Несущая свет

Игорь Бабанов
Несущая свет
Традиции понимания материнства в русской культуре воспроизводились первоначально через призму языческой культуры. Основной функцией материнства в данный период являлась трансляция ценностей и обрядов. Материнство занимало пограничное положение между природой и культурой, а женщина заключала в себе исторически сформированный образ матери.
Несмотря на то, что славянские племена территориально были разрозненны, многие из культов были сходны. В них женщина-мать сравнивалась с образом Матери-Земли, а Богиня-Матерь считалась воплощением воспроизводящей силы природы, «оплодотворенная» дождем она давала урожай, кормила людей, помогала продолжить род [9].
Значительную роль в жизни славянских племен играло также поклонение богине, олицетворяющей Женскую Любовь. Богиня Лада являлась покровительницей матерей и детей, «помогала» в родах. То, что люди приписывали к основным функциям Лады (созидание и покровительство семье), становилось основанием женской ментальности. Женское, материнское начало образовало архаичный пласт культуры, через который можно проследить культурные феномены от индивидуальных до родовых [10, с. 86–88].
Таким образом, в языческой культуре образ Матери-Земли придавал женщине черты плодородности, мудрости, родственной близости, лишенной эротичности. Священность женщин находилась в прямой зависимости от святости Земли, а способность женщины к рождению детей имела космическую модель, стоящую на высокой ступени духовности.
Впоследствии с принятием христианской религии культ Богини-Матери был заменен образом Богородицы, носящим сходные черты. А трансформация языческой мифологии привела к созданию материнского архетипа, в котором женщине были приписаны жертвенность, скромность, сострадание, любовь, асексуальность, целомудрие.
В работах русских философов материнство определялось как особенная черта женской природы. Н. А. Бердяев, ставивший в основу мировоззрения проблему человека, рассматривал материнство как «космическое начало заботы и охраны жизни от грозящих ее опасностей» [11, с. 55].
Философский взгляд Г. П. Федотова заключался в понимании божественного материнства как сердца русской религиозности.
Главной особенностью исследования темы материнства в русской философской мысли было присутствие культа Софии – «Божественной мудрости». Данное понятие рассматривалось в работах С. Н. Булгакова, где он ставил концепт Софии в идеальную основу мироздания, воспринимая ее как предмет божественной любви и вечной Женственности. В своем произведении «Свет невечерний» он рассматривал процесс рождения ребенка для женщины, главным образом, не как болезненный и опасный, а как дающий жизнь новому человеку. При этом Булгаков указывал на радость, с которой мать и отец встречают появившегося ребенка, подчеркивал ощущение родителями того, что только появившийся человек существовал с ними всегда [12, с. 400–415].
Философский взгляд В. В. Розанова на семейные отношения основывался на религиозном восприятии мира. В своих трудах он указывал, что общий упадок культуры отражается и в семье, в первую очередь в отказе от деторождения. В работе «В мире неясного и нерешенного» Розанов рассматривал четыре фазы творения: чадо-зачатие, чадо-вынашивание, чадо-рождение, чадо-воспитание. В первой фазе проявлялось творение мира – «главный трансцендентно-мистический акт». В чадо-вынашивании и чадо-рождении человек раскрывался как сосуд Божьей Тайны.
Чадо-воспитание возлагалось на родителей и являлось рациональной категорией. Розанов восхищался женщиной, ставил ее ключевой фигурой, указывал на божественное равенство полов [13, с. 122–123].
Качественно иные взгляды на рассматриваемую проблематику были заложены в марксизме. Основные представители – Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [14], А. Бабель в произведении «Женщина и социализм» [15], К. Цеткин в трудах «Женский вопрос», «Международный женский коммунистический день» [16; 17] – разрабатывали идею равенства полов, признания материнства одной из главных социальных функций, совмещения материнства с другими видами деятельности. В данных произведениях авторы подчеркивали ценность охраны женского труда и своеобразной поддержки материнства...
9. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие / С. А. Токарев. – Изд. 2-е. – М., 2011. – 400 с.
10. Кабакова Г. И. Дети некрещеные / Г. И. Кабакова // Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. – М., 1999. – Т. 2. – С. 86–88.
11. Бердяев Н. О назначении человека / Н. Бердяев. – М. : Республика, 1993. – 383 с.
12. Булгаков С. Н. Свет невечерний : созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. – М. : Республика, 1994. – 415 с.
13. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного / В. В. Розанов. – М. : Республика, 1995. – 462 с.
14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства : избранные произведения : в 3 т. / Ф. Энгельс. – М. : Политиздат, 1986. – Т. 3. – 639 с.
15. Бабель А. Женщина и социализм / А. Бабель. – М. : Госполитиздат, 1959. – 596 с.
16. Цеткин К. Женский вопрос : пер. с нем. / К. Цеткин. – Гомель : Гомельский рабочий, 1925. – 70 с.
17. Цеткин К. Международный женский коммунистический день : доклад на собрании агитаторов в МК РКП (б) 12 февраля 1925 года / К. Цеткин. – М. : Моск. рабочий, 1925. – 61 с.
Белогурова Ю.Г. Представление о материнстве в западноевропейской и русской философской мысли // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2014. № 1 (11). с.45-51
http://www.vestnik.vsu.ru/search_ru.asp