Стареет ли душа?

Елена Разум
       Итог

К концу подходит этот век.
Итог подводит человек.
Как прожил он? Что сотворил
По воле доброй и светил?
К добру ль привёл его итог?
Расцвёл ли в нём любви цветок?
Иль зло его поработило
И тьма злодейства поглотила?
К добру зовёт грядущий век,
Так делай выбор, человек!
       (А. Мельников)
 
    На протяжении многих веков люди бились над определением души. Ведь ее нельзя ни увидеть, ни пощупать, можно лишь только ощутить. Даже в наше время существует представление о двух «половинах» человека: тела и души. Душа наделяется способностью жить своей жизнью. Поэтому сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе: «душа радуется», «душа болит».

    Душа - внутренний мир человека, его сознание.
Иные утверждают, что душа есть воздух.(Цицерон)      
    
    Мир детства предстает как нечто особенное. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется думать, что он когда-то был ребенком. Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он еще не ведает лжи, клеветы, притворства, он чист душой.
         
Старение….
Какая, впрочем, чушь.
Морщины, право же,
Не главная проблема…
Не в возрасте дилемма,
А только в том,
Как молодость души
Не утерять.
И не утратить гармонию.
Таить сокровища,
Накопленные жизнью.
(Т. Сельвинская)

     "Стареет ли душа? Та ли она в старом теле, что и в молодом? Правильно ли говорить о пожилом человеке, что он молод душой, и надо ли всеми силами стремиться сохранить эту самую молодую душу? И, шире, – что несет старость душе?
 
     Что она несет телу – это вполне очевидно, и это, конечно, никак не радует. «Если ты в старости проснулся и у тебя ничего не болит, значит, ты уже умер». К этому, безусловно, надо готовить загодя и тело – щадя и развивая его так, чтобы старческие недуги наступили возможно позже, – но готовить и душу ясным пониманием, что рано или поздно эти недуги придут и их надо будет встретить с достоинством. Принять это заранее, без иллюзий, и уготовить себя к терпению физических скорбей. Но это не значит «завернуться в простыню и ползти на кладбище».
    
     Пока ты сам не пожил, не прожил достаточно много – этого у тебя нет. А чего «этого»? Прежде всего опыта общения с людьми, с собой и с Богом. Этот опыт может быть осознанным, а может быть и «фоновым», сам собой; и, увы, может оказаться нулевым или отрицательным, потому что человек может всю жизнь отталкивать и людей, и Бога, и себя самого, настоящего.
    
     Трудно смиряться с ослабеванием важнейших физиологических функций организма, а подлатать их и вытянуть к прежнему уровню не получится. Значит, смиряться, терпеть, учиться терпению. Учиться терпеть и близких, которые тебя и твоих проблем не понимают.
         
     Перед тем как кого-то обидеть, возьмите листок бумаги и скомкайте его. Готово? А теперь попробуйте разгладить. Не получается? Так и душа человека подобна этому листку. Если ты её однажды ранил, она уже не будет как прежде. Перед тем как обидеть- хорошенько подумай, что ты творишь...
   
     Увы, человек может сотворить себе кумира из страсти — из блуда, чревоугодия, «праведного» гнева, и носиться с этим кумиром до гробовой доски. Это особенно жалко и плачевно выглядит в случаях, когда дряхлые старички хвастаются самыми пошлыми любовными победами в прошлом и якобы в настоящем: тебе бы вспомнить, что ты человек, подумать о вечном, о любви и верности, а не о том, скольких ты баб перепробовал, но увы…
   
     Благодарно принимать – главный секрет счастья. И даже блаженства. И не потому, что «так надо» – благодарность не дается насильно. Но старость действительно есть за что благодарить и есть чему в ней радоваться.

     Стариковские бессонницы (вот тоже ослабление функций: сон практически у всех портится!) поддерживают это. Проснешься до рассвета и думаешь, думаешь… Лучше видишь то, что уже не исправить. Иногда это больно невыносимо. Это – раскаяние. Оно – шанс на подлинное, глубокое покаяние. Да, только шанс, но на самое главное в жизни – на встречу с Истиной, с Богом Живым. А неисправимое остается только предать на волю Божию. Прийти к покаянию значит прийти к подлинной молитве, отдать себя, и жизнь, и сделанное тобой зло в руки милосердного Бога. Это – только через боль.
      
     Все, что происходит с нами в старости, направлено на то, чтобы человек смог остаться наедине с собой и с Богом. Даже если просто наедине с собой – это уже полдела.
И это самое трудное."
   (Е. Тростникова, сайт "Милосердие.ру")