Осколки одной истории

Армен Григорян
(Пунктуация, орфография, синтаксис и стилистика оригинальных документов сохранены - во имя исторической достоверности и ради определенных выводов)



ЧАСТЬ ПРЕДПОСЛЕДНЯЯ - НАСЛЕДИЕ НЕ ДОЖИВШЕГО ДО ТРИДЦАТИ

Аветян Хорен Григорьевич
Год рождения: 1916
Звание: гв. ст. лейтенант
В РККА: с 1938 г.
Место службы:  164 гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк 42 гв. отдельной танковой бригады 38 А 2 УкрФ / штаб 64А, политотдел 64 А КВО


Награждения:


               Медаль "За оборону Сталинграда"

18.02.1945 Орден Отечественной войны I степени (посмертно)


"Батарея тов. Аветяна за время боев с 15 по 22.01.45 уничтожила:
немецкий обоз в количестве 25 подвод, до 70 солдат и офицеров, 2 батареи  75 мм пр-ка и один танк прикрывавший переправу в г. Дембице. Тов. Аветян смелый самоотверженный офицер, в бою за м. Могиляны при отражении атак пр-ка погиб, как патриот Советской Родины, достоин к представлению посмертно к правительственной награде ордену Отечественной войны 1ой степени".


ЧАСТЬ ПОСЛЕДНЯЯ


НКО СССР
42
ГВАРДЕЙСКАЯ
ТАНКОВАЯ СМОЛЕНСКАЯ
КРАСНОЗНАМЕННАЯ
БРИГАДА

23 января 1945 г.

ИЗВЕЩЕНИЕ
N a26

Ваш муж, командир батареи 164 гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка гв. ст. л-нт Аветян Хорен Григорьевич уроженец Армянской ССР, г. Степанаван, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 22 января 1945 г.
похоронен: Польша, м. Могиляны, братская могила

Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии (приказ НКО СССР Н-023-44)

Командир части /Подпись/
Начальник штаба /Подпись/
Круглая гербовая печать


6.3.45 г.

Добрый ден многоуважаемая Эмма!!
Эмма Вы меня извените но долг моего знакомства с Вашим мужем обязываеть поступить как товарищ.
Я недавал возможности ему выходить из машины но он всеже вышел его тяжело ранило и через 30 минут у меня почти наруках умер.
Хорен Григорович был хороший товарищ и командир, кто ему был подчинен он всегда был доволен, а товарищи его уважали его как лучшего товарища.
Я Вам посылаю фото которое хранилось у него. В один конверт все фото невмещалось я пишю в двух письмах на этом кончаю.
Эмма Ваше горе мы гвардейцы розделяем в месте. Вы потеряли лучшего своего друга жизни, а мы лучшего товарища и командира.
За своего товарища мы поклялись отомстить проклятым немцам.
Недалек тот час когда окончательно розгромим "фаленных вояк".
На этом кончаю  Если Вас ище что интересуеть пишите я Вам отвечу.

С приветом /Подпись/ В. Рубан






23 апреля 1945 года

Фронтовой гвардейский привет и поздравляю Вас с праздником днем Первого мая.

Добрый день ЭММА!

Вы меня Эмма извените, что коротенько так пишу, но я выполняю обищанное мною Вам.
Хорен награжден орденом Отечественной Войны 1ой степени, но знак ище неполучен, как только знак получить штаб, то его Вам сразу вышлють, об этом я уже сам справлялся, мне так передали, я думаю, что это будет зделано безсомнения.
Я тоже награжден но досихпор неполучил ведь мы всеже далеко от своей родной Земли.
Я конечно буду за этим делом смотреть и интересоваться, то что всылах моих все зделаю, а если что будет даже туговато то всеже добьюсь, но такие вещи обычно делаются без задержки.

С Приветом /Подпись/ В. Рубан




24 апреля 1945 года

Добрый день дорогая Эмма!

Фронтовой гвардейский привет.

Эма Вашу открытку я получил за которую Вас очень благодарю и сразу даю Вам на ее ответ.

Эмма я Вам писал что послал два письма одно повидимому Вы получили, а второе еще нет, я во втором письме положил большую фотокарточку которую невместил в первом письме эти письма я отослал в один день, значить гдето задержалось в дороге вот это и есть второе письмо что Вам немного было непонятно окотором я Вам писал.

Эмма типерь я Вам отпишу о Хорене.

Я сним познакомился в Октябре м-це в г. Челябинске и все время были вместе. Мы друг друга уважали иделились всем как в бою так и до боя как подобает офицерам.

В этот день когда Хорен погиб я утром был отослан от него по неисправности машины, но неисправность быстро была устранена я его догнал, он подошел комне угостил меня Шиколадом и попиросами, а надо сказать что он некурыл попиросы всегда приносыл мне.
Мы сним поговорили у него было очень виселое настроение но чувствувалась какая-то особенная встреча между нами.
Стоя на мести мы шутили смеясь как всегда над тем как драпають Немцы увидя наши грозные машины.
Дан был приказ вперед, Хорен сел в машину и мы поехали штурмовать один городишка, ворвались в город и начали обстреливать противника по сторонам Хорен был в машине когда остановились отражать контратаку противника  Хорен начал вылазить с машины с пистолетом в руке (где небыло этой необходимости) я идругие его стали не пускать но он непослушал и настолько вылез с люка в полный рост в это время Гадина Снайпер Немецкий выстрелил и пуля разрывная попала в грудь. Хорен упал на машине я и другие товарищи втащили его в машину Зделали ему сразу перевязку, пуля прошла насквозь.
Я дал ему немного шыколада чтобы небыло жажды к воде, он был жив но ничего неговорил, минут 25 прошло Хорен тяжело вздохнул открыв глаза и умер.
Утром я выбрал место для могилы в одном из красивых садов, в помещичем имении возле розкошного красивого дерева был похоронен.
В гробине я укрыл его хорошим ковром.
Хорен похоронен в городе Могилян (Польша)
Да Эма Хорен был лучший товарищ из лучших утеря его для нас большое горе, но мы продолжаем мстить за него, на второй день я своей машиной роздавил немецкого офицера стал жесток на всем пути за этот период немало подавили гусиныцы моей машины немецких гадов без разбора всех раз немец он враг и счет имеется подходящий Сичас нахожусь за Одером.
Хорен награжден Орденом Отечественной Войны 1-й степени его должны Вам выслать я это узнаю и сообщу Вам.
Пока досвидания пишите. Извените что так плохо написал приходиться торопиться.
С приветом Владимир Рубан



Июль 1945 года

Уважаемая Эмма Бадаловна

Ваш муж верный своему долгу перед родиной проявив при этом мужество  геройство погиб за Советскую родину 22 января 1945 г.
Вы потеряли мужа, а мы танкисты верного друга и хорошего, отзывчивого товарища, смелого и мужественного командира, но мы жестоко отомстили за его смерть презренным убийцам мы не дали возможности ускользнуть от нашего возмездия и оно, как тяжелый молот обрушилось на головы убийц Германского фашизма. Ваш муж отдал свою драгоценную молодую жизнь за торжество нашего правого дела. Мы победили и враг повержен в прах.
Имя героя вечно будет жить в срдцах нашего народа. Не убивайтесь горем, не опускайте головы, а смотрите смело вперед т.к. впереди нашу родину ожидает светлое будущее, которое уже ни какие темные силы не в состоянии омрачить.
Родина оценила подвиги Вашего мужа наградив его высокой наградой Орденом ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, который мы Вам посылаем, как память о герое отдавшем свою жизнь за общее благо народа.
Досвидания! желаю Вам счастья и здоровья в Вашей жизни.

С приветом к Вам

ЗАМ. КОМАНДИРА В/Ч 65578
ПО ПОЛИТ. ЧАСТИ /ГВ. МАЙОР/
/САВКИН/

ЗДРАВСТВУЙТЕ МНОГОУВАЖАЕМАЯ Эмма Бадаловна

Командование в/ч 65578 и весь личный состав части шлет Вам боевой "гвардейский" привет. Одновременно высылаем Вам орден "Отечественной войны" Первой ст., которым был награжден Ваш муж Аветян Хорен Григорьевич. Этим орденом награжден Ваш муж за мужество и отвагу, проявленное в борьбе против немецких захватчиков. Ваш муж верный доконца служению Родине и отцовскому наказу отдал свою жизнь за будущее счастье Советского народа, за спасение Социалистического государства. Пусть этот орден политый кровью народа явится памятью Вам о своем муже, как о стойком преданном сыне своей Родины. Память о Вашем муже навсегда останется у нас гвардейцах.

С приветом и уважением к Вам
Командир в/ч 65578 Гв. майор /Подпись/ Ефремов


Н. К. О.
Войсковая часть
Полевая почта 65578
22 ноября 1945 г.


Здравствуйте Уважаемая Эмма Бадаловна!

Командующий в/ч 65578 высылает Вам документы Справку за Оборону Сталинграда Временное удостоверение сохранившиеся Вашего мужа Аветян Хорена Григорьевича, который погиб геройской смертью в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Хорен был одним из смелых храбрых сынов нашей родины, Образ его всегда живет с нами и воодушевляет наший бойцов и офицеров на отличную учебу

Досвидания  желаю Вам наилучших успехов в Вашей жизни

Командующий   /Подпись/