хищения

Алексей Иванов-Уситовский 2
Хищения.

Рассказ.
            
                С Сергеем  Петровичем я знаком  с детства. Сейчас он на пенсии проживает в уездном городе, но часто бывает  в  губернской столице, где мы встречаемся  за чашкой чая. Судьба его сходна  с жизнью других мальчишек и девчонок, рожденных после  Великой Отечественной войны. Школа, институт, армия, работа на разных предприятиях.  Он  женился,  родились две дочери, прибавилось забот и беспокойств.
                Сергей Петрович носил фамилию Смирнов.  Характер у него был смирный,  миролюбивый. Он редко повышал голос на собеседника в разговоре, если такое случалось, то, как говорят в народе, « достали». Петрович всегда был готов помочь друзьям словом и делом, в том числе и деньгами.  Надо отдать должное друзьям, долги они  возвращали в полном объеме и в срок.  Пьяниц он  не любил, старался избегать  шумных   компаний и не давал свои рубли на выпивку.  С удовольствием посещал праздничные мероприятия на  участке завода.
             На работе его уважали руководители и рабочие.  Он имел определенный талант разговаривать с начальством и подчиненными. Руководство уважало его за глубокие знания своего дела, трудолюбие, ответственность, а также острый ум, позволяющий  находить  нестандартные решения при выполнении той или иной задачи. Рабочие ценили в Петровиче добросовестное отношение к работе, справедливость и доступность. Если увольнял он провинившегося рабочего  по статье, то точно известно, что он заслужил такую кару. В обиходе и на работе  все величали его Петрович.
            В окружение Смирнова имелись и такие людишки, которые при встрече улыбались, жали руки и похлопывали  по плечу,   на словах обещали многое,  а  реальные дела отсутствовали.  У них всегда  присутствовали десятки отговорок, причин.  Самое противное заключалось в том, что они же распускали всевозможные слухи, наговаривали.  В таких случаях он  работал за себя и того парня -  «лодыря».         
             В социальном плане во времена ССР директор завода  не очень отличался от работников предприятия, заработная плата электрослесаря высокой квалификации была на уровне директорской. В поведенческом отношении эти категории трудящихся  мало разнились.  Директор подчас  начинал свою трудовую деятельность рядовым инженером или рабочим цеха.
             В новую формацию капитализм  Сергей Петрович включился с настороженностью, но на производстве он  по -  прежнему  много работал.  Участок, которым он руководил, выполнял все поставленные задачи. Рабочие получали  своевременно заработную плату, производство развивалось. Налаживались торговые связи с зарубежными партнерами, что позволило улучшить качество выпускаемой продукции. На новой денежной основе  организовали работу с внутренними  поставщиками продукции. Медленно наполнялись прилавки магазинов товарной продукцией, но цены на товар росли быстрее, чем заработная плата. Высокая инфляция  снижала качество жизни.
      В это время   все сбережения Смирнова, которые годами копились в сберегательном банке, обесценились. Если  до 1991 года на них можно было приобрести однокомнатную квартиру или автомобиль  «Москвич», то к  1995 году не смог бы купить кухонный стол. В стране  началась   массовая  приватизация. Получила свои ваучеры семья Смирновых. Так как она проживала в общежитие  предприятия, то вложила свои акции  в акционерное общество открытого типа  чековый инвестиционный фонд «МН ФОНД» (Московская недвижимость),  надеясь  ежегодно получать дивиденды. Обманули, на акции не получил ни копейки.
           Петрович, перебирая деловые документы, обнаружил через 20 лет свидетельство  фонда «МН ФОНДА», где стояла печать и подписи,  закорючки управляющего фондом и главного бухгалтера, но отсутствовала расшифровка  фамилий. На обратной стороне свидетельства  внизу мелким шрифтом написали местонахождение  фонда:  Москва, Проектируемый проезд 4062, 6. Сейчас он понимал, что псевдо фонд не планировал выдачу дивидендов. Сотрудник фонда, составляющий свидетельство, обладал чувством юмора.
           В лучшем положении оказались те граждане, что продали свои акции  за деньги  скупщикам, но стоимость их была крайне низкой, ограничивалась покупкой 2 – 3 бутылок водки.
         Приватизация предприятия  прошла таким образом, что руководство завода сразу   получило наибольшее количество акций. Постепенно директор всеми разумными и нечестными способами  увеличивал  свой пакет акций.  Спустя десять лет он стал полноправным  хозяином предприятия и передал управление завода  сыну.
          Петрович продолжал трудиться на предприятиях города. В эти годы  он совмещал руководство цехом с обязанностями главного механика предприятия.  Дочери, окончив среднюю школу, поступили в институты на платной основе.  Они с отличием закончили  вузы. Каждая копейка в семье Смирновых была на счету. На предприятиях стали перечислять  заработную плату на пластиковую карту  Сберегательного банка.  Небольшая сумма его денег находилась на сберегательной книжке сбербанка на вкладе «Сохраняй»,  с процентной ставкой 1%.
        Поход в сберкассу он несколько раз  откладывал в основном по причине позднего приезда домой с работы.  В конце января 2015 года Сергей  Петрович не мог предположить, что простое действие переоформление вклада, существенно изменит его жизнь и подорвет здоровье.
         На улице в сумерках  завывал ветер и валил  мокрый снег. Он хлестал его по лицу, попадал за воротник куртки.  На крыльце долго стряхивал с себя снег.  В помещение сберкассы было тепло, уютно, мягкий дневной свет электрических  ламп равномерно  освещал интерьер и сотрудников кассы.
         Он подошел к свободному окошку. За прозрачной перегородкой  на стуле за столом сидела молодая худощавая девушка лет 20 – 23.  В глубине комнаты стояла  девушка – подросток, которая была более симпатичной. Они беседовали, улыбались.
       Петрович передал ей свой паспорт, сберегательную книжку и попросил закрыть бессрочный (советский ) вклад «Сохраняй» и оформить новый срочный вклад «Сохраняй» на 11 месяцев с процентной ставкой 10,3%. В это время   заработную плату ему переводили на карту сбербанка, а пенсию получал на почте наличными деньгами.
       Марина,  менеджер кассы проверила его  паспорт в начале визуально каждую страничку, потом с помощью прибора. Таким же способом убедилась в подлинности  сберегательной книжки.  По компьютеру  нашла   вклад Петровича  и  ошарашила его, сказав: « Пожилой человек! Некрасиво поступаете. Деньги забрали, и вновь требуете.  Все сбережения сняли со счета  в мае прошлого года и перевели их на другой счет. Тогда же закрыли счет».
       Выслушав длинное обвинение Марины, он  обратил её  внимание, что отсутствует запись в сберегательной книжке в графе расходы.
     - С вашего согласия родственник или знакомый перевел деньги со сберегательной книжки на другой счет – прокричал менеджер.
Подружка Марины ехидно улыбалась, поддакивала.
               
         Сергей Петрович  объяснил  менеджеру, что свой паспорт он никому не отдавал, не терял, не выдавал доверенности на получение денег в сберкассе. Он не мог понять, каким образом пропали деньги с вклада. Менеджер проверила денежные средства, поступившие на карточку в течение последнего года. Она убедилась, что на карту поступала только  заработная плата от организации, где он трудился. Марина также проверила,  какие деньги Петрович  получал в автоматах сбербанка. Здесь тоже было все чисто и прозрачно, но она вновь пошла в наступление и обвинила его, что для снятия денег использовал систему онлайн.  Смирнов  объяснил менеджеру, что не знаком с такой системой, не имел понятия, где и как её применить.
        Менеджер обвиняла Смирнова, а Петрович работников банка в хищении денег.  Рабочий день близился к концу, но Петрович не намерен  был соглашаться с хищением денег. В помещение кассы  он написал заявление о пропаже денег на имя руководителя банка и просил банк разобраться  и вернуть деньги.
        Марина позвонила в службу поддержки в городе  Санкт – Петербурге и обрисовала ситуацию.  Спустя некоторое время  служба сообщила  ей, что деньги с моего счета переведены 27 апреля в размере 50000рублуй и 30 апреля 10 рублей 90 копеек на банковскую карту другого человека  однофамильца. Менеджер попросила Петровича позвонить  по телефону кассы через две недели. Он не испытывал доверия к работникам сберкассы и написал заявление непосредственно управляющему отделения  сбербанка России. Заявление было принято секретарем, на его экземпляре она  поставили штамп и дату.
          Спустя месяц Смирнов  позвонил  менеджеру сберкассы. Она объяснила, что вопрос сложный  разбираются, но не последовало никакой реакции на заявление  от управляющего отделением банка. Вновь он  сочинил заявление управляющему отделением, где попросил ответить  на пять простых вопросов.  Молчание.
          Так как банк игнорировал заявления Петровича, то он написал заявление в Управление  экономической  безопасности и противодействия коррупции  УМВД области.  Из управления его отправили в отдел экономической  безопасности, где заявление приняли и обещали разобраться и дать ответ.  Во второй половине марта   Смирнов получил с отдела УМИД области письмо – ответ,   где на трех листах излагался материал известный ему, Там же  сообщали, что отказано в возбуждение уголовного  дела по факту хищения денежных средств. Деньги пропали со счета банка,  но хищения нет?
         Петрович дважды перечитал письмо, обратил внимание на  последний пункт, что он имеет право обжаловать  данное постановление в суде. Чтобы решить вопрос по возврату денег со сбербанка  Петрович обратился в юридическую контору.  Его  внимательно  выслушал юрист высшей категории  Василий Васильевич. Он проверил все  представленные документы. Юрист согласился помочь Смирнову. Они заключили договор на предоставление юридических услуг.  У Петровича появилась уверенность,  что похищенные деньги будут возвращены. 
          Василий Васильевич помог ему грамотно составить исковое заявление, а также выполнил расчет суммы, подлежащей взысканию с ответчика ( Сбербанк). Судебным извещением  сообщили ему, что суд состоится в помещение городского суда 13 мая в 14 часов. Судебное разбирательство проходило в составе судьи, секретаря суда, ответчика и потерпевшего. Рядом с Петровичем присутствовал на суде юрист Василий Васильевич. Ответчиком выступал юрист отделения Сбербанка.
         Смирнов огласил свою позицию в суде и передал через секретаря судье подледники документов в количестве  11 единиц. В своем ответе юрист сбербанка  много говорила о той работе, которую проводит банк по привлечению клиентов и сохранности вкладов. Она заверяла суд в том, что  постороннее лицо не может  снять денежные средства  со счета вкладчика.
          Судья предложил ответчику  оформить мировое соглашение, которое предусматривало  возврат похищенных денежных средств и выплату процентов по вкладу.   Такой вариант решения вопроса о возврате денег  устроил потерпевшего, но ответчик  отверг его  и судебное разбирательство перенесли на 22 мая.
        У Петровича обострились хронические заболевания, повысился сахар в крови, а также кровяное давление. Таблетки, что регулярно принимал он от гипертонии и сахарного диабета, не помогали, появилась хроническая усталость, нарушился сон,  усилились  боли в ногах.
     Тот  май выдался холодным и дождливым. Начало третьей декады мая, а на деревьях только  распустились  первые клейкие листочки, кой - где зацвела черемуха.  На земле, рядом с пятиэтажками красовались желтые  шляпки мать – мачехи. На придомовых клумбах  первыми порадовали голубые крокусы и алые тюльпаны. После вчерашнего дождя  на дороге  и тротуаре сохранились   маленькие лужицы с мутной водой. К обеду светило согрело воздух. Городские прохожие, сбросив демисезонные  куртки, плащи, и  головные уборы,  подставляли лицо и другие открытые части тела теплому солнышку.
       На крыльце городского суда  Сергей Петрович встретился  с юристом.  Вдвоем поднялись на второй этаж, отыскали помещение судебного заседания.  Спустя полчаса их пригласили в зал суда. В нем  сидели представители сбербанка в количестве трех человек, судья и секретарь суда.
       Судья обратился к Петровичу, получил ли он денежные средства, которые  похитили  с его вклада. Ответ был лаконичным. Нет. Юрист Сбербанка объяснил, что после проведенного служебного расследования  был подтвержден факт  неправомерного списания денежных средств  со  счета потерпевшего. Согласно принятому решению сбербанка   денежные средства  зачислены на карту Смирнова  22 мая.
        Смирнов вновь предал секретарю суда подлинники соответствующих документов.
        Суд решил:   Иск Смирнова Сергей Петровича  к  ОАО «Сбербанк  России» о взыскании  процентов по вкладу, процентов за пользование чужими денежными средствами  компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов удовлетворить частично. Суд моральный вред оценил в 10000 рублей,   а штраф в 6000рублей, что было значительно ниже  предъявленной суммы.
    Решение городского суда могут быть обжалованы  в областном суде  в течение месяца.
      Решения суда вступило в силу 30 июня.  В суде выдали  исполнительный лист о взыскание с  ОАО «Сбербанк России» в пользу Смирнова Сергей Петровича  33000 рублей.   На основание исполнительного листа и заявления взыскателя Смирнова  сбербанк выдал 12 августа все денежные средства установленные городским судом.
      Сергей Петрович оплатил юристу Василий Васильевичу денежную  сумму, установленную совместным договором.
        В конце мая Петрович получил письмо от старшего специалиста отдела по работе с клиентами  сбербанка.  В письме специалист банка просил извинения, за неудобства, которые произошли из – за некорректного объединения счетов.  При сбое программного обеспечения деньги перевели на другой счет. Фактически деньги со счета уплыли дважды 27 апреля 2014года и 30 апреля того же года. Дважды снаряд в одну воронку не попадает.
       Самое интересное данная трагическая история имела продолжение. В конце сентября, когда основная листва  облетела с деревьев, за окнами шумел  дождь. Петровичу позвонили по мобильному телефону, когда он возвращался домой после рабочего дня.  Молодой бодрый мужской голос произнес: «Сергей Петрович здравствуйте! На мой расчетный счет поступили деньги с вашего счета в размете 50000рублей». Смирнов остановился, продолжил внимательно слушать незнакомца.
       - Где мы встретимся, чтобы вернуть деньги. Укажите счет или карту,  куда можно перечислить деньги.-  громко крикнул телефонный собеседник.
       Петрович немного растерялся, несколько секунд думал, затем объяснил. « В мае состоялся суд, который обязал  сбербанк выплатить похищенные деньги,  а также все полагающие начисления.  В августе  они были возвращены».
         Незнакомец вновь предложил 50 000рублей, объясняя, что они  попали к нему ошибочно.
       Смирнов посоветовал собеседнику  вернуть деньги банку и закрыть этот вопрос.  Телефон замолчал.
        В ноябре  2015 года читая городскую еженедельную газету,  он увидел небольшую заметку, где рассказывалось о том, что сотрудник банка передавал мошенникам персональные данные пенсионеров, указывая размер накопленных денежных средств.
         Пенсионеры  в основном больные люди, а мошенники, пользуясь их беззащитностью, всевозможными способами стремятся обокрасть их. Телефонные мошенники   придумывают настоящие спектакли,  пытаясь узнать у стариков  их персональные данные, или номера счетов,  банковских карт.
         Мой совет:  не отвечать на незнакомые номера.  Если произошла трагедия, деньги похитили, то « не опускайте  руки» и законными способами добивайтесь справедливого решения вопроса.
       
               Март 2023г.                Алексей Иванов   - Уситовский 2