Туман

Геннадий Рудягин
Ночи уже стали ядрёней, длинней, и мокрые от холодной росы астры под запотевшими окнами подолгу ждали восхода солнца.

На рассвете в селе хозяйничал туман. Такой густой, что из-за него во дворе не  было видно ни колодца, ни сараев, ни калитки. И асфальтированная дорожка, что от порога уводила любого в жизнь родного хозяйства, едва виднелась под ногами.

- Здравствуйте! – сказал кто-то со стороны невидимой калитки мужским голосом. И опустил на землю дорожную сумку. – Извините, Василий Гуменюк здесь живёт?

Тётка Оксана от неожиданности вздрогнула и выронила из рук пустые вёдра.

- Свят-свят-свят! – прошептала она, перекрестившись.

Ещё не крикнули про утро петухи, даже не проснулся в будке дворовый пёс, а у калитки КТО-ТО говорил человеческим голосом.

Тётка Оксана прижала руки к груди.

- Извините! Василий Гуменюк здесь живёт? – ещё раз спросил незнакомый голос.

- Свят-свят-свят! – опять прошелестела тётка Оксана непослушными губами. И потерянно оглянулась на свой дом, который где-то здесь стоял все добрые сто лет. – В нашем селе таких нет, - выдавила она из себя.

- Нет? – переспросил человек.

- Нет! – ответила тётка Оксана.

- Тогда почему же я об этом спросил? – удивился человек.

Разгоняя рукою туман, тётка Оксана пристальней всмотрелась в непрошеного гостя. Ей он показался высоким, в плаще и в шляпе, средних лет. И он, судя по голосу, как будто, улыбался.

- А вы куда ехали? – осмелела она.

- Не знаю.

- Может, вы пройдёте по улице дальше? – неуверенно предложила тётка Оксана.

- Спасибо! – сказал человек, не переставая улыбаться. – Но он меня именно сюда привёл.

- Кто?

- Тот, кто всё это придумал. Взял, и привёл.

- Зачем?

- Он об этом ничего не сказал.

- Кто?

- Тот, кто это придумал. Он направил меня сюда, а зачем, не сказал... Понимаете, я шёл в тумане. Шёл и шёл. Мог бы идти так и дальше. А он, возьми, и скажи: «Зайди в этот двор и спроси: здесь живёт Василий Гуменюк?» Я и подошёл, и спросил... Здравствуйте! А вы кто?

Тётка Оксана почувствовала, что губы её опять не слушаются.

- Чего надо? – жалобно просипела она.

- Не знаю. Об этом вы мне должны сказать. Я шёл мимо, в тумане, и услышал его голос: «Зайди в этот двор!»... А что будет дальше, зависит от вас.

Тётка Оксана ещё раз оглянулась на дом... На то место, где он всегда стоял.

- От меня? – она крепче прижала руки к груди.

- Да. Только от вас.

- Тогда идите, пожалуйста, дальше.

- Это куда? – спросил человек в шляпе и в плаще.

- Да по улице вверх или вниз.

Человек переступил с ноги на ногу.

- И это всё, что вы хотите мне сказать? – спросил он.

Тётка Оксана кивнула.

Незнакомый человек ещё постоял, поулыбался в тумане.

- Значит, про Василя Гуменюка вам ничего неизвестно, - сказал он. Поднял с земли дорожную сумку, поклонился, ушёл.

Тётка Оксана постояла, не шевелясь. Потом на цыпочках осторожно просеменила к калитке, повертела головой влево, вправо, и никого не увидела... Туман, туман, туман.

- Может, всё примерещилось? – с надеждой предположила она...

Но я-то знаю, что это не так. Потому что это мне пришла в голову мысль послать высокого человека в шляпе и в плаще во двор тётки Оксаны. Из ниоткуда. Из пустоты. Из осеннего тумана. Придумал, и послал. Со мною такое часто бывает. Особенно в эту пору года. Когда ночи становятся ядрёно-длинными, листья в садах желтеют, и мокрые от холодной росы астры под запотевшими окнами долго-долго ждут восхода солнца... Просмотришь все мировые новости в компьютере, ужаснёшься происходящему, и такая тоска вдруг нахлынет!.. Не такое напишешь! «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»...

Утром, когда над синими крышами села появляется красный круг солнца, с отпечатанным на принтере текстом я иду во двор тётки Оксаны:

- Давно проснулись, соседи?

- О-го-го! – отвечает весёлая тётка Оксана. – Уже и воды наносили, и постирались, и болтушку свиньям сварили, и у коровы!..

- А где наша Маричка?

- Гладит бельё. Позвать?

- Не надо. Я сам к ней зайду...

Грустной дочери тётки Оксаны Маричке, то ли брошенной кем-то, то ли сильно обиженной, скоро исполнится тридцать. О жизни её я ничего не знаю – по соседству живу первый год. Но уже привык скрашивать её одиночество своими весёлыми сочинениями.

- Доброго ранку, красуню! – говорю я, входя в комнату, и помахиваю над головой двумя листиками бумаги с отпечатанным текстом.

- Доброго ранку! – застенчиво улыбается она, отставляя в сторону горячий утюг. – Опять что-то написали?

- Написал.

- Про что?

- Про тётку Оксану.

- Про маму?

- Ага.

- Что-то смешное?

- Нет. Страшное.

- Наверно, шутите?

- Конечно.

Маричка по-прежнему улыбается. И я впервые замечаю, что она сегодня необычная – много ласки в её оживших глазах, тёплого света и счастья. Такой я её прежде не видел.

- Что? – спрашиваю я, засмотревшись. – Что-то случилось, Маричка?

Она не перестаёт улыбаться:

- Случилось... Мой Вася ночью вернулся... Теперь чистит коровник.