Павлинка

Зашихин Леонид
  Это было давно... Морозное трескучее утро. Павлинка, одетая в легонькое демисезонное пальто, холода не замечает. Горят румянцем нежные девичьи щеки. Побелели и стали пушистыми полукружья бровей.

  Павлинке шестнадцать лет. Сегодня она очень волнуется. Первый рабочий день, и страшновато, и радостно на душе... Как-то будет на фабрике...примут как? Училась в ФЗО, машины знает, но сейчас всё как будто вылетело из головы...
  - Павлинка! Постой!
  Её догнала подружка. Росли в одной деревне, вместе поступали в ФЗО, вместе учились.
  - Боязно как... Правда?
  Павлинка молча кивнула. Они подходили к месту работы - к корпусам знаменитого хлопчатобумажного комбината в городе Кохме.
  Еще совсем недавно не так планировала Павлина начало своей жизни. Хотелось девчонке окончить десятилетку и поступить в институт. Всё хорошо получалось в мечтах, но жизнь обошлась с ней сурово. Удалось закончить только шесть классов.
  - Вас у меня шестеро. Ртов-то...-сказала мать, - нам с отцом не управиться. Ты вот о добром платье думаешь, а где его взять? На купило-то кошка ступила! О работе надо думать!
  Нелегко было матери говорить такие слова, но другого выхода из положения не было. Надо было помогать растить детишек.

  На работе случалось всякое. И радость успехов, и горечь неудач. Что-то сначала не получалось, казалось - не доверяют. Но обиды проходили быстро. Юность всегда немного самонадеянна. Ей на смену постепенно приходила мудрая зрелость. Бывало, безутешно плакала. Мастер отругал! А за что? За пустяки. Подумаешь, на валики накрутило; просмотрела! А что особенного? У других вон тоже накручивает... Норму-то я даю? Даю. Что еще надо?!

  Много позднее, уже участвуя в стахановском движении, поняла Павлина, что это не пустяки. Настоящий рабочий характер куется только в беспощадной борьбе с такими вот, вроде маленькими, упущениями, со слабостями.

  Как-то в один из июльских дней ровничницу пригласил к себе в кабинет начальник цеха. Дверь кабинета Павлина открывала с тревогой. Мысленно перебирала события последних дней, искала провинности и ошибки. Нет, вроде всё в порядке. А, выйдя от начальника, не знала - плакать от радости или петь? Как передовую работницу и цехового вожака её посылали в Иваново учиться на помощника мастера.

  Незаметно мчатся дни нашей жизни. В грозном сорок первом году враг рвался к Москве. Вернулась с учебы Павлина, и застала свою фабрику закрытой. Рабочие направляются на трудовой фронт. Каждый был нужен, каждые руки на строгом учете. В городе Шуе рыли траншеи, противотанковые рвы, строили укрепления. Голодно, холодно, трудно было тогда...

  Так прошло шесть месяцев. И вот Павлина Григорьевна в цехе, где её ждут новые испытания. Допускались неритмичность на производстве, случаи нарушений дисциплины труда. Но все понимали, что и здесь, в цехе, выпуская мирную продукцию, они вносят большой вклад в дело Победы. Нужна была разъяснительная работа, каждый должен быть до конца уяснить всю важность своего труда.
  - Главная моя задача тогда была - сплотить людей в единый крепкий коллектив, - вспоминает сейчас Павлина Григорьевна.
  Это правда. Нелегко приходилось женщинам. Надо отстоять у станка двенадцатичасовую смену, надо о семье позаботиться, о куске хлеба для ребятишек. Варили щи из крапивы, из щавеля. А много ли сил добавляли они? Всё шло для фронта, всё для Победы. В горниле Войны и труда мужало и получало стальную закалку то поколение, к которому принадлежит Павлина Григорьевна.
  Навсегда запомнился 1945-ый. Год нашей великой Победы. Тогда мастер ровничного цеха - Сорокина - стала коммунистом. Бешено, пойманной птицей билось сердце в груди, когда шло голосование. И как будто издалека услышала слова:
  - Принята. Единогласно.
  Вступление в ленинскую партию для человека означает крутой поворот. Не просто рабочим делается с этого момента человек, но - рабочим - коммунистом. Новые задачи, новую ответственность накладывает звание ленинца на плечи. На труд, на производство, на жизнь, на всё коммунист обязан смотреть по государственному. И соответственно поступать.

  Новыми заботами наполнилась жизнь Павлины Григорьевны. Двадцать лет подряд возглавлять партийную группу цеха - не шутка. Да и депутатские обязанности требовали сил, внимания, времени. Робкая девчонка из деревни Панкратцево, что лежит в десяти верстах от небольшого текстильного городка, стала депутатом Ивановского областного Совета. Была и нардным заседателем в суде. Ей верили товарищи, люди.

  Сейчас Павлина Григорьевна опять возглавляет цеховую партийную группу. Но только не на Волге, а на Урале. В ленто-ровничном цехе Чайковского комбината шелковых тканей. Этот цех одерживает постоянные победы в соревновании.
  - Много воды утекло с тех пор, - говорит Сорокина, сравнивая условия труда, оборудование текстильного производства первых наших пятилеток с современностью. - Большая разница! Легко теперь молодежи. Только не ленись.
  У Сорокиной хороший душевный характер. Уверенно идет по земле человек. Добрыми делами, как зимняя тропа зелёными вешками, отмечен путь Павлины Григорьевны.