Немецкое кино

Григорий Аванесов
Оглавление
Немецкое кино. 1881-1907 Ч. 1 http://www.proza.ru/2018/07/11/377
Немецкое кино. 1913-1940 Ч. 2 http://proza.ru/2020/03/21/760
Знаменитые немки. 1941-1992 Ч. 3 http://proza.ru/2020/03/21/762

                Особенность немецких фильмов двадцатых годов

Вклад немцев в развитие литературы, философии, музыки — неоспорим.

Немое кино как начало новой культурной традиции Германии. "Метрополис" как самый дорогой фильм тех годов. «Метрополис», самый дорогой немецкий фильм, самая безумная затея режиссера, доводит до крайности противоречие между промышленной природой кино и сущностью кинотворчества. Ланг стал первым немецким режиссером, бюджет которого в процессе работы увеличивается в катастрофических пропорциях: он снимает «Метрополис» («Metropolis», вышел в 1927 году) в течение двух лет.


Кино официально признает свой долг перед наукой,  психоанализ уже напитал фильмы - например, ничем не примечательный сценарий «Метрополиса». «Метрополис» - вершина производственной политики Поммера, дававшей творцу свободу вне всяких бюджетных соображений.

Особенности немецких фильмов вышедших на экраны после Первой Мировой войны: "Кабинет доктора Калигари", "Носферату: симфония ужаса", "Метрополис". Художественные различия фильмов, которые объединены общей темой потусторонних сил, влияющих на ход жизни.

Поспешный переход к звуку. Создаются произведения, которые преображают старые темы, обращаются и к старым немецким романтическим традициям, и к художественным течениям авангарда. Популярным стереотипом фильмов является соблазнительная красотка.

Некоторые фильмы делают ставку на зрелищность: такова лента «Истина побеждает» («Veritas vincit», 1919) талантливого режиссера-продюсера Джоэ Мая, сделанная под влиянием «Нетерпимости» Гриффита, - с тремя историями, происходящими в три разные эпохи.

У фильмов были сюжеты, в духе времени: «Чума во Флоренции» («Pest in Florenz», Отто Рипперт, 1919), «Жуткие истории» («Unheimliche Geschichten», Освальд, 1919).

У Освальда, - «Aufklarungsfilme»: «просветительские» фильмы по сексуальному воспитанию. Он одним из первых в мире начал серьезно снимать кино на такие темы, как проституция, венерические болезни, гомосексуализм («Иначе, чем другие» или «Anders als die Anderen», 1919).

 В США наступает подлинный шок после показа двух суперпостановок Любича на исторические темы: «Страсть» (американское прокатное название фильма «Мадам Дюбарри» или «Madame Dubarry», 1919) и «Разочарование» (американское прокатное название фильма «Анна Болейн» или «Anna Boleyn», 1920); они приводят в восторг публику и критику и даруют автору известность наравне с именами Полы Негри и Эмиля Яннингса. Любича называют «великим гуманизатором истории».

Комедийное чутье Мурнау, его ирония начинают проявляться с определенных фильмов: это «Замок Фогелёд» («Schloss Vogelod», 1921) и «Финансы великого герцога» («Die Finanzen des Grossherzogs», 1924).

Тема желания проходит сквозь множество фильмов. Когда желание встречает преграду, как в фильме Пабста «Ложный путь» («Abwege», 1928) или в фильме Дитерле «Пол в оковах» («Geschlecht in Fesseln»), выявляются тревога и кризис мелкой буржуазии.

«Асфальт» («Asphalt», 1929) Мая, великолепный павильонный фильм, выстраивает «симфонию большого города», целиком воспроизведенного на студийных площадках, и повествует о жизненном пути профессиональной воровки и соблазнительницы.

«Демонический экран» снят с повестки дня. В 1929-1930 годах Арнольд Шёнберг сочиняет «Музыку для аккомпанемента к сцене фильма», три части которой озаглавлены «Грозящая опасность», «Тревога», «Катастрофа». Но в реальности кино перестает говорить о каком-либо из этих переживаний.

«Заблуждения», завершают метаморфоз актрисы, которая дебютировала в роли Марии и ее двойника в «Метрополисе»: теперь она играет неудовлетворенную супругу. Студия УФА превращает Хельм в одну из своих первых звезд. Десять лет ее творческого пути пройдут под знаком контракта с этой студией.

Несмотря на талант, проявленный ею в фильмах Ланга и Пабста, ей дают только роли «женщины-вамп» или куртизанки; в 1929 году она снимается в великолепном фильме «Чудесная ложь Нины Петровны» («Die wunderbare Luge der Nina Petrovna», Ханс Шварц) и в «Манолеску» («Manolescu», Виктор Туржанский).

1929-й - год первых звуковых фильмов: «Мелодия мира» («Melodie der Welt») Рутмана, - кругосветное путешествие, в котором использование звука, несинхронного и без слов, является авангардистской акцией, полной юмора; «Атлантик» («Atlantik») Дюпона (снятый в Лондоне); «Царская ложа» («Die Konigsloge», которую снял в Нью-Йорке Брайан Фой).

Эпоха немого кино завершается двумя диаметрально противоположными картинами: в «Женщине на Луне» используются все находящиеся во власти кино возможности преображения современности; второй фильм - исключение, он показывает обыденную жизнь, не драматизируя ее, не очерняя и не приукрашивая. «Люди в воскресенье» («Menschen am Sonntag», вышел в 1930).

Первые стопроцентно говорящие фильмы, снятые в Германии, выходят еще до конца года, самый первый снимается в нескольких версиях, на разных языках. Первые стопроцентно говорящие фильмы, снятые в Германии, выходят еще до конца года, самый первый снимается в нескольких версиях, на разных языках.

Относительность вины и невиновности. «М» - фильм-догадка. «М» - узел немецкого кино. Трудно не обнаруживать влияние «М» повсюду, несмотря на периодические приступы амнезии, которыми были отмечены пятьдесят последующих лет.

***

У немцев властные женщины, которые любят доминировать над мужчинами. Также немцы славятся своей увлеченностью в свингерстве - они очень любят меняться парами, ради получения острых ощущений и порции удовольствия. Немцы очень любят фетиш и бондаж, особенно им по вкусу наряды из латекса, в которых они занимаются своими извращениями.

Запомнились пышные блондинки из фильмов военных лет, задиравшие длинные ноги под бравурную музыку. Для немцев секс — неотъемлемая часть здорового образа жизни, как чистка зубов по утрам или вечерний душ. Голое же тело вообще представляется немцам естественным состоянием человека, значит, и стыдиться здесь нечего.

Достаточно сложно у немцев дело обстоит с юмором. То есть любить-то они его любят, но сами в этом вопросе безнадежны. Отсутствие же чувства юмора не позволяет взглянуть на себя самих и свои проблемы легко и со смехом.
Над немецкой серьезностью и отсутствием юмора не устают подтрунивать англичане и французы.

Лучшее новое немецкое кино, которое стоит посмоть!
 
Феникс (2014)
Phoenix драма

В ролях: Нина Хосс, Рональд Церфельд, Нина Кунцендорф, Михаэль Мертенс, Имоджен Когге

Конец Второй мировой войны. Певица Нелли чудом выживает в Освенциме, но получает серьезные травмы после выстрела в лицо. Пластический хирург не в состоянии восстановить ее прошлый облик, поэтому в Берлин она возвращается другим человеком. Там она наконец находит своего мужа, который, к ее удивлению, не узнает ее и даже просит «сыграть его жену», чтобы получить деньги, доставшиеся ей в наследство. Кристиану Петцольду удалось снять не просто лаконичную психологическую драму о предательстве и настоящем перерождении, но и фильм с одной из самых грустных концовок в кинематографе XXI века.

Тони Эрдманн (2016)

 Главный хит 2016 года. Любитель пранков и по совместительству бывший преподаватель музыки Винфред решает наладить отношения с дочерью Инес, для которой граница между работой и жизнью давно размылась. Для осуществления благородной миссии он решает переодеваться в эксцентричного бизнесмена Тони Эрдманна, который раз за разом вторгается в дела дочери. Казалось бы, у немецкой трехчасовой трагикомедии с синопсисом типичного позднего фильма Адама Сэндлера нет ни единого шанса стать успешным.

Вестерн (2017)

Режиссер фильма Валеска Гризебах пытается ответить на многие вопросы через историю Майнхарда, который вместе с другими немецкими рабочими приезжает в Болгарию. Местные жители не рады гостям и их вольному поведению, но напряжение постепенно сбавляется из-за главного героя. Он подделывает факты своего прошлого, чтобы понравиться жителям деревни, но надолго ли хватит этой лжи? Препарируя жанры вестерна (в фильме есть лошади, салун и даже дуэль) и колониальной истории, Гризебах создает портрет общества, в котором мужчины на первое место ставят ненужное соперничество.

Виктория (2015)

Испанская девушка Виктория только-только переехала в Берлин. Выходя из клуба посреди ночи, она знакомится с местными ребятами, которые обещают показать ей «настоящий город». Их ночная одиссея быстро превращается из экскурсии в заранее запланированное ограбление банка, в котором Виктории уже уготовлена своя роль.

Премьера фильма состоялась на 65-ом Берлинском международном кинофестивале, где он получил награду за выдающиеся художественные достижения[4]. Картина также получила награду Deutscher Filmpreis в шести номинациях, в том числе за лучший фильм.
___
Жена полицейского (2013)

Самый противоречивый фильм подборки. Режиссер Филип Грёнинг уже успел привезти свой новый фильм «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» на Берлинский кинофестиваль этого года — тогда он стал главным скандальным событием смотра. Пять лет назад схожая ситуация была с «Женой полицейского». Муж, жена и их маленькая дочка живут в небольшой квартире в неназванном городе. Тяжелая работа в полиции сказывается на характере и психике мужа — сначала он начинает отдаляться от семьи, а потом и вовсе избивать жену. Та, в свою очередь, находит утешение в любви к дочери. Эта тихая трагедия либо впечатлит вас своим новаторским нарративом и поэтичностью, либо взбесит отсутствием мотивации героев и «претенциозностью».

Фильм идет почти три часа и назвать его фильмом, в котором есть определенный сюжет нельзя. Он весь состоит из фрагментов, из 59 коротких глав-зарисовок, которые даже не расположены в правильном хронологическом порядке и напоминают больше отрывочный сон. Но и реальность в фильме такова, что от нее хочется спрятаться в сон или в вообще в небытие. Проблема домашнего насилия!
___
На пределе (2017)

Важный и актуальный для немецкого общества фильм, который сначала был холодно принят на Каннском кинофестивале, а после проката в США превратился в одного из фаворитов гонки за «Оскар» своей категории. Жизнь Кати рушится в один момент — неонацисты устраивают взрыв в турецком районе, из-за которого гибнут муж и маленький сын героини. Дальше фильм смешивает аж три жанра: сначала это трагедия человека, который пытается найти стимул жить, после этого — судебная драма, а заканчивается все шпионским триллером. Несмотря на то что фильм иногда больше напоминает политическую агитацию и в целом часто держит эмоции зрителя в заложниках, стоит лишний раз отметить невероятную Дайан Крюгер, для которой эта роль стала одной из лучших в карьере.
Тривиальная по сути, но сильная благодаря режиссерскому и актерскому мастерству психологическая драма о женщине, семью которой убили неонацисты.
___
Рецензия на «Немецкое кино»

Почему-то Ваша ссылка на немецкое кино до 1983 г. откликается на мониторе сообщением "Автор удалил данное произведение"! Поэтому предположу, что там Вы упоминаете фильмы Фасбиндера. И "Жестяной барабан" Шлёндорфа. А из современных немецких фильмов я бы отметил "Достучаться до небес" и "Жизнь других". На мой взгляд, превосходные фильмы, особенно последний.

Лука Сатин   09.03.2023 •

Рецензия на «Немецкое кино»

Мощный обзор, уважаемый Григорий!
К сожалению никогда не принимал немецкое кино всерьез, кроме одного фильма. Я видел его в отрочестве, когда все было ясно: тут наши, там чужие. Но этот фильм заставил задуматься. Это конечно же "Приключения Вернера Хольта".
Псы
Вторая ссылка в начале обзора НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ(удалена автором).

Павел Лапсердаг   08.03.2023 •

Рецензия на «Немецкое кино»

Согласна, что с юмором у немцев проблемы. Он зачастую примитивен.
А латекс уже давно забыт. Только древние старухи продолжают носить синтетику, не замечая что кожа в ней задыхается.

Маргарита Школьниксон-Смишко   08.03.2023  •