Реализм в искусстве не существует

Марина Сапир
Вот типичное определение реализма в искусстве:

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.


Источник: 
http://art.niv.ru/doc/
encyclopedia/
popular-art/articles/184/realizm.htm



То есть, все, что не является реализмом, является ложным, субъективным отражением. А реализм является правдивым, объективным изображением.

Понятие «реализм» предполагает марксистский взгляд на познание:
«Центральным вопросом марксистской теории познания являет­ся вопрос об истине... Философский материализм пре­допределяет ответ на него: истина есть соответствие знания действитель­ности, при котором первое является продуктом верного отражения объекта познания. Все, что не соответствует данному принципу, является иллюзи­ей, фантастикой, заблуждением . Истина носит объективный характер и не зависит от субъекта познания» https://lektsii.com/1-46953.html
Марксисты считают, что  верное отображение субъектом действительности возможно, не является субъективным, добросовестное изображение действительности верно, а неверное изображение действительности является заблуждением, ошибкой или намеренным, злостным искажением.

Задумаемся над этим интересным фактом. Художественное произведение создается субъектом, автором. Оно передает авторский взгляд на действительность, его собственное понимание (если он сам себе не лжет, не пишет на заказ.) Тем не менее, одни авторы создают реалистические произведения, а другие авторы создают не реалистические произведения. Почему?

Наиболее исчерпывающий ответ на этот вопрос дал Дмитрий Шостакович в произведении «Антиформалистический раек», в речи Товарища Единицына:

«Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы,
а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы.
Спрашивается, почему реалистическую музыку пишут народные композиторы,
а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы.
Народные композиторы пишут реалистическую музыку
потому, товарищи, что, являясь по природе реалистами,
они не могут, не могут не писать музыку реалистическую,
а антинародные композиторы, являясь по природе формалистами,
не могут, не могут не писать музыку формалистическую.

Задача, следовательно, заключается в том, чтобы
народные композиторы развивали б музыку реалистическую,
а антинародные композиторы прекратили бы свое
более чем сомнительное экспериментирование
в области музыки формалистической.»

Действительно, сам автор пишет такое произведение, какое у него пишется. Он сам не может не только создать совсем другое произведение, но и оценить реалистичность своего произведения.  Любой другой человек также может ошибаться. Поэтому нужна специальная коммунистическая инстанция, Товарищ Единицын (или человек, которого он назначил), чтобы отличить реалистические произведения от не реалистических (формалистических, как он их называет).  Следовательно, понятие «реализм» не имеет смысла вне организованного насилия над творческими людьми, позволяющего отбирать пригодное для потребления искусство, уничтожать не только произведения, но и авторов.

С другой стороны, в тех случаях, когда в обществе осуществляется тотальный коммунистический контроль, понятие «реалистическое произведение» оказывается необходимым, потому что оно позволяет метить политически — не корректные произведения как «нереалистические», не соответствующие действительности.

Что же происходит в ситуации, когда в обществе нет коммунистического контроля за идеологией? Тут уже некому решать, что же является реалистическим, а что — нереалистическим. Понятие «реализм» теряет смысл. Все произведения оказываются субъективными, и они уже не могут различаться по степени соответствия реальности: нету точки отсчета и меры объективности.
 
Поэтому понятие «реалистическое произведение» означает: произведение одобренное коммунистическими властями. Например, чтобы показать, что Пушкин не является идеологическим врагом, его произведения должны были тоже идентифицироваться в Советском Союзе как реалистические. Поэтому все творчество Пушкина с 1823 считается реалистическим, и попытки рассматривать его как не реалистическое являются нарушениями идеологического запрета, подрывными против Пушкина, как главного Советского поэта, против Советского Союза и его идеологии.

Можно сделать вывод,  что термин «реалистическое произведение» означает «официально одобренное», когда есть коммунистическая инстанция для одобрения или неодобрения произведений искусства. Во всех остальных случаях оно не имеет смысла.

П.С.

Обнаружила интересное определение "реализма" в книге Ice and flame : Aleksandr Pushkin's Eugene Onegin by Clayton, J. Douglas, 1985.
--------------------
It goes without saying that by 'realism' I understand
the poetic which formed the Russian prose novel of the 1850s through the
1870s and which strove to invoke in the reader a willing suspension of disbelief
and acceptance of the fictive reality as a 'reflection' of the real world. I do not, therefore, use the term in the loose sense in which Soviet critics employ it to mean all works which have a mimetic basis, or even all works which they find ideologically acceptable.
---------------------------------

Перевод:

-------------------
"Под "реализмом" я понимаю поэтику, которая сформировала русские романы с 1850 по 1870 и которая пыталась убедить читателя, что фиктивная реальность в романе является "отражением" реального мира. То есть я не использую этот термин в том нечетком смысле, в котором советские критики используют его для обозначения всех произведений, которые подражают реальности или даже тех работ, которые они считают идеологически приемлемыми."
----------------

Другими словами, он видит два разных понятия реализма: одно относится к русским романам конца 19 века, которые специально были написаны, чтобы читатель принимал фантазию за правду,  а другое - советское понятие, которое означает идеологическое одобрение.

Определение в современном словаре, которое я цитирую, дает третье значение: произведение, которое соответствует марксистскому пониманию отражения. В отличие от двух значений, упомянутых Клайтоном, для этого определения нет конструктивного способа проверки его его применимости к конкретному произведению.  Поэтому оно также позволяет властным структурам решать, является ли произведение "реалистическим".