь это не основной вопрос, с которым вы пришли ко мне.

— Не основной, вы правы. Я себя не могу понять. Вроде и бизнес небольшой есть, миллионы хоть не загребаю, но на хлеб с маслом хватает для себя и для моих детей, хватит и на их учебу и на их становление на ноги на первых порах, могу позволить себе ежегодные поездки за границу, шмотки всякие. Мне завидуют и считают, что я просто купаюсь в море счастье, но на душе так тоскливо.

— Почему вы отказались от услуг психолога? Я вижу, что было несколько сеансов.

— Поняла, что бесполезно, он просто деньги выкачивает.

— А если честно?

Горластая тоскливо посмотрела на меня.

— Я отвечу за вас – вы испугались.

Она опустила голову.

— Вы испугались, что этот психолог может выйти на ту боль, которую вы спрятали в глубине своей души и изо всех сил не хотите больше вспоминать о ней.

— И вы ее видите? Чуете? – прошептала она.

— Да. И ваш психолог тоже тогда нащупал эту боль, хотел с вами проработать ее, но вы прекратили посещения и просто сбежали.

— Вы думаете, что мне принесло бы пользу?

— Любая непроработанная боль не дает основу для душевного спокойствия. Я вижу разные варианты вашего будущего, в одном вы разрулили проблему и живете с легкой душой, в другой вы продолжаете сжигать себя, как сейчас, в третьей смирились и продолжаете жить как сомнамбула, не получая ни радости ни спокойствия.

Горластая совсем поникла и опустила голову.

— И вы уже увидели, что стало причиной моей боли?

— Я то вижу, но не мне судить.  Вы по сути взяли на себя вину ваших родителей, которые в далекие годы поссорились с родственниками, и один из ваших родителей совершил не совсем тактичный поступок…

— Не надо! Прошу вас, мне больно это слышать, – горластая схватила себя за голову и замотала головой во все стороны.

— Больно, согласен, не будем ковыряться, но ведь боль можно решить, если загладить этот поступок.

— Как????? – она закричала. – Если бы вы знали, сколько я потратила сил и времени в поисках своей сестры, чтобы покаяться, повиниться, испросить прощения за все плохое, что было ей сделано.

— Знаю, – начал я и вдруг замолк.

Что-то в ее прошлой линии меня сильно беспокоило, я не мог отделаться от странного чувства дежавю.

Повинуясь своей догадке, я попросил горластую остаться в комнате и позвал из сада двух ранних посетителей.

Отряхиваясь от пыли и травы, они положили корзинки с яблоками в угол, зашли в комнату и удивленно посмотрели на горластую. Потом все трое дружно посмотрели на меня.

Я  еще раз внимательно просканировал все их линии прошлого.

Все, что допустимо по законам статистики и циклов, могло и не произойти из-за принципа неопределенности. Но сейчас именно такой момент, когда все возможности сошлись.

Я обратился к высокой.

— Вы помните, как вы отмечали ваше семилетие?

— Смутно, честно говоря, – тихо проговорила она.

— Не так уж и смутно. Вы помните большой круглый торт с забавной игрушкой на его поверхности.

— Да, точно, что-то припоминаю, – задумчиво проговорила высокая, наморщив лоб. — А, точно, был большой белый торт, с синей такой линией на боку. Постойте, там еще была музыка, такая задорная, мама и папа… Ёлка, а ну да, мой День рождения же зимой, сразу после Нового года. Ёлка, ёлка… дайте вспомнить… много народу, дети… Да! Там же была моя двоюродная сестра Наташа, чуть помладше меня, и… я вроде пыталась надеть на нее елочный шарик, а он треснул и рассыпался… Помню, помню, так интересно всё проявляется. Осколочек один что-то порезал у сестры, мизинчик вроде, кровь была, рыдала она так сильно, что мне потом влетело от мамы…

Горластая молчала и во все глаза смотрела на нее. Потом всхлипнула и быстро выпрямила пальцы левой руки.

— Вот где шрам то, а я Наташа, а ты, значит, Людка?

Высокая ошарашенно кивнула и обе бабы посмотрели на меня с изумленными взглядами, ожидая подтверждения своих догадок.

Я кивнул головой.

— Да, вы оба были на том празднике.

Бабы бросились в объятия, рыдая и нечленораздельно всхлипывая.

— Чуяла я, что найду тебя, Наташка, Наташка!

— Людка! Тоже чуяла это! Ну прям как в кино, искала, искала и нашла. А че фамилия то у тебя другая?

— Да по мужу, будь он неладен. А всё торт этот помог, никогда бы не подумала. Слушай, а там же был этот, как его, Андрюшка, сын тети Вали, сестры твоей мамы, помнишь его? Сколько ему было то? Ну маленький еще был. Так он эту фигурку потом куда-то уволок, помнишь его?

— Это был снеговичок, – внезапно раздался мужской голос. – Я хотел узнать, из чего он был сделан.

Бабы разом замолчали и дружно взглянули на мужика. Он стоял весь ярко-пунцовый и вытаращенными глазами смотрел на пол.

****

Я еле выпроводил обезумевшую от радости троицу, отбиваясь от их назойливых обещаний сделать ремонт, починить крышу, собрать весь урожай, прополоть все, что можно прополоть, принести засолки и варенья и так далее.

Да уж, весело быть пророком, обхохочешься. Но яблоки мне собрали, и на том спасибо. Осталось только решить, что из них делать, джем, варенье или засушить на зиму? Хотя можно все сразу, яблок на всё хватит.