ОГЭ – 2023. Задание 2.1-2.2. Литература. Вам будет предоставлен текст романа.
Задание. Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания.
Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1. Укажите другой фрагмент романа с участием Гринёва. Какие черты характера Гринёва проявились в выбранном Вами фрагменте?
1) Главе «Сержант гвардии» романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» предпослан эпиграф, в котором есть такой наказ: «…пусть в армии послужит. … пускай его потужит...», смысл которого – пусть пройдет через испытания, страдания». 2)Образование и воспитание Петруша получил в дворянской семье, с момента рождения записан в полк (так автор вводит «тему семейной хроники»), бездельничает и гоняет голубей. 3)События и люди, с которыми сталкивался герой, формируют его характер (это тема дворянского воспитания и история становления характера «недоросля») - так начинается биография свидетеля пугачевского бунта.
4) «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни,» - таким предстает перед нами будущий офицер гвардии в собственным мечтах, эти слова свидетельствуют о безответственности, стремлении к утехам и пустому времяпрепровождению героя. 5)Однако отец мудро решил: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». И был прав: на постоялом дворе в Симбирске он ввязывается в игру на деньги, пьет вино, не подчиняется Савельичу. 6) Будущее такого молодца нетрудно нарисовать: пьяница, транжира, игрок, поэтому автор, будучи человеком честным, на протяжении всего романа проводит офицера через испытания, предоставляя ему возможность стать настоящим человеком: воспитать силу воли, начать чувствовать ответственность за свои поступки, определить цель в жизни и сделать нравственный выбор между честью и бесчестием.
7)Отцовский наказ «Береги честь смолоду» стал для Петра ориентиром: пришлось оплатить проигрыш, испытать муки совести: «С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием» выехал он в Белогорскую крепость, навстречу суровым испытаниям. В данном фрагменте автор показал, как «недоросль» начинает перерождаться в человека честного, благородного и искреннего.
Около 250 слов
2.2. Укажите другой фрагмент романа, в котором Гринёв попадает в ситуацию выбора. Какими жизненными принципами он руководствуется в сложившейся ситуации?
Задания 2.1/2.2 базового уровня сложности к фрагменту эпического, лироэпического, драматического произведения.
Инструкция. Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
1)Жизненные принципы – это нравственные законы, система ценностей, которыми человек руководствуется на протяжении жизни. 2)Сам роман «Капитанская дочка» учит благородству, смелости, честности, мужественности. 3)Ему предпослан эпиграф – «Береги честь смолоду»- пословица, открывающая нам мир, в котором человек следует нравственным законам.
4)В главе 4 – «Поединок» - писатель проводит Гринева через главное испытание: поединок с «душегубом» Швабриным, который оболгал Машу («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), и Петр вызвал его на дуэль, обвинив в бесстыдстве и лжи. 5) Гнусное поведение Швабрина проявляется и в его мерзком поступке: он провел удар шпагой, когда Гринев отвлекся. 6) В главе «Любовь» Петр делает предложение Маше, просит об освобождении Швабрина (законы милосердия в действии!), даже просит прощения у своего врага: «В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника», который написал донос старшему Гриневу о чувствах сына в Маше. Переживания младшего Гринева, отвергнутого Машей («…я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия»), являются кульминацией главы,
7)Таким образом, А.С. Пушкин показывает в деталях, как переживания героя влияют на выбор его позиций в различных ситуациях: участвует в дуэли, отстаивая честь любимой, прощает злодея, чуть не убившего его, воспользовавшегося моментом, когда Савельич окликнул дуэлянта; простил клеветника, посочувствовал сопернику. 8)В любой ситуации он следует нравственным законам, руководствуясь жизненными принципами: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение» - автор убеждает нас, что принципы, которым следует человек, формируются в жизненных ситуациях, определяют судьбу.
Около 240 слов
Критерии оценивания заданий базового уровня сложности 2.1/2.2
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 « Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания заданий 2.1/2.2 базового уровня сложности к фрагменту эпического, лироэпического, драматического произведения
2.1 / 2.2 1. Соответствие ответа заданию. 2. Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации. 3. Логичность и соблюдение речевых норм.
Критерии оценивания заданий 2.1/2.2 базового уровня сложности к фрагменту эпического, лироэпического, драматического произведения
К1. Соответствие ответа заданию
Фрагмент выбран в соответствии с заданием, ответ дан и свидетельствует о понимании выбранного фрагмента – 2 б
Фрагмент выбран в соответствии с заданием, но ответ не позволяет судить о понимании текста выбранного фрагмента – 1 б
Фрагмент не выбран, или его выбор не соответствует заданию – 0 б
К2. Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации
Для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют - 2 б
Для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки - 1 б
Суждения не аргументированы текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки – 0 б
К3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2 б
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок - 1 б
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) – 0 б
Максимальный балл – 6