Болезнь любви 3

Александр Захваткин
В предыдущей части статьи (http://proza.ru/2023/03/07/1828), исследуя «болезнь любви» А.С. Пушкина, я пришёл к выводу о том, что любовь Александра Сергеевича к Александре Ивановне Осиповой нашла свое отражение в так называемом Алинском цикле, в который вошли поэтические произведения отразившие его тайную и неистовую любовь к ней.
До настоящего времени произведения вошедшие в этот цикл относились исследователями к другим женщинам, кроме первого стихотворения этого цикла.

I.
1826 г.
Я вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, – я зеваю;
При вас мне грустно, – я терплю;
И мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь – мне отрада;
Вы отвернетесь – мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, –
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествие в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина, сжальтесь надо мною!
Не смею требовать любви:
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня нетрудно!..
Я сам обманываться рад!

II.
Октябрь 1828 г.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно.
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим. /1/

III.
1829 г.
Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза.
Хоть я грустно очарован
Вашей девственной красой,
Хоть вампиром именован
Я в губернии *** (Тверской);
Но колен моих пред вами
Преклонить я не посмел
И влюбленными мольбами
Вас тревожить не хотел.
Упиваясь неприятно
Хмелем светской суеты,
Позабуду, вероятно,
Ваши милые черты,
Легкий стан, движений стройность,
Осторожный разговор,
Эту скромную спокойность,
Хитрый смех и хитрый взор.
Если ж нет... по прежню следу
В ваши мирные края
Через год опять заеду
И влюблюсь до Ноября

IV.
15 мая 1829 г.
 Всё тихо - на Кавказ идет ночная мгла,
 Восходят звезды надо мною.
 Мне грустно и легко - печаль моя светла,
 Печаль моя полна тобою -
 Тобой, одной тобой - унынья моего
 Ничто не мучит, не тревожит,
  И сердце вновь горит и любит оттого,
  Что не любить оно не может.
  Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
  И без надежд и без желаний.
  Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
  И нежность девственных мечтаний.

V.
27 октября 1829 г.
Черновой вариант Посвящения к поэме «Полтава».
«I love this sweet name»
(«Я люблю это нежное имя»)
Тебе - но голос музы темной
 Коснется ль уха твоего?
 Поймешь ли ты душою скромной
 Стремленье сердца моего?
 Иль посвящение поэта,
 Как утаенная любовь,
 Перед тобою без ответа
 Пройдет, непризнанное вновь?
 Но если ты узнала звуки
 Души приверженной тебе,
 О думай, что во дни разлуки
 В моей изменчивой судьбе…
Твоя печальная пустыня,
 Твой образ, звук твоих речей
 Одно сокровище святыня
 Для сумрачной души моей.

VI.
Ноябрь 1829 г.
Зачем, Елена, так пугливо,
С такой ревнивой быстротой,
Ты всюду следуешь за мной
И надзираешь торопливо
Мой каждый шаг? [я твой]

VII.
18 сентября 1835 г.
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали!
И легковерные мечты...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

Возможно в этом интервале, 1826 – 1836 гг., есть и другие свидетельства неистовой любви Пушкина к Алине Осиповой, но на сегодня мне их обнаружить не удалось. Исключать таких находок в будущем, полагаю нельзя.

Атрибуция рисунка ориентировочна:
Незаконченный портрет на обложке журнала ««Северный архив» 1824, кон. нояб. - дек.


/1/ Последние исследования, дают основание полагать, что Алина была не единственной музой этого стихотворения. Возможно на его создание повлияли воспоминания Пушкина о женщине которой он посветил в 1817, когда ещё не был знаком с Алиной, следующее стихотворение:

К***

Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди забав я часто омрачен,
Зачем на всё подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;

Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой —
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;

Кто счастье знал, уж не узнает счастья.
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно...