ВХ2. Бремя иллюзии

Виктор Ротт
         Народ,имеющий плохое понятие
        о Боге, имеет и плохое государство,
        плохое правительство, плохие законы.
               Г.Гегель. Философия религии, т.1.с.400.

 Сама Жизнь дала нам идеалы. По своей генетической программе мы склонны различать в действительности такие черты, как Благо, Истина, Справедливость, Совершенство.
По своей предрасположенности (откуда она взялась?) способны воспринимать их, как высшие ценности, и в личных реальностях многих людей они стали святыми и путеводными.
 Идеалы - ориентиры Вечной Жизни, высокая мера, по которой оцениваем всё, с чем соприкасаемся.
  Но, повторяю,в действительности,в природе есть феномены, процессы, законы, которые "отразились" в нашем подсознании, как представления, действующие на нас, но без нашего ведома, неосознанные.
  Действительность огромна, а человек мал. Она как машина, или существо, живёт по своим законам, производит нас и нами распоряжается, впитывает нас, встраивает в себя, - и так мы существуем, все вместе.
  Мы, как бы изнутри, чувствуем её мощь, а свою частичность и зависимость, и в нашем сознании само собой живёт представление о некоей Всемогущей силе, которой мы подчинены. Пожалуй, это даже не представление, а подсознательное - интуитивное знание, данное каждому собственным существованием.
  Среди нас всегда найдутся те, кто различит свои сознательные и бессознательные реалии и попытается о них рассказать миру. Философы! Созерцая звёзды и цветущую Землю, они удивлялись, восхищались, недоумевали, и пытались создать логически стройные догадки о Бытии.
  Что это за чудо? Сложнейший Космос, в котором совершаются неведомые гигантские процессы, и наша планета, с буйной роскошью Жизни, увенчанной мыслящим человеком?! Цветущая Земля...Она представляется уникальной во Вселенной, возможно специально созданной для разумного существа!
 Да, именно созданной в силу своей уникальности. Она кажется творение этой Всемогущественности. А всякие силы, с которыми сталкиваемся, мы склонны персонифицировать. Совершенствуя свои представления и персоналии, уже в древности человек открыл для себя Всемогущего Бога.
  Во всех мировых религиях Творец представляется как "абсолютная мощь".(Г.Гегель. ФР, т.1,с.291).
  В Библии, в Ветхом Завете представление о Всемогущем начинается образом Творца неба и земли и содержит образ Бога Отца и вождя еврейского народа в борьбе за место под солнцем, за "всю землю Ханаанскую во владение вечное" (Быт.17).
  Но уже в древних текстах Ветхого Завета всплывает проблема личных взаимоотношениях Бога и человека. Действительность не подтверждает представления
о Всемогущем как управители, способного дотошно вникать в подробности каждого
 человека. Если Ты Всемудрый и Всезнающий хозяин, как же Ты допускаешь страдать праведника и жировать злодею? "Ибо стрелы Вседержителя во мне,- жалуется Иов.- Яд их пьёт дух мой."(6:4). Почему не отведёшь болезни, землетрясения, засухи, войны? Если я страдаю, то только по воли Всемогущего. "В его руке душа всего живого и дух всякой человеческой плоти"(Иов 12:10).
  Ответ Иову гласит: Бог выясняет отношения с Сатаной, Он занят глобальными проблемами, и каковы Его решения и последствия Его действий, не доступно пониманию смертного. Не тебе судить о Его промысле!
  Но если так, то: "Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы (!) прибегать к Нему?" (Иов 21:15).  И значит нечестивый прав, обирая слабых и наслаждаясь награбленными благами?!
  В Книге Иова обнажено противоречие в представлении о Боге, укоренившееся в массовом сознании,  Бога, полезного для просителя, всемогущего чудесно удовлетворить его нужды.
 Между тем, у многих библейских  пророков можно найти императив лучшего понимания Всевышнего: "Итак познаем, будем стремиться познать Господа"(Ос.6:3).
 К этому побуждала и общественная жизнь в Израиле, обострение социальных конфликтов, особенно остро в эпоху оккупации Палестины Римской империей.