Тропами Мефодиевки. Часть вторая

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2023/03/05/909

Экскурсовод Игорь обращает наше внимание на здание вокзала.

Здание железнодорожного вокзала для многих гостей Новороссийска является «лицом» города, так как именно его видят пассажиры поездов первым.

Зданию  в этом году исполняется 125 лет. Строительство велось по проекту архитектора Виктора Пиотровского. Внутри вокзала в те года был уложен паркетный пол, стояла изысканная мебель, а дровяные печи были облицованы кафелем.

Открытие вокзала состоялось в 1898 году, через 9 лет после того, как в Новороссийск пришел первый поезд. По этому случаю состоялась пышная церемония. В торжествах даже принял участие тогдашний министр путей сообщения Константин Посьет. По такому случаю на открытие пригнали 4000 рабочих, которые были заняты на строительстве железнодорожной магистрали.

После молебна министр торжественно перерезал ленточку ножницами из серебра, у которых «ушки» были сделаны из золота.

В годы войны здание вокзала было сильно разрушено. Во время Новороссийской операции 1943 года, когда город освобождали от гитлеровских оккупантов, данный район отбили «куниковцы» - батальон образованный из костяка героев, которые первыми высадились на Малой земле. Морпехам пришлось несколько дней провести в окружении, и снабжать их было возможно только с помощью самолетов.

После освобождения города решался вопрос о том, восстанавливать ли старое здание или строить новое. Архитектор Валентин Данини, который приехал помогать восстанавливать город, настоял на первом варианте. В настоящее время мы можем видеть здание вокзала в прежнем виде со всеми архитектурными деталями.

В 1997 году в проектном институте, в котором работала я, на смену кульманам пришли компьютеры. Моей первой работой на компьютере был проект реконструкции здания вокзала. Нашей задачей было сохранить историческое здание и при этом оно должно было отвечать требованиям современности. Проект был готов, но не претворен в жизнь.

Новороссийск расположен по берегам красивейшей Цемесской бухты, как с южной стороны, так и с северной.  Сегодня  нам ныне живущим горожанам не представляет никакого труда переезжать из одного района города в другой и делать это очень быстро, ведь в городе так много общественного транспорта.

В давние старинные времена было совсем по-другому. Маленький Новороссийск в первые десятилетия своего основания ютился на Юго-западной стороне Цемесской бухты, а северная  была долгое время необжитой и необитаемой. Первозданные  кавказские берега и леса мало привлекали желающих здесь селиться по многочисленным причинам: это и продолжавшаяся четвертое десятилетие Кавказская война и проигранная Россией и отбросившая на десятилетия развитие этого региона Крымская война, а также суровый и непривычный для жителей европейских районов климат и, конечно же, девственность и  неустроенность этих мест.

Заселять и обживать просторы Черноморского побережья, было крайне важно и нужно, и такая возможность появилась.  В 1866 году царем утверждается закон о заселении Черноморского округа, по которому переселенцам причитались многочисленные


финансовые льготы, и бесплатно выделялась земля. Закон этот разрешал переселяться мещанам, некоторым категориям крестьян, фабричным людям, а также иностранным подданным христианских исповеданий.
В 1869 году, прибыли первые поселенцы-чехи из Австро-Венгрии.
Земли, выделенные им, находились в  северо-западной  части бухты за рекой Цемес и за обширным Цемесским болотом.  Через некоторое время поселение, из армейских палаток и крытых травой шалашей трудами их обитателей и при льготах, предоставленных казной, превратилось в достаточно зажиточную деревню.

Расчистив свои участки от леса, поселенцы сеяли пшеницу, просо, ячмень, занимались виноградарством и  табаководством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот. Жили, дружно помогая друг другу, и одновременно соревнуясь между собой, старались вырастить  самый большой урожай на своем поле. В  необитаемом лесу появились домики и затеплилась крестьянская жизнь. Через четыре года в лесу за  ручьем образовалась деревня, в которой проживало около 100 человек чехов. Переселенцы  назвали её Мефодиевкой. в честь святого Мефодия.

Продолжаем экскурсию по новому пешеходному мосту. Этот мост всегда был и остается востребованным у жителей Мефодиевки. Он помогает значительно сокращать дорогу в сторону железнодорожного вокзала.

Вместо разваливающейся конструкции был сооружен надежный, современный мост. Пешеходы на нем защищены от дождя — имеется навес во всю длину. Как и анонсировалось, мост оснащен подъемным механизмом для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В школьные годы я застала старый пешеходный мост,  где видны были еще следы войны.

На фото - здание вокзала

http://proza.ru/2023/03/09/1158