Пушкин Онегин Отъезд Тани в Москву невеститься

Поль Читальский
Текст романа (по канонам т.нзв. литературоведения он им не является) Евгений Онегин изобилует сведениями,  явлениями, ситуациями и акциями, которые оставляют читателя в состоянии недоумения. Вывести его из этого тупика могут быть только «посвященные пушкиноманы», которые уверяют, что это … часть замысла, что понять чернь «такое» и не должна … итд итп.

Сегодня, для примера, разберем текст романа о стихах, в котором Пушкин пытался красочно с неудержимой фантазией описать отъезд Лариных и перевоз Татьяны в Москву, чтобы  выставить товар лицом со всеми ее «прелестями из глуши степных селений» на знаменитых московских ярмарках невест

После того, как Таня отказала разным чудакам, просившим хотя бы ручку (включая гусара и знатока чая Петушкова), ее решили отвезти в Москву на ярмарку невест. Ждать  далее не было ни сил, ни средств, а риски с той, которой «Пришла пора…»  и  «Душа (автор поскромничал … но от сарказма не удержался = привычка ж сверху нам дана)  ждала … кого-нибудь»,  росли до небес. Поэтому соседи воем роя пушкинских Бесов завопили:

Увы, Татьяна увядает;
Бледнеет, гаснет и молчит!
Ничто ее не занимает,
Ее души не шевелит.
Качая важно головою,
Соседи шепчут меж собою:
Пора, пора бы замуж ей!..

Вот как Пушкин описывает отъезд Лариных с прислугой (челядью):

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
XXX.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Не радо ей лишь сердце Тани.
Нейдет она зиму встречать,
Морозной пылью подышать
И первым снегом с кровли бани
Умыть лицо, плеча и грудь:
Татьяне страшен зимний путь.
XXXI.
Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью брошенный возок.
Обоз обычный, три кибитки
Везут домашние пожитки,
Кастрюльки, стулья, сундуки,
Варенье в банках, тюфяки,
Перины, клетки с петухами,
Горшки, тазы et cetera,
Ну, много всякого добра.
И вот в избе между слугами
Поднялся шум, прощальный плач:
Ведут на двор осьмнадцать кляч,
XXXII.
В возок боярский их впрягают,
Готовят завтрак повара,
Горой кибитки нагружают,
Бранятся бабы, кучера.
На кляче тощей и косматой
Сидит форрейтор бородатый.
Сбежалась челядь у ворот
Прощаться с барами. И вот
Уселись, и возок почтенный,
Скользя, ползет за ворота.
„Простите, мирные места!
Прости, приют уединенный!
Увижу ль вас?..“ И слез ручей
У Тани льется из очей.

Прогон  обоза до Москвы:

За то зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной
Дорога зимняя гладка.
Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают как забор.43
К несчастью Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.

(2)

Разбор полетов:

Не на почтовых, на своих
Обоз обычный, три кибитки
Возок боярский
Осьмнадцать кляч, В возок боярский их впрягают
Сидит форрейтор бородатый.
Неутомимы наши тройки,
Не на почтовых, на своих,
Семь суток ехали оне.

Итак,  обоз состоял из трех кибиток  с  барахлом,  утварью, челядью (дворовыми помещицы = рабами (охраной)  и рабынями;  не путать со смердами, челядью-пленниками, холопами и закупами) и одного возка боярского  (их виды того времени мы уже рассматривали). Итого обоз из 4-х экипажей


Возникает  первый вопрос = зачем в возок впрягать 18 кляч?

Тем более,  что далее  Пушкин, что ехали на тройках = т.е. каждый экипаж имел в одной смене (ходке до привала или смелы не сытых лошадок)) три клячи  =   4 на 3 = итого 12 кляч.  6 кляч были в резерве главы обоза  =  бригадирши вдовы Прасковьи Лариной  = и, возможно, использовались для подмены крайне уставших животных.

Но автор в пылу поЭтического разыгравшегося воображения  отдал все 18 кляч вознице = остальные три кибитки с пожитками, подарками селян и товаром для торгов Москвы очевидно должна была тащить челядь … впрягшись в оглобли дрог, на которые ставили зимой кибитки без колес

Если же это бред или абсурд, то остается признать , что в этом пушкинском описании вкралась ошибка, что
Это, увы,  типовая пушкинская неряшливость или гон за абсурдами  в романе = энциклопедии «противуречий», которые он сам видел, признавал за оные, но исправить не давал, гордо капризно заявляя  «Я ТАК ХОЧУ». Так.

Второй вопрос в погружении в недоумение:

откуда в этом обозе да еще для дальней (недельной!)  зимней дороги  взялся … форейтор!?

Ведь  это  младший кучер или конюх, который сидит на передней лошади и управляет ею, при запряжке цугом (!). Если принять этот вариант = клячи запрягли цугом, то 4*4 = 16 и 2 в резерве. Тогда откуда взялись потом тройки  …?

Это все та же типовая пушкинская неряшливость или гон за абсурдами  в романе = энциклопедии «противуречий»

И этого призрака Пушкин затащил в самый центр стольного града!

И как быть ?
А, ну-да, мы все пытаемся быть в мимесисе (подражании) физиса Земли  и не заходиться в плену пушкинского поэтического воображения,  без конца уводящего нас по Дао метафизики …  Но тогда надо отключить логику и просто плыть по реке пушкинской идеальной поэтики тотальной гармонизации, гладкописи и сладкозвучия