С ящиком патронов из Москвы в Хабаровск

Арнольд Малыгин
Июль 1960 год.
Служил я в городе Якутске. Занимался спортом. Имея второй разряд по прыжкам в лёгкой атлетике, можно было устанавливать рекорды Якутии и занимать первые места на местных соревнованиях. К чему я и стремился.


В июле месяце поехал на соревнования Войск МВД РСФСР в Москву. Оттуда должен был лететь на спартакиаду Дальнего Востока и Восточной Сибири в Хабаровск. В Республиканском спортобществе «Динамо» мне поручили привезти ящик спортивных револьверных патронов в Хабаровск. Выдали на это соответствующие документы, и я полетел в Москву.

 Это произошло впервые в жизни. В Москве я никогда не бывал. Подсказали мне дома, что все вопросы можно выяснять, обращаясь к милиционерам, что я и делал. Узнал, с какого вокзала отправляться мне в воинскую часть. Прибыл туда, и стал ждать начала соревнований.


 Выступил я не плохо. Занял третье место по прыжкам в длину. Сколько я не выступал в соревнованиях, мне всегда не везло. Всё время не попадал на планку отталкивания. То не доступ большой, то заступ. И на этот раз, из шести попыток только одна была удачная, но и в той, несколько сантиметров не доступил. Времени свободного не было. Патроны же я должен был получить на стрельбище в Мытищах. После окончания выступлений направился туда.


Для меня это целая проблема. Поехать на электричке в Москву. Искать вокзал, с которого доехать до Мытищ. Проехать на метро. Дальше опять на электричке до Мытищ. Стрельбище за городом. К нему на автобусе надо ехать. А у меня уже билет на самолёт до Хабаровска. Правда, во второй половине дня. Утром рано пустился в столь трудный путь. С расспросами, с подсказками добрался до стрельбища.

 Предъявил документы и получил ящик патронов. Ящик не отличишь от ящика с боевыми патронами. Те, кто отпускал мне патроны, очень удивлялись. Как ты их повезёшь? Да через Москву, да всеми видами транспорта? Наверное, подумали, что я, и мои руководители с приветом, отправляя меня в столь долгий и опасный путь.
А мне что? Я молодой человек, в солдатской форме, мне всё нипочём.

 Ящик приличный, весом килограмм двадцать. Схватил его за одну ручку, как ведро, и попёр на автобусную остановку. Сразу заметил, что на меня поглядывают с интересом. В автобусе разместился возле выхода. Кондуктор шутит, выдавая мне билет. На войну что ли собрался. Знает, видимо, что это патроны. Доезжаю до вокзала и сажусь в электричку. Хорошо мне подсказали в московской кассе, взять билет туда и обратно. Избавило меня это, лишний раз стоять в очередях.


Прибываю в Москву. Тащусь через вокзал в метро. И тут на меня смотрят с интересом, некоторые с удивлением. И где тут без милиционеров. Думаю, что остановят меня, будут расспрашивать. Но у меня документы на патроны, покажу, не украл же я. Прохожу мимо, но не обращают на меня внимания. Солдат тащит патроны, видимо так надо. Пару патрулей точно прошёл.

 Спускаюсь в метро на движущейся лестнице. Мне интересно. Переставляю свой ящик по ступенькам. Перила убегают от меня, приходиться перехватывать их рукой. Ношусь с лестницы на лестницу, по нескончаемым переходам, добираюсь до своей станции. Несколько раз встречал в метро милиционеров, но никто не обращался ко мне с вопросами. Вышел на своей станции и пошёл на железнодорожный вокзал.


Тащусь к своему поезду, а мне на встречу солдатский патруль. Офицер и два солдата. Останавливают, козыряют мне, спрашивают, откуда патроны, берут в оборот. Меня не слушают ни про какие документы, выводят из вокзала и сажают в Газ-69. Молю офицера, что у меня билет на самолёт, опоздаю, но никакой реакции. Привозят в свою часть, куда-то на кулички и сдают меня вместе с ящиком на КПП.

 Офицер постарше стал расспрашивать меня про патроны. Хорошо хоть внимательно выслушивает меня. Просмотрел все документы на патроны, билет на самолёт.
Я ему говорю, что же я буду делать? Я и знать не знаю, как до части добираться, где я остановился. Да и на самолёт я точно не успею.

Надо отдать должное этому офицеру. Он приказал офицеру, который привёз меня, отвезти в мою часть, забрать мои вещи отвезти в Аэропорт. Мы и поехали. Ехали долго до воинской части, где я остановился. У меня небольшая спортивная сумка. Расколотили ящик. Две цинковые, зелёные коробки с патронами уместились там, со спортивными принадлежностями. Сели в машину и поехали в Аэропорт.

 
В машине мы с офицером были уже как старые знакомые. Удивлялся, что я приехал из далёкой Якутии. Расспрашивал, как там живёте при страшных холодах? Я на него не обижался уже. Но ехали мы долго. Времени до вылета уже почти не оставалось. Высадили меня, и я побежал на посадку. Посадка уже закончилась, остался я со своими патронами. Пошёл узнавать в справочное, что мне делать?


В те времена самолёты летали, как пчёлы, во все концы Советского Союза. В Хабаровск чуть ли не каждые два, три часа. Через него летели и на Камчатку, и на Сахалин, во Владивосток, и в Магадан. В справочном мне сказали, чтобы я доплачивал за опоздание четверть стоимости билета. Все мои увещевания, что я солдат, пожалейте меня, на них не действовало. Да и на самом деле, что рядовые работники могли сделать? Нашлись у меня деньги, в те времена билеты копейки стоили, поэтому я заплатил, сколько требовалось.


Никто меня при посадке не проверял. Стюардесса просила меня поднять сумку на антресоль. Я ей ответил, что она тяжёлая, ещё свалится на кого. Спросила, что это у меня в ней? Я простодушно ответил, что там патроны. Больше она ничего не спрашивала. Прилетел в Хабаровск, отдал патроны для кого они предназначались. На этом моя миссия закончилась.


 Почему эти целевые, револьверные патроны были нужны стрелкам? Они отличались пулями от боевых пуль. Когда боевая пуля попадала в мишень, трудно было определить, куда она попала. На границе между цифрами проходила белая полоса. Например, между девяткой и десяткой. Если даже чуть, чуть калибр пули задевал разграничительную линию, засчитывалось большее очко. Остроконечные боевые пули раздвигали бумагу мишени, и сложно было определить, задела ли она линию. Спортивные пули были свинцовые. Передний конец их был, как острый ободок стакана. Пуля просто вырезала ударом о мишени кружок бумаги диаметром 7,62 миллиметра. Никаких споров, по поводу, куда попала пуля, у судей и спортсменов не было. Вот поэтому я привёз патроны на соревнования.


К чему я это всё вспомнил. Да потому что, сравнивать те далёкие, спокойные времена с теперешней жизнью, это земля и небо. Попробуй сейчас провези на самолёте простые охотничьи патроны. Целое дело. Оформляешь бумаги, сдаёшь представителям аэропорта, потом получаешь по прибытии тоже по бумагам.  А раньше что? Садишься на самолёт, за небольшие деньги летишь, хоть на край света. Только хорошие воспоминания остались.